Страсти по такси, или

О том, как сделать этот рынок цивилизованным

Круглый стол «Рынок такси и его регулирование», прошедший в рамках деловой программы Белорусской транспортной недели, стал, пожалуй, самым эмоциональным мероприятием большого транспортного форума.

Диалог бизнеса и госструктур затронул очень серьезные и проблемные вопросы, волнующие сегодня всех добропорядочных перевозчиков: обеспечение безопасности пассажиров и уровень качества оказания услуг при перевозке автомобилями-такси.

Модератором форума выступил первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Алексей Ляхнович.

Вместе с Алексеем Алексеевичем ответить на вопросы собравшихся пришли заместитель начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Андрей Гладкий, заместитель начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Анастасия Семашко и председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров Екатерина Станкевич.

О том, что в сфере оказания транспортных услуг автомобилями-такси сложилась сложная ситуация, сегодня в первую очередь говорят сами перевозчики. Главная причина их озабоченности – присутствие на рынке недобропорядочных бизнесменов, не обеспечивающих должный уровень качества оказания услуг.

Их главный потребитель – пассажир – может даже и не догадываться о каких-то подводных течениях. Ведь испокон веков, остановив машину на дороге или вызвав по определенному адресу, будущий пассажир был уверен, что его безопасность обеспечена: автомобиль исправен, водитель – профессионал, он здоров, не устал, находится в адекватном состоянии и имеет все необходимые документы, гарантирующие ответственность перевозчика перед пассажиром.

Однако в реальности все немного сложнее.

Вот, например, объявление о найме на работу, опубликованное на одном из сайтов Гродненщины:

 «Дорогие водители, мы открываем новую услугу – аренда авто с экипажем. Теперь все желающие могут работать без таксометра, используя показания программы и кассовый аппарат. Будет новая оклейка, без желтых полос, без плафона, а также без врача и механика. Без двойных транспортных сборов и других расходов».

Вот интересно, найдется ли хоть один человек, который рискнет воспользоваться услугами такого перевозчика?  Вряд ли. А знает ли пассажир о том, что на его вызов такси у незнакомого оператора может приехать машина, предоставленная на условиях аренды? 

Ведь, по сути, это та же перевозка легковым автомобилем, за которую пассажир платит. Вот только приоритеты несколько другие: за все, что может произойти в пути с арендованным авто, перевозчик ответственности не несет. Это уже проблемы пассажира. Но знает ли он об этом?

Такое положение дел (как и многие другие вопросы) возмущает добросовестных перевозчиков и ставит новые вопросы перед властью.

Вероятно, по этой причине принять участие в бизнес-диалоге с представителями  госструктур собралось более 50 представителей диспетчерских служб, компаний и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих услуги по перевозке пассажиров автомобилями-такси более чем в 15 городах Беларуси. Среди них ООО «Такси пятница», «Такси Бавария», «Урбан Такси», «Вилли-Мобили», ЧТУП «МобайлОН», ООО «Галактик Вэй», «Евротакси», «Виллори Голд», ООО «Такси Нэкст», ООО «АвтоЮрлайн» (152), ООО «КОРИС-ГУАРД» (135), ЧТУП «Элитное такси», ЧУП «Автокар-партнер» и многие другие.

Такая разношерстность структур-представителей, прибывших на круглый стол, как и достаточно обширная география их месторасположения, уже в начале встречи явно свидетельствовала о том, что важных вопросов у бизнеса много. Но готов ли он выступить рядом с Минтрансом в их решении?

О том, что рынок такси необходимо урегулировать, не понаслышке знают в Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Первый заместитель министра Алексей Ляхнович констатирует – перевозчики начали достаточно часто задавать вопросы Минтрансу:

– Если раньше к нам обращались в основном потребители – пассажиры, то сейчас приходят запросы от бизнеса. Рынок сегодня разрегулирован, мы это видим. Позиция Минтранса четкая: надо возвращать лицензирование.

Алексей Алексеевич также рассказал, что по данному вопросу состоялся диалог с его коллегой из российского Минтранса:

– У них тоже была подобная проблема. Сейчас в России вернулись к лицензированию, но выдают лицензию на транспортное средство. Лицензируется полностью вид деятельности, связанный с перевозкой пассажиров. Мы изучим этот опыт более внимательно. Но мы обязаны знать каждого водителя и каждую машину, которая сегодня занята перевозками пассажиров в сфере такси. Ведь, с одной стороны, необходимо обеспечить безопасность при перевозках пассажиров, с другой – создать равные условия и добросовестную конкуренцию на рынке транспортных услуг.

Лицензирование услуг такси было отменено Декретом № 7 от 23 ноября 2017 г. «О развитии предпринимательства», и таксисты перестали получать лицензии с 2018 года. При этом для международных автоперевозок пассажиров в регулярном и нерегулярном сообщении, а также при регулярном сообщении внутри страны лицензия необходима и сейчас.

По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь на 1 января 2017 года, на рынке оказания услуг автомобилями-такси работало 5554 субъекта хозяйствования, оплативших налогов на сумму 8,1 миллиона рублей. По состоянию на 1 сентября текущего года в этом сегменте занято 6664 перевозчика, которые с начала года перечислили 9,2 миллиона рублей налогов и сборов.

В Минтрансе считают, что год работы без лицензий услуг такси показал преждевременность их отмены. Ведь в перевозке пассажиров в приоритете вопросы безопасности.

В данной связи заместитель начальника Транспортной инспекции Анастасия Семашко приводит в качестве примера некоторые цифры по ДТП, в которых участвовали таксисты:

– По нашим данным, количество дорожно-транспортных происшествий с участием автомобилей-такси, в том числе выполняющих перевозки под видом аренды транспортного средства с экипажем, за 9 месяцев этого года выросло на 40% по сравнению с таким же периодом 2018-го.

Более того, с 30 сентября с участием автомобилей, на бортах которых размещены логотипы одного известного бренда диспетчера такси, совершено 5 ДТП, в которых пострадали люди.

Транспортная инспекция внимательно анализирует все ДТП. И выводы тут неутешительные: основными факторами, влияющими на безопасность пассажиров, являются нарушение водителями режима труда и отдыха, непрохождение предрейсового медицинского освидетельствования, несвоевременное прохождение гостехосмотра.

В отношении проверок арендованных легковых автомобилей с водителями Анастасия Семашко уточнила, что  при выявлении перевозок такси, выполняемых на основании заключения договоров аренды транспортного средства с экипажем, Транспортная инспекция относит такие договоры к притворным сделкам, а к автомобильным перевозчикам предъявляет такие же требования, как и в случае выполнения обычной перевозки автомобилями-такси. То есть инструмент воздействия один: не выполняешь требования законодательства – будешь привлечен к административной ответственности.

Что же касается  недобросовестных перевозчиков, предоставляющих свои услуги в интернете, предложение Транспортной инспекции очень краткое, но существенное: блокировать.

Перечень таких ресурсов уже направлен в соответствующие органы.

Активное участие в диалоге приняла председатель Ассоциации пассажирских перевозчиков. Она отметила, что в октябре прошлого года ассоциация подала в Конституционный суд заявление о возврате лицензий:

– Мы отталкиваемся от того, что нас поставили в неравные условия со всеми остальными участниками транспортной деятельности. В регулярных перевозках лицензии остались, в международных тоже, а такси и перевозка пассажиров в нерегулярном сообщении лишены этого. Если мы пройдем второе слушание, надеюсь, какая-то альтернатива лицензии будет предложена. Это все-таки специальное право, и в своей деятельности мы используем средство повышенной опасности.

По мнению Екатерины Станкевич, рынок такси должно регулировать государство: ни в одной стране мира на сегодня попытка его дерегулирования не привела ни к чему хорошему.  А приход на белорусский рынок агрегаторов типа Яндекс и Uber  обнажил множество проблем, в том числе и у белорусских перевозчиков:

– Проблема лежит на поверхности: у нас отсутствует четкая терминология, что такое такси. На мой взгляд, все намного проще – любая перевозка пассажира за оплату должна расцениваться как перевозка автомобилем-такси. Надо изменить термин понятия «автомобиль-такси», и  все вопросы будут сняты.

При этом в ассоциации считают, что возврат к лицензированию не совсем правильное решение. Белорусские перевозчики пойдут получать лицензии, а агрегаторы скажут, что такси себя не считают.

По мнению специалистов, надо четко говорить о том, что любая возмездная перевозка пассажира должна контролироваться. Поэтому лицензировать надо не перевозку автомобилем-такси, а саму перевозку пассажира за оплату. И все требования к водителям,  страхованию, техническому состоянию транспорта должны касаться именно платной перевозки пассажиров.

Эти, как и многие другие ответы, прозвучали на вопросы, затронутые представителями бизнес-кругов. Однако в большинстве случаев разговор постоянно возвращался к аренде автомобиля с экипажем. Ведь многие субъекты хозяйствования позиционируют себя посредниками в рамках такого договора аренды. Но часто ли подписывается такой договор?

Более того, некоторые диспетчерские службы, работающие на одной платформе веб-сайта или мобильного приложения, а также по единому телефонному номеру, оказывают, по сути, сразу две услуги: как по заказу автомобиля-такси, так и по аренде машины с экипажем. Но можно ли разделить потоки, если все звонки клиентов идут по одному каналу?

Не менее важный вопрос – о двойном транспортном налоге – задал Олег Олихвер, директор компании «Такси пятница», часто называемой классическим такси:

– Такси проходят техосмотр два раза в год и также дважды в год платят дорожный сбор. Принимаемые изменения отвяжут гостехосмотр от дорожного сбора. Но отвяжут ли его и для такси? Если он сохранится, то получится, что транспортные компании, диспетчерские службы, имеющие свой парк, по-прежнему будут платить двойной налог.  Я считаю, что надо убрать эту лишнюю оплату, чтобы выравнять конкурентоспособные нагрузки.

В данной связи директор «Такси пятница» подчеркнул, что агрегаторы такой финансовой нагрузки не несут, как и не платят медикам, механикам за поверку приборов, что является обязательным требованием к перевозчикам автомобилями-такси.

– Все это выливается в ощутимые суммы, но надо создавать конкурентные условия, равные для всех. На рынок Беларуси, например, сейчас заходит новый иностранный агрегатор – «Болт». Получается, мы создаем условия для таких компаний, сами привлекаем их, мешая своим перевозчикам-налогоплательщикам выполнять их обязанности. Мы в заведомо неконкурентной среде. Но чтобы что-то изменить, нужна общая позиция. Давайте создадим рабочую группу и доведем до конца хотя бы часть предложений, которые поступали от перевозчиков, – заключил Олег Олихвер.

В завершение встречи собравшиеся приняли решение о составлении протокола с последующей передачей его в органы, контролирующие деятельность диспетчерских служб, компаний и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих услуги по перевозке пассажиров автомобилями-такси, с целью ужесточения контроля и разработки предложений по урегулированию рынка услуг на законодательном уровне.

Елена ПЕТРОВА, «ТБ»

 

ТРЕТЕЙСКИЙ СУД

Народ сказал

Татьяна (г. Минск):

– Услугами такси я пользуюсь регулярно. Вызвано это состоянием здоровья – аллергия не позволяет долго находиться в замкнутых пространствах, где много различных запахов. Вот и выбираю службу с приемлемыми ценами. Как правило, это мобильное приложение Я.Такси.

С одной стороны, радуют цены за проезд и возможность оплаты банковской карточкой. С другой – не все так гладко, как хотелось бы.

Водители приезжают разные. Много вежливых, которые стараются с первой минуты поладить с клиентом. Но есть и достаточно странные личности. Бывает, по утрам жаловаться начинают, что после ночи уже устали. Бывает, приезжает и видно: товарищ после вчерашнего – окна открывает пошире или еще лучше – всю машину освежителями воздуха завесил.

Для меня как аллергика эти посторонние запахи крайне нежелательны. Начинаю просить убрать – реагируют по-разному. Достаточно часто так категорически отказываются, что складывается впечатление, будто этими «ароматами»  что-то пытаются замаскировать.

Есть в этом приложении возможность написать комментарий и указать особенности поездки. Один раз написала о необходимости отсутствия запаха. Так три водителя после того, как уже приняли заказ, перезвонили с просьбой его отменить.

Причина банальна: если заказ отменит водитель, у него падает коэффициент оплаты. Но если отменю я – должна оплатить определенную сумму за несостоявшуюся поездку.

Валентин (г. Гродно):

– То, что в перевозках автомобилями-такси есть проблемы, достаточно очевидно. Если лицензирование решит вопросы подбора профессиональных водителей, значит, надо вернуть. Не может каждый желающий заниматься перевозкой людей. Это должны делать только профессионально обученные специалисты.

Роман (г. Минск):

– Не радует и желание некоторых водителей, работающих по мобильным приложениям, обмануть систему. То заказ отменят по причине, что клиент не вышел, но при этом подвезут, куда надо. То цену накрутят: машину уже ждешь на улице, а  приложение показывает, что она уже прибыла. На самом деле водитель еще только въезжает во двор. Вместе с тем бесплатные только первые три минуты ожидания.

Вариантов накрутки цены за проезд достаточно много. Это не радует. Хотелось бы видеть больше порядочности и, конечно, больше уважения к клиентам со стороны некоторых  водителей. Возможно, возврат к лицензированию и решит какие-то вопросы.

Олег (г. Брест):

– Очень зря отменили желтые номера. Мне так кажется. Вот как найти в потоке машин такси, если его просто не видно? Это осложняет работу контролирующих органов, отсюда у водителей и возможность не выполнять установленные требования к перевозке людей. Надо просто ужесточить требования к внешнему виду машин. И никакой рекламы на бортах! Я хочу ехать в машине, а не рекламировать что-либо.

Инна (г. Минск):

– Я считаю, что еще одна дополнительная справка качество не повысит. Такие вещи должен регулировать рынок. Созданием дополнительных документов чиновники себя просто страхуют. Это проще, чем реальной безопасностью на дорогах заниматься. И еще, кто будет оплачивать это лицензирование? Конечно же, мы, пассажиры. Цены за проезд однозначно вырастут.

Юрий (г. Гомель):

– Вот интересно, куда делись автопарки? Раньше все машины, занятые в перевозке людей, на специальных стоянках стояли. А что теперь? Слышал, что водители едут работать в Минск, а чтобы сэкономить, в машинах ночуют. Разве это нормально? Никакого контроля: ни за состоянием машины, ни за самим водителем. Так быть не должно.

Я не знаю, насколько эти вопросы сможет решить лицензирование, но что контроль надо ужесточить – однозначно.

Подготовил Никита ПЕТРОВ, «ТБ»

Добавить комментарий