Столичная подземка: хроника прогресса

Метрополитен должен функционировать эффективно, поскольку он – основополагающий компонент транспортной системы столицы. С момента его основания службы и отделы предприятия проводили активную работу по экономии топливно-энергетических ресурсов, улучшению эстетического состояния станций и других объектов метрополитена, модернизации и совершенствованию оборудования и устройств. Все это было направлено на обеспечение безопасности движения поездов и повышение культуры обслуживания пассажиров.

Предлагаю нашим читателям вспомнить основные этапы и даты в истории модернизации метрополитена. Они красноречиво свидетельствуют о том, что подземка нашей столицы постоянно развивается и движется вперед по пути прогресса в интересах пассажиров.

В 1986 году все станции первой линии были оборудованы устройствами системы управления работой станции с применением теленаблюдения.

В 1989-м без перерыва в движении поездов резонансные рельсовые цепи заменены на бесстыковые тональной частоты, позволившие сэкономить электроэнергию и снизить расходы на их содержание. Концепция была принята как основная при проектировании устройств СЦБ. Разработана и проведена опытная эксплуатация с дальнейшим внедрением на всех метрополитенах схемы управления бесконтактным электроприводом стрелки.

1 июня 1992 года в качестве средства оплаты проезда начал использоваться жетон.

5 января 1996 года для оплаты проезда введена пластиковая карта на основе ленточного магнитного носителя информации.

В 2001-м, с вводом в постоянную эксплуатацию станции «Могилевская» появились первые элементы безбарьерной среды для инвалидов и физически ослабленных лиц. Станция была оборудована тремя лифтами и локальной системой диспетчеризации лифтов на базе аппаратуры КДК-Н с видео­наблюдением.

Далее все станции участков продления первой и второй линий метрополитена оснащались лифтами. На ряде станций использовалась смешанная схема с лифтами уровня платформы в уровень кассового зала и наклонными лестничными подъемниками с перехода в уровень тротуара.

В настоящее время в Минском метрополитене эксплуатируются 24 лифта, 22 подъемные платформы с наклонным перемещением, платформы с вертикальным перемещением, 15 гусеничных лестничных подъемников типа SHERPA.

Для создания безбарьерной среды осуществлены мероприятия по замене входных и выходных групп дверей типа «Метро», замене линеек ПКА на ПКА-К с устройством расширенного прохода. Нанесены и регулярно возобновляются контрастные цветные полосы на верхних и нижних ступенях лестничных маршей, площадках, эскалаторах. Устроены контрастные рельефные ограничительные линии вдоль края платформ, станции оборудованы речевыми информаторами для инвалидов по зрению, удлинены поручни до нормативной длины на лестничных сходах.

В рамках Государственной программы «О социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы» выполнены следующие мероприятия: речевые информаторы для инвалидов по зрению установлены на большинстве станций; завершена работа по оборудованию 72 единиц подвижного состава визуальной информационной системой (бегущая строка), заменено значительное количество групп входных дверей типа «Метро» на ряде станций.

На данный момент разработана детализированная схема оснащения всех станций элементами безбарьерной среды. Интернет-карта размещена на сайте предприятия www.metropoliten.by. В дополнениях к схеме можно ознакомиться с порядком и условиями пользования метрополитеном физически ослабленным людям, а также схемой перемещения, например, инвалида­-колясочника с земли к поезду. Теперь пассажиры с ограниченными возможностями могут не только заранее спланировать свою поездку в метро, но и воспользоваться услугами подземки по факту своего прибытия к станции.

В 2002 году положено начало усовершенствованию административно-хозяйственной связи метрополитена с постепенным изменением структуры построения магистральных каналов и переходом на цифровые виды устройств.

С 2005 по 2012 год масштабно реконструированы устройства промышленного телевидения: создана технологическая система видеонаблюдения и видеомониторинга пассажиропотока, объединяющая 29 станций и включающая в себя 1055 камер. На данный момент в метрополитене насчитывается более 2000 видеокамер.

В 2007-м на станциях начата установка выходных турникетов калиточного типа ПКА-К, систем контроля доступа, устройств экстренной и местной радиотелефонной связи, оборудования громкоговорящего оповещения Promatrix.

В 2008 году в качестве средства оплаты проезда начала использоваться бесконтактная пластиковая карта. Реконструирован пересадочный узел станции «Октябрьская» – заменены три эскалатора типа ЭТ-5М на четыре эскалатора ЕТК-215.

В 2012 году специалистами дистанции эскалаторов освоен капитальный ремонт эскалаторов типа ЭТ-5М первого и второго объемов, в результате чего был отремонтирован 21 эскалатор.

В 2013-м станции оснащены новыми современными средствами противопожарной защиты – адресными системами автоматической пожарной сигнализации.

В 2014 году появился новый вид проездного билета – бесконтактная пластиковая карта на базе микрочипового носителя информации, по которой интегрируются АСОКП городского транспорта с существующей системой оплаты и контроля проезда метрополитена. Внедрена система пополнения ресурса проездных билетов в кассах и на станциях в киосках самообслуживания.

В 2016 году подземные пешеходные переходы всех станций оборудованы средствами системы видеонаблюдения в целях обеспечения общественной безопасности.

В 2017-м разработана информационно-справочная система Минского метрополитена, позволившая упорядочить его электронные документы и предоставить быстрый доступ пользователям по заданным правам.

В январе 2017 года руководство государственного предприятия «Минский метрополитен» и ЗАО «Штадлер Минск» подписали договор на поставку десяти поездов метро для города Минска: шесть четырехвагонных и четыре пятивагонных. Разработка и производство нового подвижного состава осуществлялись на белорусском предприятии «Штадлер Минск» в соответствии с новейшими решениями в области железнодорожного машиностроения.

В июне 2018 года на турникетах всех станций в тестовом режиме начали работать валидаторы с оплатой проезда бесконтактными банковскими картами при поддержке ОАО «БПС-Сбербанк». Для оплаты проезда банковскую карту, как и электронный проездной билет Минского метрополитена и «Минсктранса», необходимо приложить к валидатору, расположенному сверху на турникете. С карты автоматически списывается сумма, эквивалентная стоимости поездки. Оплата занимает всего полсекунды.

Рассчитываться за проезд бесконтактным способом сейчас могут владельцы карт Visa payWave, MasterСard Contactless и БЕЛКАРТ-Maestro с бесконтактным интерфейсом.

Для оплаты проезда в метро можно использовать и цифровые мобильные устройства с технологией NFC (Near field communication), совместимой с существующей инфраструктурой по приему бесконтактных карт.

В 2019-м в электродепо «Могилевское» прибыли электропоезда модели М110, изготовленные компанией ЗАО «Штадлер Минск». С апреля по сентябрь в инфраструктуре метрополитена был проведен комплекс испытаний, задачей которых являлось подтверждение соответствия конструкции нового электропоезда для столичного метро требованиям безопасности. Апробация проходила на действующих линиях.

…Никто не станет спорить, что метрополитен относится к числу технически сложных и капиталоемких сооружений. Но именно этот вид общественного транспорта способен обеспечить высокую комфортность перевозки людей при всевозрастающих нагрузках. Поэтому сотрудники метро, стоя на страже эффективности и безопасности пассажироперевозок, стремятся идти в ногу со временем – по пути модернизации и сопутствующей ей эффективности.

Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена

Добавить комментарий