СО ВСЕЙ ТЯЖЕСТЬЮ

На Гродненщине борются с лишним весом на дорогах

 В минувшем году отдел весогабаритного контроля филиала Транспортной инспекции по Гродненской области был признан лучшим среди региональных отделов страны. В очередной раз, когда специалисты отдела выехали на линию для контроля за соблюдением порядка проезда по дорогам общего пользования тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, с ними отправилась корреспондент «ТБ».

Место для укладки весовых плит должно быть ровным, чтобы под ними не оказалось камней. Поэтому всегда кто-то из экипажа пару раз взмахивает веником, а затем все дружно укладывают плиты. Их – 16, и каждая весит 20–25 кг
От инспектора весогабаритного контроля требуется наличие знаний в области категорий транспортных артерий, рельефа местности, где проходят дороги с несущей нагрузкой в 6, 8 и 10 т, а также всех типов автомобилей и их конструкций

Автомобиль регионального отдела весогабаритного контроля выезжает на автодорогу М-6 Минск – Гродно – граница с Республикой Польша (Брузги). Поток машин не так велик, однако только не посвященные в тему могут подумать, что внимания на авто Транспортной инспекции (ТИ) никто не обратил.

Буквально на днях инспекторы услышали от водителя лесовоза: «Вы же сейчас совсем на другой дороге должны находиться, в таком-то месте». Об этом он в чате узнал. Бывают и курьезные случаи. Как-то раз заметили, что вокруг остановившейся на обочине фуры озабоченно кружит водитель, ложится на землю, осматривая днище машины. Остановились узнать, в чем дело. Мужчина объяснил: водители встречных автомобилей показывали руками что-то похожее на волну. Поэтому он и решил проверить: может, что-то с грузом или с машиной произошло. Такая специфическая водительская коллегиальность (показывали, что впереди «весовая машина») у инспекторов вызывает разве что улыбку.

«Нужно добиться, чтобы соблюдались нормативные документы и не превышалась допустимая масса перевозимого транспортными средствами груза. Поскольку от перегруза автомобиля возрастает нагрузка на оси, что пагубно влияет на состояние дорожного полотна», – сразу же обозначает ведущий специалист отдела весогабаритного контроля с 25-летним стажем Иосиф Лука.

В любом месте инспекторы могут перекрыть дорогу и взвесить машину. И вскоре мы сворачиваем на площадку на границе Гродненского и Щучинского районов. Само место для укладки весовых плит должно быть ровным, чтобы под ними не оказалось камней. Поэтому всегда кто-то из экипажа пару раз взмахивает веником, а затем все дружно укладывают плиты. Их – 16, и каждая весит 20–25 кг.

Слишком много песка и леса

Ведущий специалист Юрий Хмылов, 23 года работающий на весогабаритном контроле, берет бинокль и всматривается в транспортный поток на горизонте: нужно заблаговременно заметить приближающиеся груженые транспортные средства, чтобы вовремя их остановить и отправить на взвешивание. Он предполагает, что перегруз может быть не у первых двух приближающихся большегрузов, а у шедшего за ними МАЗа.

Машина везет щебень из Гродно в Лиду. Работники ТИ представляются и предупреждают водителя о том, что ведется аудио- и видеозапись, изучают документы, визуально оценивают груз. Если он входит в указанные параметры спецразрешения, желают счастливого пути. Но не в этот раз – наметанный глаз ведущего специалиста ТИ не подвел. Отправили грузовой автомобиль на взвешивание.

«На эту машину общий вес – не более 18 т, а зафиксирован сейчас 20,8 т. На ведущую ось должно быть не более 11,5 т, у него – 13,75 т. Водитель отправился в рейс без специального разрешения», – объясняет Юрий Хмылов. Услышав вердикт, водитель грузовика слегка стушевался: нет ничего приятного в штрафах. Но тут же получил поддержку от инспектора: это не вина водителя – руководство предприятия не все просчитало перед отправкой в рейс транспортного средства.

По М-6 МАЗ ехал без спецразрешения и с превышением более чем на 5% установленных для данного класса автомобиля параметров. В результате за перегруз транспортного средства организации придется уплатить штраф 442 рубля в соответствии со статьей 18.37 КоАП. За отсутствие спецразрешения, если нарушение зафиксировано в первый раз в течение года, назначается штраф от пяти до 50 базовых величин.

Ведущий специалист ТИ объясняет водителю, что нужно учитывать при проезде дорог общего пользования. Масса его автомобиля без груза составляет 8 т, допустимая с грузом – 18 т. Значит, без спецразрешения можно везти груз весом не более 10 т. Но если в эту машину с короткой базой засыпать 10 т, то нагрузка на вторую ось составит примерно 10,5 т. При движении по М-6, где разрешена нагрузка на ось 11,5 т, будет все в порядке. Когда же придется двигаться по дороге с ограничением на ось в 10 т, уже будет зафиксировано нарушение. Поэтому без спецразрешения в такую машину более 8 т песка засыпать нельзя.

Подобный случай произошел днем ранее. На км 41 дороги Р-51 был остановлен груженый лесовоз. Водитель подошел к инспекторам со словами: «На этот раз у меня все в порядке». Действительно, у него имелось спецразрешение на 60 т по общей массе. Для контроля инспекторам предоставляется и электронная квитанция, где указано место погрузки: его долгота и широта. Тут же по карте работники ТИ его определяют, машину отправляют на взвешивание. Но выясняется, что водитель с места погрузки ехал по дороге с несущей способностью в 6 т, а местная дорога этой категории не была оплачена и включена в спецразрешение. Поэтому водитель двигался с нарушением указанных в его разрешении условий – они не распространялись на дороги, по которым он перемещался. Организации предстоит возместить ущерб дорожному покрытию – почти 4 тыс. рублей.

Арифметика меры весов

«Когда мы выезжаем в какой-либо район, то обязательно должны знать, что за ремонтные работы там проводятся, какие работают предприятия, какие грузы доставляют и почему. Если что-то вызывает сомнение, обязательно взвешиваем машину. Особое внимание – лесовозам, при загрузке которых масса груза высчитывается теоретически в зависимости от кубатуры, пород и свойств дерева», – объясняет Иосиф Лука.

По его словам, аналогичная ситуация и с загрузкой песчано-гравийной смеси (ПГС) в карьерах. К примеру, один и тот же объем песка из разных карьеров будет весить по-разному в зависимости от его фракции, поэтому при перевозке ПГС из некоторых карьеров, таких как «Подлипок» (Брузги), где очень тяжелый каменистый грунт, или «Прамень» (Новогрудок), машины часто перевзвешивают даже при наличии у водителя спецразрешения.

Некоторые водители при загрузке ориентируются на массу, указанную в разрешении с добавлением 5%. Такой подход приводит к перегрузу в 90% случаях, поскольку при погрузке сыпучих грузов, лесоматериалов высчитать точную массу груза невозможно.

Как-то раз, когда специалисты ТИ только вырулили со стоянки в сторону агрогородка Озеры, из встречного МАЗа выпрыгнул водитель и побежал в поле. По громкой связи его попросили вернуться – выяснилось, у бегуна не было ни техосмотра, ни спецразрешения на машину.

«Если нарушителя наказывают, то и другие реагируют, спешат взять спецразрешения, – говорит Иосиф Лука. – Если раньше в гродненском отделе технадзора РУП «Белдорцентр» брали до 5 тыс. в год специальных весогабаритных разрешений, то в 2023-м – около 5 тыс. многоразовых и 10 тыс. одноразовых».

Справка «ТБ»

По результатам работы за 2023 год на дорогах Гродненской области РОВКГ г. Гродно выявлено 220 (24 – в 2024-м) фактов нарушения участия в дорожном движении тяжеловесных транспортных средств, по которым субъектам хозяйствования начислено 147 тыс. (25 тыс.) рублей в качестве возмещения ущерба, а также в ходе документальных проверок (аналитической работы) выявлено 8059 (1845) нарушений и начислено платы для возмещения ущерба на сумму 439 тыс. (71 тыс.) рублей.

Светлана СМОЛЕЙ, «ТБ»

Добавить комментарий