Кикшеринговое дело: чего ожидать от нового сезона электросамокатов

К «самокатчикам», как и к велосипедистам, наводняющим городские улицы с наступлением весны, люди относятся по-разному. Кто-то их откровенно опасается, утверждая, что «едут сами, не глядя куда», кто-то спокойно воспринимает их как «часть пейзажа», а кто-то относится к ним напрямую, катаясь на велосипеде или самокате.

«ТБ» решила обсудить, как на самом деле обстоят дела с безопасностью шеринговых самокатов и что делают их владельцы для безопасности своих клиентов и случайных прохожих. На вопросы согласился ответить замдиректора сервиса Whoosh в Беларуси Александр Каледа.

Рисунок Василия Почицкого

Перед стартом

– Что нужно, чтобы взять самокат напрокат?

– Открыть приложение Whoosh и считать QR-код на руле самоката. Дальше приложение подскажет, что делать. Если не видите самокат рядом, на карте в приложении можно найти ближайший и забронировать его. Так самокат не арендует кто-то другой, пока будете идти до него.

– С какого возраста можно сделать это самостоятельно?

– Самокаты доступны только для совершеннолетних. Передавать управление несовершеннолетним строго запрещено нашими правилами – нарушителей штрафуем и блокируем. При этом в Беларуси водить электросамокаты разрешено с 16 лет. Так что наши правила жестче.

– Есть ли какие-то ограничения для проката самокатов и если да, то как обеспечивается их соблюдение? В частности, интересует катание вдвоем на одном самокате – так делают очень часто.

– Водители самокатов должны передвигаться по специальным велодорожкам, а при их отсутствии – по тротуарам. Но там приоритет всегда у пешеходов.

Согласно ПДД, водителям самокатов запрещено перевозить пассажиров. Поездка вдвоем опасна: появляется дополнительный центр тяжести, управлять становится значительно сложнее. Для всех пользователей действует правило «один самокат – один человек».

Ответственность – на водителе электросамоката. Мы же напоминаем о правилах по всем доступным каналам.

– Проверяется ли как-то знание пользователем базовых навыков управления самокатом и ПДД?

– Мы ведем просветительскую работу: рассказываем пользователям о правилах этичного и безопасного вождения электросамокатов. Ежегодно проводим «Школу вождения» в каждом городе присутствия наших самокатов. Например, в прошлом году в Минске она проходила дважды. Все желающие могут бесплатно освоить правила и технику вождения электросамоката. Мероприятия проходили под патронажем Госавтоинспекции Беларуси.

При регистрации в приложении Whoosh каждый пользователь также может пройти обучение онлайн – информация предоставляется в виде изображений и описания каждого правила.

Страховка и ошибки

– Как часто происходят ЧП или аварии с участием самокатов и кто в ответе за них? И важный момент: застрахованы ли жизнь и здоровье клиента на время проката?

– Травмоопасность кикшеринга (так одним словом называется прокат самокатов), исходя из анализа, несопоставимо мала по сравнению с автомобилями, мопедами и велосипедами. И уровень аварийности постоянно снижается благодаря росту культуры вождения. Согласно статистике, более 99% поездок на самокатах совершаются без каких-либо инцидентов.

Пользователи могут приобрести страховой полис перед началом поездки, покрывающий ущерб здоровью не только самого водителя самоката, но и пострадавших от столкновения независимо от того, кто стал виновником ДТП. Страховка также распространяется на имущество. Например, телефон упал во время поездки – это страховой случай.

– Если пользователь нарушил ПДД один или несколько раз, он добавляется в черный список или может снова арендовать самокат?

– Все зависит от тяжести нарушения. С каждым нарушителем работает наша служба поддержки. Как правило, на первый раз пользователь получит предупреждение, а на второй ему грозят штраф и блокировка аккаунта.

– Имеются ли какие-то «вшитые» ограничения на самокатах? По скорости, например.

– Все наши самокаты технически ограничены и не могут разгоняться больше 25 км/ч. Кроме того, существуют зоны сниженной скорости или зоны, где движение самокатов запрещено. Как правило, это – парки и оживленные пешеходные улицы, где наши самокаты автоматически снижают скорость до 10–15 км/ч или останавливаются.

Кроме того, пользователи перед началом поездки могут выбрать один из трех скоростных режимов: «Спорт», «Драйв» и «Эко». В режиме «Спорт» максимальная скорость достигает 25 км/ч, «Драйв» – до 20 км/ч, «Эко» позволит ехать не более 15 км/ч. Для новых клиентов, которые совершают первые поездки, есть режим «Новичок», который не только ограничивает скорость, но и дает возможность не торопиться в процессе обучения, стоимость минуты там снижена.

Все скоростные режимы предназначены для разных городских условий – будь то выделенная велополоса или людный тротуар – и разной степени подготовки пользователя. Кстати, ограничение по скорости выгодно отличает шеринговые самокаты от частных устройств, не имеющих встроенных лимитов. Так, некоторые модели самокатов могут развивать скорость до 70 км/ч и обязаны ехать только по проезжей части автодороги.

Также отмечу, что завершить поездку на самокате Whoosh можно лишь в особых точках: на парковках, отмеченных в приложении знаком Р. Они расположены таким образом, чтобы самокаты не мешали пешеходам и другим участникам движения.

– Какие наиболее частые ошибки совершают арендаторы самокатов?

– Проезд на самокате по пешеходному переходу – это зона повышенной опасности, поэтому при переходе через дорогу мы рекомендуем спешиваться. Важно также помнить, что на тротуарах нельзя сигналить пешеходам в спину без острой необходимости. Электросамокат не имеет приоритета на тротуаре, поэтому водители должны уступать пешеходам дорогу и пропускать их.

Нередко пользователи совершают поездки на одном самокате вдвоем или передают управление самокатом своим несовершеннолетним детям. Вновь повторю: это строго запрещено правилами сервиса и может привести к блокировке аккаунта.

Защита: физическая и законодательная

– Не думали обеспечить защиту пользователя? Например, шлем и перчатки в обязательном комплекте при аренде самоката.

– Наши самокаты не могут развивают скорость более 25 км/ч, поэтому в шлемах и перчатках нет необходимости.

Тем не менее мы постепенно оснащаем их шлемами в тестовом режиме в Москве, Санкт-Петербурге и Алматы. Если эксперимент покажет свою эффективность, расширим его. Но стоит отметить, что у нас – иная ситуация: в Беларуси сформирована высокая культура вождения.

– Имеются ли у вас идеи и планы по улучшению безопасности для пользователей и пешеходов? Что бы вы хотели от государства: отдельные дорожки, может, еще что-то?

– На безопасность микромобильного транспорта, к которому относятся электросамокаты, напрямую влияет рациональное разведение потоков: пешеходов, СПМ (средств персональной мобильности) и крупного транспорта. Добиться этого помогает развитая инфраструктура, учитывающая потребности всех участников дорожного движения. Выделенные полосы, ограждения, съезды/въезды и пересечения формируют безопасную среду, где у каждого есть свое место.

Сегодня в Минске уже создана комфортная и привлекательная инфраструктура для пользователей СПМ. Кроме того, разработан стратегический план обеспечения развития велодвижения до 2025 года, который включает в себя всестороннее развитие инфраструктуры.

Повышать безопасность и улучшать микромобильность в городе также помогает аналитика данных – мы собираем и анализируем данные обо всех поездках и создаем на их основе «тепловые карты», показывающие, где люди чаще всего передвигаются на электросамокатах. Если сопоставить их с существующей городской велоинфраструктурой, можно определить, где она нуждается в доработке. Мы с готовностью делимся данными с администрациями городов, где работает Whoosh.

Беседовал Александр МИХАЙЛОВ, «ТБ»

Добавить комментарий