Скорость, технологии и синтез искусств

Как метро экономит время жителей столицы и меняет представление о городе

Большой интерес читателей нашей газеты вызывает строительство второго участка третьей линии метро и ее продление в сторону столичного микрорайона Зеленый Луг. О степени готовности трех станций – «Аэродромная», «Неморшанский сад», «Слуцкий гостинец» – и электродепо «Слуцкое» метростроители говорить не очень любят. Однако можно с уверенностью заявить, что суммарно выполнен значительный объем работ и горизонты ввода этих объектов в эксплуатацию просматриваются отчетливо. Поэтому сегодня мы расскажем о новых и ранее использовавшихся технологиях, которые применяются при строительстве белорусского метро.

Третьей линии – лучшие технологии

Недавно о технологиях при возведении подземки рассказал заместитель генерального директора – главный инженер унитарного предприятия «Минскметрострой» Аркадий Арутюнян: 

– В настоящее время мы имеем парк оборудования для устройства стены в грунте. Это – особая технология ограждения котлована. Мы усовершенствовали ее, сделали более эффективной и точной. Для производства работ по устройству инженерных сетей закрытым способом было приобретено более высокоточное оборудование: бурошнек и установки для горизонтально-направленного бурения.

В части работ по водопонижению наши метростроители активно изучают опыт российских коллег. Так называемый лучевой дренаж – это принципиально иная схема, которая не требует строительства сети скважин. Данный метод хорош тем, что позволяет сэкономить электроэнергию и сократить сроки производства работ. Очень важно, что на третьей линии метро отработано несколько типов верхнего строения пути, которые позволили уйти от классической деревянной шпалы. По словам Аркадия Викторовича, тем самым удалось снизить звук и вибрацию от движущихся поездов, сократить эксплуатационные затраты на замену шпал.

Также к числу достижений наших метростроителей можно отнести заметные успехи в части гидроизоляции сооружений с применением ПВХ-мембран. Они впервые использованы на станции «Юбилейной». В достаточно сложных гидрологических условиях эта технология доказала свою эффективность и жизнеспособность.

Кроме того, «Минскметрострой» обладает технологиями, оборудованием, а также обученным персоналом для выполнения ремонта гидроизоляции с применением различных смол и гелей на сложных участках. Причем в таких местах, где раньше делать подобные работы вообще не представлялось возможным.

«Аэродромная» идет «на взлет»

Заместитель главного инженера «Минск-метростроя» Григорий Журавлев рассказывает:

– На втором участке третьей линии «Аэродромную» начали строить раньше, чем две соседние с ней. Именно поэтому на данном этапе у нее самая высокая степень готовности. В этом году мы планируем завершить монтаж оборудования, в том числе эскалаторов и лифтов. 

Как известно, на всех станциях Зеленолужской линии метро устанавливаются отечественные эскалаторы, которые производят в Солигорске. Все подготовительные работы завершены, эскалаторы закуплены, и начинается их монтаж на «Аэродромной». Здесь отделочные работы продвинулись достаточно далеко, и их объемы впечатляют. Представьте себе, что только на одном станционном комплексе – более 200 помещений (для различного технологического оборудования и служебного персонала).

В самом обозримом будущем приступят к работе специализированные организации, которые занимаются малыми архитектурными формами. В том числе ограждениями и остеклением. Ведь по планам «Минскметропроекта» в вестибюлях станции оборудуют подвесные потолки и декоративные светильники. И только потом можно будет приступать к пусконаладочным работам.

На платформе «Аэродромной» субподрядчики уже отделали стены и свод, уложили на пол гранитный камень. К монтажу архитектурных форм они приступят на финишной прямой. В традициях метро оформлять станции с привязкой к местности. Поскольку «Аэродромная» построена на месте бывшего аэропорта Минск-1, то одним из немногих напоминаний о нем станет название станции, а в оформлении интерьера будет использована тематика неба и полетов авиации.

Скоро «расцветет» «Неморшанский сад»

Следующая станция по маршруту в сторону слуцкого направления – «Неморшанский сад». Сегодня здесь идет чистовая отделка. Длина станции с притоннельными сооружениями – около 150 метров, глубина – 16 метров. Строительство осложнено интенсивным транспортным движением на улице Кижеватова, поэтому «Неморшанский сад» возводится поэтапно. В унисон названию комплекса вскоре два ряда колонн на платформе стилизуют под стволы деревьев, а потолки «обнимут» их кроны.

Позже других метростроители приступили к работам на станции «Слуцкий гостинец». В ближайшие месяцы она будет сооружена в конструкциях, специалисты приступят к черновой отделке внутри и монтажу инженерных сетей.

Замкнет третью ветку метро на южном направлении электродепо «Слуцкое», где будут ночевать и обслуживаться все поезда Зеленолужской линии.

– Площадь этого электродепо составит порядка десяти гектаров. В эксплуатацию его введут вместе с тремя строящимися станциями зеленой ветки, – рассказывает заместитель главного инженера «Минскметростроя» Сергей Логовский. – В электродепо разместится отстойно-ремонтный корпус, предназначенный для обслуживания подвижного состава третьей линии метро. Сейчас он готов примерно на треть. Полным ходом идут кровельные и фасадные работы, монтаж металлоконструкций. Здесь также разместятся административно-бытовой корпус и мотовозный цех. Предусмотрен и комплекс для мойки составов. Значимым строением станет совмещенная тягово-понижающая подстанция, которая обеспечит электричеством здания, сооружения, верхнее строение пути и бесперебойную работу всего оборудования.

Подземка пойдет в «луга зеленые»

Метростроители приступили также к подготовке территории для продолжения строи-тельства третьей линии метро в сторону столичного микрорайона Зеленый Луг. Не за горами – плановое строительство еще четырех станций. «Профсоюзная» будет заложена на пересечении проспекта Победителей и улицы Мельникайте, «Переспа» – вблизи улицы Кропоткина и проспекта Машерова, «Комаровская» – рядом с Веры Хоружей и Максима Богдановича, а «Парк Дружбы народов» – у площади Бангалор. Эти станции, расположенные на участке более четырех километров, возведут открытым способом.

Рядом с площадью Бангалор сейчас готовят территорию для сооружения монтажно-щитовой камеры. Сюда войдет тоннелепроходческий механизированный комплекс «Алеся». На данном этапе специалисты занимаются выносом кабельных и теплоэлектросетей, оптоволоконных линий. Затем начнется работа с коммуникациями.

На этом участке есть определенные сложности. Здесь с советских времен встречаются неучтенные инженерные сети. Для их выноса на некоторых участках приходится сооружать водопонизительные скважины. Такие трудности ведут к корректировке проекта и этапов производства работ, а это влияет на увеличение сроков строительства.

Проходку планируется начать через полтора-два года. Первым «Алеся» проложит тоннель от станции «Парк Дружбы народов» в сторону «Юбилейной». До этого все инженерные сети на пути ее следования также будут переложены. Уже разработаны схемы устройства объездных путей на время строительства.

Жители микрорайонов южного направления с нетерпением ждут продления треть-ей линии. Ведь метро – самый быстрый, комфортный и безопасный вид городского транспорта. Каждый день оно экономит время сотен тысяч пассажиров.

Давайте представим, что человек работает на предприятии 30 лет и каждый рабочий день экономит за счет поездки на метро 15 минут. Отнимаем месяц отпуска, и получается, что только за один год пользования подземкой он высвободит около 60 часов (двое с половиной суток), а за 30 лет – почти 80 дней жизни. За счет этих каждодневных 15 минут можно больше отдохнуть, уделить время семье, сделать что-то полезное для других. 

Делаем вывод: метро – это наша жизнь в самых разных смыслах. И в обозримом будущем подземка продолжит спасать мегаполис от транспортной перегрузки автодорог. Поэтому сеть подземных артерий метро в Минске обязательно будет развиваться и приходить в разные микрорайоны, чтобы горожанам максимально удобно было перемещаться по городу и экономить свое драгоценное время.

Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена

Добавить комментарий