Шли дорогами войны дорожники

Хорошие дороги нужны всегда. А в военное время особенно. И военные дорожники внесли огромный вклад в Победу.

Как далеки те грозные года,

Когда вступили вы в свой первый бой,

Но не забудут люди никогда,

Что вы ПОБЕДУ принесли с собой…

Саул Иоффе

(Сидят) Капитонов А.Б., Родов Д.Я., Шарапов В.И., Пронин П.И.
(Стоят) Охримчук И.О., Марков В.А., Довгер Г.К., Сидоров Т.С., Дудник И.И.

К сентябрю 1944 года героическим трудом дорожников было восстановлено 474 км дорог с твердым покрытием, построено 1388 мостов длиной 12 941 погонный метр, отремонтировано 7107 погонных метров мостов.

К осени 1941 года тылы фронта и армий находились в местах, где не было дорог с твердым покрытием. Войска, куда входили дорожные части Ушосдора НКВД БССР, для обеспечения передвижения войск и техники начали применять колейные дороги, гати, лежневки.

Из воспоминаний ветерана-дорожника Владимира Антоновича Бартошевича: «Мы делали съезды для военного транспорта, засыпали воронки, ремонтировали деревянные мосты, строили лежневки. Приходилось работать круглосуточно, зачастую под огнем врага». Владимир Бартошевич за боевые подвиги был награжден орденами Отечественной войны І и ІІ степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Берлина» и другими.

Ветеран-дорожник Яков Сулейманович Бицютко воевал в дорожных войсках. Воинское звание – инженер-капитан. Был награжден орденами: Красной Звезды, Отечественной войны II степени, боевыми медалями. Ветеран дорожной отрасли Саул Иоффе вспоминал: «Я был хорошо знаком с Яковом Сулеймановичем, высококвалифицированным опытным дорожником и очень скромным немногословным человеком. Лишь однажды во время командировки, встретившись со мной в районе города Орши, он не удержался и с волнением начал рассказывать: «Вот в этих местах воевал… Пришлось под плотным огнем противника возводить мосты в районе Витебска и Орши через Западную Двину и Днепр во время операции «Багратион».

В оккупацию дорожная сеть систематически подвергалась разрушению. Дороги погибали вместе с людьми. Техника, автотранспорт, инструменты, имущество были вывезены или уничтожены. Сожжены служебные здания, гаражи, линейные сооружения дорожной службы и военизированной охраны мостов. Дороги были заминированы, мосты взорваны. По мере освобождения территории Беларуси на местах сразу же образовывались дорожные отряды, которые в начале своей деятельности все силы и средства направляли на выполнение задач командования Красной Армии. С дальнейшим продвижением нашей армии на запад одной из важнейших задач стало укомплектование облдорстроев, райдоротделов, ДЭУ, ДСУ квалифицированными кадрами и дорожной техникой.

Мы гордимся подвигами Кирилла Трофимовича Мазурова, Василия Ивановича Шарапова, Ивана Иосифовича Григоровича, Анатолия Федоровича Кошкина, Александра Петровича Розенблюма, Германа Ивановича Тарутина, Прокофия Миновича Новикова, Петра Андреевича Приставки, Михаила Гавриловича Саета, Давида Яковлевича Родова и многих других. В дорожных организациях республики после войны работали Герои Советского Союза Николай Иванович Должанский, Александр Александрович Минин, Михаил Семенович Быков.

Вспомним и других дорожников, внесших героический вклад в дело Победы.

Владимир Михайлович Бахмат – бывший тракторист ДЭУ-803 (ДЭУ-7), был награжден многими боевыми медалями, среди которых – «За отвагу», «За взятие Кенигсберга».

В ДЭУ-73 РУП «Могилевоблдорстрой» долгое время трудился ветеран войны и труда Николай Саввич Бойко. Он вспоминал: «В 1942 году взвод под моим командованием попал в окружение. В живых остались немногие. В октябре 1944-го во время боев за освобождение Будапешта я был тяжело ранен. С 1945 года восстанавливал дороги». Николай Бойко был награжден орденом Красной Звезды и медалями.

Боевой путь бывшего директора ГП «Белгипродор» (1954–1968) Пимена Яковлевича Жукова отмечен орденами Красной Звезды, Отечественной войны и медалями.

Василий Петрович Брехов – ветеран Великой Отечественной войны, награжден за боевые подвиги тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны І степени. Уже после войны окончил дорожный техникум, работал начальником изыскательской партии в ГП «Белгипродор».

Всю войну прошел инженер-капитан, помощник командира мостостроительного батальона по технической части, а после войны начальник мостового отдела ГП «Белгипродор» Илья Маркович Гельфман. Награжден орденом Красной Звезды и многими боевыми медалями.

В ДЭУ-720 г. Осиповичи работала машинисткой участница Великой Отечественной Вера Алексеевна Вейдэ. Она трижды обращалась в военкомат с просьбой записаться добровольцем на фронт. После окончания курсов связисток попала на передовую под Сталинград… За бое­вые заслуги награждена орденами Оте­чественной войны ІІ степени, Красной Звезды и медалями.

Бывший первый управляющий ДСТ-2 (1969–1978) Владимир Михайлович Зиновьев – кавалер трех боевых орденов и многих медалей. В послевоенные годы он был удостоен ряда высоких правительственных наград за заслуги в строительстве дорог Гомельщины.

Более 15 лет работала электросварщицей в ДСУ-10 Вера Алексеевна Горская – ветеран войны и труда. Награждена орденом Отечественной войны ІІ степени, медалью «За отвагу» и другими медалями.

Ольга Романовна Шецко в годы войны была прожектористом-связистом 10-го отдельного женского батальона войск ПВО 1-го Белорусского фронта. Награждена орденом Отечественной войны и медалями. В послевоенное время трудилась дорожной рабочей в ДЭУ-151.

Из автобиографии ветерана Семена Фадеевича Гуревича: участвовал с первых дней войны в обороне Брестской крепости, затем воевал в составе Украинского и Белорусского фронтов. Семен Фадеевич – бывший начальник ДЭУ-718, затем – ДЭУ-761, награжден орденом Оте­чественной войны ІІ степени, двумя медалями «За боевые заслуги», медалью «За оборону Сталинграда» и другими.

Заслуженный деятель науки и техники БССР, доцент БПИ (теперь – БНТУ) Яков Иванович Дрозд с 1941 по 1945 год находился на фронтах Великой Отечественной в должности помощника командира батальона, помощника командира бригады по техническому руководству при восстановлении мостов, переправ для обеспечения боевых операций Красной Армии. Награжден тремя боевыми орденами и медалями. После войны был заместителем начальника Главдорупра при СНК БССР, заведующим кафедрой «Строительные конструкции» БПИ.

Маляром работал в ДЭУ-745 и ДРСУ-60 Лаврентий Антонович Дубовик, кавалер трех боевых орденов и более 10 медалей.

Всеволод Станиславович Ищенко – главный инженер проекта мостов через Днепр и Друть в Рогачеве, Сож в Кричеве, многих мостовых переходов. Прошел с боями по дорогам войны с 1941 по 1945 год и был награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».

С 1946-го в дорожной отрасли работал ветеран войны и труда, бывший главный инженер ДСР-5 (сейчас – ДСУ-5) Григорий Абрамович Стерлин. Служил в 220-м дорожном отряде главного дорожного управления Красной Армии. Инженер-капитан Стерлин был награжден двумя орденами Красной Звезды и боевыми медалями.

Большой вклад в строительство дорог республики, особенно в подготовку инженерных кадров, внес участник войны, кавалер двух боевых орденов и медалей бывший заведующий кафедрой «Автомобильные дорог» БПИ (БНТУ) инженер-майор Николай Алексеевич Ткаченко.

Особой боевой награды – воинского знака «Отличный дорожник» – удостоены Ярослав Захарович Ширнюк и Никита Адамович Островлянчик, которые активно участвовали в восстановлении прифронтовых дорог и мостов.

Невозможно перечислить фамилии всех ветеранов-дорожников, но мы должны помнить о них так, как помним всех героев того времени. Как помним о героях своей семьи, своего города, своей страны. Наш долг – бережно хранить память о ветеранах войны и труда, продолжать их дело, строить современные и надежные дороги, мосты. Величие их героических военных и трудовых подвигов не померкнет никогда. Светлая и вечная память всем, кто отстоял в жестоких сражениях нашу мирную жизнь и независимость!

Марина САВОШКО, заведующий УМК «История дорожного хозяйства»

Добавить комментарий