Сестры Хатыни

Объект – деревня Борки Кировского района Могилевской области. Здесь прошла одна из самых крупных карательных операций нацистов на территории Беларуси во время Великой Отечественной войны.

15 июня 1942 года фашисты уничтожили деревню Борки и несколько прилегающих к ней поселков. Было сожжено и расстреляно более 2 тыс. мирных жителей.

Эти события легли в основу одной из сюжетных линий художественного фильма «Иди и смотри» режиссера Элема Климова, который зарубежные критики назвали одним из самых опустошающих фильмов о войне. О трагедии, случившейся почти 80 лет назад, в своей книге «Каратели» рассказал Алесь Адамович. В центре повести – «акция устрашения», проведенная 15 июня 1942 года карательным отрядом в селении Борки Кировского района Могилевской области, в результате которой оно было уничтожено вместе со всеми жителями. Произведение основано на документах, у многих персонажей есть реальные прототипы, а фамилии – настоящие.

Прежде чем написать свою повесть, Адамович долгие годы записывал рассказы тех, кому посчастливилось выжить, вчитывался в стенограммы протоколов процессов. Десять лет он вынашивал повесть «Каратели». И каждая строка в ней берет за душу, ужасает. Монологи героев просты и жутки:

«…Я плачу, я кричу, вою, рву на себе волосы, мне не хочется свет белый видеть – жить не хочется. Мне только страшно идти по полю этому, среди разбросанных платков, галош, детских курточек и видеть впереди тот сарай, угол, за который все шли и где такая жуткая тишина. Каждый, подходя к углу, обязательно останавливался: детки бросались в сторону, их ловили, хватали, тащили туда, за угол… Какое счастье, что мои не видят, ничего не увидят. Мы тоже оставим на этом поле платок. Оставим. Гриша придет из лесу – он обещал прийти, когда я рожу, забрать нас от тетки Маланки, придет, заберет платок и будет знать, где мы. Будет знать где. Видите, детки, нас не бьют, не толкают. Вот он даже платок мой поднял, догнал, подает мне. Потому что он дядька наш. Ваш дедушка. А за ним еще двое идут: гогочут, им так весело, так весело. Только минуть угол. И ничего не думать, ничего не думать… За страшным тихим сараем – голоса, смех! Вот они: в черном, зеленом, голубом стоят среди поля и под стеной – смотрят на меня, замолчали и ждут. Я что-то должна сделать, они ждут. Я должна умереть. Но где все люди, куда они их девали?.. Больно толкают – в плечо, в спину. К нему подталкивают, вот он – тот, кто ждал, дожидался за углом! Все на него смотрят, на нас – на него и на меня – и ждут. Он глаз не поднял, не видит меня, но он уже зол на меня больше всех, уже ненавидит. А яма молчит. И все открывается, все ближе, шире открывается. В поясницу больно уперлась винтовка, они меня вперед подталкивают <…>. Только не смотреть, в яму не смотреть. Такое что-то кислое из нее! Мне же нельзя пугаться, мне нельзя! Деткам повредит, пошкодит. Нет, я отвернусь, я не хочу смотреть. Дядька, что ты, что же ты робишь с нами!»

В память о жителях деревни Борки и сожженных деревень области в 1964 году к 20-летию освобождения Кировского района от немецко-фашистских захватчиков был установлен памятник-скульптура воина и девушки, возлагающей цветы. Спустя 62 года после трагедии возведена часовня в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Чуть позже установлена стена памяти сожженных деревень Могилевской области. Сегодня на ней – названия 48 населенных пунктов.

В 2019 году руководство Могилевской области приняло решение провести реконструкцию памятных знаков в деревне и создать на этом месте мемориал, показывающий в полной мере все зверства нацизма. В июне 2020 года в Борках открыли мемориальный комплекс памяти сожженных деревень Могилевской области, ставший народной стройкой, вклад в которую внесли многие коллективы. Те же дорожники благоустроили улицы, подъездные пути к мемориалу, чтобы можно было прийти и почтить память невинных жертв войны.

Комплекс создавался таким образом, чтобы каждый смог прочувствовать ужас той трагедии: улица с фрагментами обгоревших стен домов, на них – свидетельства людей, чудом спасшихся из этого ада:

«Они зашли в хату и, не говоря ничего, выстрелили в маму. Она еще вбежала в нашу комнату с криком: «Детки!» Я на печь взлетела… У стенки была, потому и осталась. Один фашист на кровать встал, чтобы выше, стрелял из винтовки. Раз – зарядит, и снова – бах! Сестренка была с краю, и на мне еще лежали подружки, соседки наши… Убили их. А кровь на меня льется… Слышала, как немцы говорили, смеялись… Патефон завели, наши пластинки слушали… Поиграли и пошли» (Анна Синица, жительница деревни Борки).

«В Закриничье каратели брали из толпы по 8 человек, заводили в дома и расстреливали… Жена Маркевича не хотела идти – у нее на руках был годовалый ребенок. Каратель вырвал дите, взял за ноги, ударил головой о колоду – ребенок сразу скончался… Маркевич схватил вилы, ударил карателя в грудь. Воспользовавшись замешательством, я побежал в лес. По мне начали стрелять из автомата… Пуля попала под левую лопатку и вышла около шеи, но я продолжал бежать. Спрятался в лесу» (Максим Козловский, житель села Закриничье).

На территории мемориального комплекса установлены скульптурные композиции. «Беларусь – скорбящая мать» представляет собой фигуру скорбящей матери у пустой колыбели. Ты слышишь скрип качающейся пустой «калыскі» благодаря установленным датчикам движения, и нет невыносимее этого звука. Есть «Пламя» – образ разъяренной стихии, в которой оказались живые люди, пытавшиеся выбраться из объятого огнем амбара. И есть «Колодец» с застывшей черной водой. Он – прообраз настоящего колодца, в котором нашли свою смертью малыши. Фашисты не щадили никого, но экономили патроны. Они живьем топили маленьких детей в колодце, а тех, кто постарше, поднимали на штыки…

В конце этой «мертвой улицы» – камень с посланием к потомкам и парк, олицетворяющий продолжающуюся жизнь. Деревня Борки восстала из пепла – сегодня здесь живут пару десятков человек. А еще живет память о тех страшных военных годах. Об этом нельзя забывать…

Подготовила Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТБ» Фото из Интернета

Добавить комментарий