Центр, что на Партизанском

Ежедневно в Минске выходит на линию почти 1660 единиц подвижного состава: 989 автобусов, 579 троллейбусов и 89 трамваев. Каждое транспортное средство следует по своему маршруту, которых сегодня в столице насчитывается 433.

Начальник Центра управления движением Анастасия Бабич проводит экскурсию

Уследить за этим огромным разновекторным мобильным потоком непросто. Но все же возможно, если на помощь человеку приходят современные технологии.

Сердце центра – интерактивная карта города

С 2010 года в государственном предприятии «Минсктранс» функцио­нирует Центр управления движением. По сути, это централизованная диспетчерская служба, которая круглосуточно в режиме реального времени осуществляет дистанционный мониторинг и контроль работы транспорта на обслуживаемых предприятием маршрутах.

Располагается центр на Партизанском проспекте, в здании службы энергохозяйства – одного из филиалов предприятия. Для работы диспетчеров здесь созданы весьма комфортные условия: просторный светлый зал, современный дизайн, первоклассное техническое оснащение. В основе деятельности – автоматизированная система спутниковой навигации, которая предполагает оснащение всего подвижного состава навигационными комплексами.

Уникальное в своем роде подразделение являет собой пример эффективного внедрения инновационных транспортных технологий. Не случайно делегациям, посещающим «Минсктранс», предоставляется возможность побывать в центре и ознакомиться с его работой. Не стали исключением и участники расширенного заседания президиума БелПрофТранса, которые изучали на базе предприятия организацию системы охраны труда и были приглашены на экскурсию.

Обычно для таких посещений выбирается время, когда на улицах города снижается транспортный поток, а потому нештатные ситуации случаются реже. Но это вовсе не означает, что контроль за дорожным движением становится менее пристальным.

– Круглосуточно к нам стекается вся оперативная информация, касающаяся деятельности нашего предприятия, – рассказала начальник центра Анастасия Бабич. – ДТП с участием стороннего транспорта, повлекшее за собой остановку или задержку движения автобусов, троллейбусов, трамваев, чрезвычайные происшествия в салонах, информация о повреждениях контактной сети… При возникновении аварийных либо сбойных ситуаций диспетчерский состав применяет все возможные методы диспетчерского регулирования для восстановления нарушенных интервалов движения и доставки пассажиров к пунктам назначения. Когда поступают сообщения о неработающих светофорах, гололеде на отдельных участках улиц, ДТП, которые мешают проезду, диспетчеры, если требуется, оперативно изменяют схему движения транспорта, предупреждают водителей о необходимости проявления повышенного внимания при следовании по указанным участкам улиц. Кроме того, они передают поступившую информацию для оперативного реагирования в соответствующие организации города, с которыми «Минсктранс» плотно взаимодействует. Если из-за ДТП стороннего транспорта произошла длительная остановка в движении трамваев, то в соответствии с действующей технологией наш центр организует временный автобусный или троллейбусный маршрут.

Сердце центра – интерактивный монитор, отражающий движение наземного общественного транспорта на маршрутах в реальном времени. Автобусы, троллейбусы, электробусы и трамваи на нем отмечены разным цветом: зеленым – те из них, что следуют по расписанию, желтым – опережающие график, красным – имеющие опоздание более трех минут. Понятно, что при движении без сбоев преобладает зеленый.

Система управления движением позволяет диспетчеру оперативно получать информацию по любому транспортному средству, находящемуся на маршруте: о его марке, расписании движения, участке, по которому оно следует в данный момент, фамилии, имени водителя и даже его табельном номере.

Из Центра управления движением осуществляется также оперативное информирование пассажиров посредством различных мессенджеров. Прежде всего, это официальный сайт «Минсктранса» (Раздел «Новости» – «Оперативная информация»), Telegram-канал (Minsktrans_official), а также бегущая строка информационных табло на остановочных пунктах. Поэтому в случае задержки транспорта за точной информацией лучше всего обращаться к указанным официальным источникам.

Звонки на горячую телефонную линию «Минсктранса» также принимаются Центром управления движением. По словам Анастасии Анатольевны, обращения бывают самого разного характера. Например, что делать, если поломалась бесконтактная смарт-карта или почему оплату необходимо производить до начала поездки? Кому-то в общественном транспорте холодно, кому-то, наоборот, жарко. Есть также достаточно много обращений по поводу потерянных вещей, которые благодаря прямой связи центра с водителями часто находятся. Однако пассажиры должны понимать: осмотр салона транспортного средства производится только на конечных остановочных пунктах.

Транспортники, представлявшие делегацию БелПрофТранса, поинтересовались, какой вид общественного наземного транспорта самый пунктуальный в столице.

– Меньше всего нарушений расписания движения у трамваев, – ответила Анастасия Анатольевна. – Но надо принимать во внимание специфику их работы. У трамваев – отдельный путь для движения. Заблокировать их может только ДТП на путях или обрыв контактной сети. За трамваями следуют автобусы и троллейбусы с увеличенным автономным ходом. Они обладают наибольшей маневренностью, а себестоимость пассажирских перевозок – на порядок ниже, чем у трамваев. Троллейбусы модели АКСМ по критериям маневренности, конечно, отстают от них. Однако парк подвижного состава предприятия постоянно обновляется, и из имеющихся 742 троллейбусов, эксплуатируемых в столице, 220 имеют увеличенный автономный ход. Наращивание количества таких транспортных средств благоприятно отражается на работе общественного транспорта столицы.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТБ»

Добавить комментарий