Сам себе техосмотр?

Почему водители не стремятся проходить ТО своего автомобиля? Причины разные. Одна из них – налог на участие в дорожном движении. Многие не хотят оплачивать его, поскольку он дороже штрафа за отсутствие пройденного техосмотра. Люди ждут, когда отвяжут госпошлину от данной процедуры и будут взимать ее за фактическое пользование дорожной сетью, а также когда появится возможность уплачивать пошлину частями, как страховку. Но в основном, конечно, это пресловутое авось и полная, хотя и безосновательная уверенность в том, что «уж со мной-то на дороге точно ничего не случится».

А ведь случается. И еще как!

В текущем году из-за технической неисправности авто в республике произошло восемь ДТП, в которых три человека погибли и 27 получили ранения. Для сравнения, в прошлом году таких ДТП произошло 26. Из последних наиболее резонансных – авария 21 июня в агрогородке Видомля: фура DAF врезалась в маршрутку Mercedes, в результате чего один человек погиб и 20 получили травмы. У грузовика оказались неисправными тормоза, и водитель просто не смог остановиться.

С 7 по 17 августа УП «Белтехосмотр» совместно с управлением Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь провели очередную общереспубликанскую декаду «Гостехосмотр». Основная цель – выявление фактов эксплуатации транспортных средств без разрешения на его допуск к участию в дорожном движении. Для этого был составлен план совместных рейдов, согласованы маршруты патрулирования. Группы, в состав которых вошли представители ГАИ и УП «Белтехосмотр», в первую очередь обращали внимание на автомобили, эксплуатирующиеся без разрешительной наклейки на ветровом стекле. Также проверялись транспортные средства, имеющие явные несоответствия по внешнему виду.

Вместе с Максимом Василюком, специалистом 1-й категории филиала УП «Белтехосмотр» в Гомельской области, садимся в патрульную машину Госавтоинспекции и отправляемся изучать реальную обстановку в окрестностях Гомеля. В этот раз работаем совершенно в ином режиме. На этом настоял начальник филиала Анатолий Дробов, ведь наш метод – наибольшая эффективность. Но для этого не помешал бы еще как минимум один экипаж ГАИ. Возможно, в дальнейшем так и будет, а пока мы просто опробовали новые технологии.

Но обо всем по порядку. Если раньше наша небольшая, но весьма сплоченная группа располагалась где-то недалеко от объездной гомельской трассы и из проходящего потока вылавливала особо колоритные экземпляры транспортных средств, то теперь мы двигались в этом самом потоке. Далее пристраивались в хвост «понравившемуся» авто. И тут за дело брался Максим: на ноутбуке он забивал в программу номер, и она тут же выдавала ответ – прошел клиент техосмотр или нам есть о чем с ним побеседовать. После сотрудники ГАИ световыми и звуковыми сигналами настоятельно рекомендовали водителю притормозить у обочины.

…Первой в поле зрения оказалась старенькая «девятка». Водитель ее на посылаемые из патрульного автомобиля сигналы отреагировал далеко не сразу. Далеко – это метров примерно 400-500. Впрочем, спишем все на не совсем благоприятные погодные условия: дождь именно в это время лил как из ведра. Да и задавать ему вопрос: «Почему вы не прошли гостехосмотр?» – особой нужды не было. Проржавевший местами до дыр кузов автомобиля уже ответил на него более чем откровенно. Сам же водитель смущенно пояснил, что машину использует очень редко. Не превышает, не нарушает, не обгоняет…

Знаете, был у меня в свое время один приятель-автомеханик. Больше всего на свете он любил развлекаться на дороге в духе «Трех товарищей» Ремарка. Там был призрак шоссе Карл – «очень странный предмет на четырех колесах». Далее цитирую автора: «Стоило ему появиться на дороге, и кто-нибудь уже пытался его обогнать. На иных автомобилистов он действовал, как подбитая ворона на стаю голодных кошек. Он подзадоривал самые мирные семейные экипажи пускаться наперегонки, и даже тучных бородачей охватывал неудержимый гоночный азарт, когда они видели, как перед ними пляшет этот разболтанный остов. Кто мог подозревать, что за такой смешной наружностью скрыто могучее сердце гоночного мотора!» Вот и мой приятель облек заботливо собранную практически полностью собственными руками «Матрешку» в кузов обглоданной стаей злобных псов «копейки». Эффект, поверьте, был не меньший!

Это я к тому, что внешность бывает весьма обманчивой. А дальше было еще интереснее.

Перед капотом патрульной машины замаячил роскошный задник внедорожника БМВ. Черный, блестящий, совсем новый. Честно говоря, не знаю, что подвигло Максима Василюка проверить его по базе, но вопрос вырвался у всех сидевших в нашей машине практически одновременно: «Что?!» Да, шикарное дитя немецкого автопрома гостехосмотр не прошло…Обратились к водителю: почему? Ответ был анекдотичным: «Понимаете, я с Украины. Законов ваших не знаю. У меня даже вида на жительство нет. Это автомобиль жены. Я по доверенности вожу».

Для справки. В Украине к 2022 году намерены вернуть обязательный техосмотр личных транспортных средств, который упразднили более пяти лет назад. Это связано с требованием Евросоюза, ассоциацию с которым подписала Украина.

К лицам, эксплуатирующим транспортные средства без разрешения, применяются штрафные санкции, предусмотренные Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, с одновременной выдачей предписаний на устранение нарушений.

Самое пристальное внимание уделяется и контролю подлинности отметок в документах о прохождении гостехосмотра. Причина – автовладельцы стали чаще проходить ТО нелегально, который сводится к проставлению в документах фальшивой отметки. В этой связи напоминаем, что за подделку либо использование поддельных документов, штампов, печатей предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы.

В прошлом году в Гомеле раскрыли подпольную сеть, которая предлагала автолюбителям поддельные сертификаты о прохождении техосмотра. Причем не слишком качественные: при предъявлении данных «шедевров» гомельскими автолюбителями инспекторам ГАИ обман был раскрыт.

В уголовном розыске тут же обратили внимание на схожие факты и решили найти источник подделок. Оперативники вышли на подпольную сеть, которая предоставляла данные сертификаты. Выяснилось, что 27-летний гомельчанин, у которого имелось поддельное клише печати, продавал сертификаты о прохождении техосмотра за 50-70 рублей. А некоторые из его знакомых стали посредниками между ним и покупателями. Хотя организатор схемы и его подельники пытались запутать следствие, их задержали и поместили в СИЗО, а поддельные клише изъяли.

Итог весьма печален. Правоохранительные органы возбудили около 60 уголовных дел по факту использования фальшивых документов, более 20 – коррупционной направленности и еще свыше 40 материалов были переданы в СК для начала уголовного делопроизводства. Некоторые уже осуждены и понесли наказание. Например, 35-летний гомельчанин, который в январе прошлого года предъявил инспекторам поддельный сертификат о прохождении техосмотра. Приговор суда был строг – штраф 300 базовых величин (7350 белорусских рублей).

В 2019 году на диагностических станциях было выявлено три факта эксплуатации транспортных средств с поддельными штампами о прохождении государственного технического осмотра и три случая предъявления поддельных медицинских справок. По всем проводится проверка органами внутренних дел.

К чему приводит такая беспечность, пояснять никому не надо. Я не возьмусь утверждать, что за рулем каждого из не прошедших государственный технический осмотр автомобилей сидит потенциальный камикадзе, но среди данной категории водителей их большинство.

С 7 по 17 августа в Беларуси сотрудники ГАИ привлекли к ответственности за непройденный техосмотр больше 14 000 водителей, из них 4300 – «повторники». Юрлиц и ипэшников среди них оказалось 441, а тех, кто попался повторно, – 152. В это число вошли предприятия разных форм собственности. По статистике УГАИ МВД, за десять дней мероприятия «Гостехосмотр» были выявлены без техосмотра 1534 грузовика, 318 мотоциклов и 27 автобусов.

Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»

Добавить комментарий