Рулила база. Данных

Перевозки автомобилями-такси стали доступными по цене для большинства жителей нашей страны. И можно с уверенностью сказать, что 1 сентября многие родители воспользуются услугами таксистов, чтобы отвезти детей в школу.

Накануне этого события филиал Транспортной инспекции по Витебской области и филиал УП «Белтехосмотр» в Витебской области организовывают ежедневные рейды. Главная задача – предупреждение негативных ситуаций. Автомобили-такси должны быть исправными, опрятными, с пройденным вовремя гостехосмотром.

В прошедший понедельник наш корреспондент вместе со специалистом I категории филиала УП «Белтех­осмотр» Дмитрием Пантелеем и специалистами Управления автомобильного контроля филиала Транспортной инспекции по Витебской области Александром Агейченком и Александром Бирюковым отправился в рейд.

– Несмотря на то что лицензии на этот вид перевозки в настоящее время не требуется, порядок прохождения государственного технического осмотра для автомобилей-такси остался прежним, – говорит Дмитрий Пантелей. – Для легковых автомобилей, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, срок действия разрешения на допуск к участию в дорожном движении составляет 6 месяцев. Изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие соответствующую процедуру, не вносилось. То есть первичным является назначение автомобиля, а не желтые номера, которые лишь признак того, что машина занята в коммерческих перевозках.

Кстати, о желтых номерах. Раньше по количеству выданных можно было хоть примерно понять, сколько автомобилей-такси работают в Витебске. Сейчас эта цифра неизвестна. Специалисты могут только предположить, что в городе над Двиной в перевозках пассажиров задействовано не менее тысячи машин. Все ли таксисты соблюдают установленные правила?

В 9 часов утра выезжаем от диа­гностической станции № 167. В смартфоне Александра Агейченка открыта база данных «Белтех­осмотра». При выезде на улицу Гагарина стоит автомобиль-такси. Быстро пробиваем информацию о нем. Гос­техосмотр пройден месяц назад. Видимых глазу нарушений не просматривается. Чего зря тревожить водителя?

Едем ближе к центру города и замечаем «Хендай-Солярис», оформленный как автомобиль-такси. Оперативная проверка по базам данным показала, что гостехосмотр пройден семь месяцев назад. Значит, нарушитель. В салоне – пассажиры. Может, торопятся куда-то… Едем следом и останавливаемся у стоматологической поликлиники на улице Богдана Хмельницкого. Женщина-инвалид благодарит таксиста за поездку. Он сам вышел из машины, открыл дверь и помог ей выйти. Сразу видно, добрый человек. Но не законопослушный.

– Знаете, мое дело – людей во­зить, – сразу говорит водитель такси. – Я всего лишь наемный работник в фирме. Мне дали машину, сказали работать, я и работаю. Если честно, в этот пакет документов даже не заглядывал…

Специалисты Транспортной инспекции внимательно изучают документы и осматривают автомобиль. На его борту отсутствует информация о перевозчике – это уже второе нарушение.

Полис страхования автогражданской ответственности имеется, но ненадлежащего типа.

– Вот видите, слева вверху указан тип А2? – показывает страховой лист Александр Агейченок водителю. – Он годится для обычных легковушек, но никак не для задействованных в пассажирских перевозках. Их страхуют по типу А6: предполагается, что такая машина несет больше рисков, соответственно и стоимость страховки другая, дороже. 

Водитель лишь разводит руками. Но на этом его неприятности не заканчиваются. Александр Агейченок устанавливает также, что водитель не прошел обучение на перевозку пассажиров автомобилями-такси.

– Я ведь совсем недавно устроился на фирму. Мне никто про обучение не рассказывал, – опять удивляется водитель.

Инспекторы составляют акт осмотра транспортного средства. После руководителя фирмы и водителя вызовут в Транспортную инспекцию для разбирательства, по итогам которого будут приняты меры.

А мы тем временем едем на улицу Чкалова. Там имеется удобный карман, где можно останавливать автомобили для проверки, не создавая затора для движущегося транспорта.

Перечень документов, которые должен предъявить водитель, кажется устрашающе длинным: здесь и водительское удостоверение, и техпаспорт, и допуск к участию в дорожном движении, который следует получать раз в шесть месяцев, и две страховки: одна – автогражданской ответственности, вторая – на пассажиров. Еще и информация перед выездом на смену о прохождении медика и механика… 

Останавливаем «Киа-Рио» с полосками желтого цвета на борту. Все проверяется очень быстро. Через минуту водитель получает обратно свои документы: все в порядке!

У следующего таксиста отсутствует только визитная карточка водителя в салоне. Оправдывается, что забыл переложить из другой рубашки. Верим на слово и ограничиваемся устным предупреждением. Тем более что в салоне – люди, которым явно не нравится незапланированная остановка.

В Транспортной инспекции подчеркивают, что их цель – прежде всего профилактическая работа, а вовсе не наказание нерадивых таксистов и фирм-перевозчиков. Они утверждают, что большинство водителей, осуществляющих пассажирские перевозки, являются людьми законопослушными и выполняют все правила.

– В городе есть несколько фирм, в которых водителям передают специальную папочку единого образца, где находятся все документы для проверки. И нам удобно, и водители меньше теряют времени, – подчеркивает Александр Бирюков.

Спустя полчаса работы на этом месте мы понимаем: информацию о нашем присутствии на перекрестке уже «слили» в Сеть. Такси стало проезжать значительно меньше, а те, что мы останавливали, нарушений не имели. Значит, пора менять дислокацию.

По базе данных УП «Белтех­осмотр» устанавливаем еще один автомобиль-такси с не прошедшим вовремя гостехосмотром. Едем за ним и предлагаем свернуть на стоянку.

Из авто выходит загорелый мужчина в шортах и майке.

– Я знаю, зачем вы меня останавливаете, – сразу говорит он. – Гостехосмотр вовремя не прошел. Вам что, гаишники информацию скинули?

Оказывается, за полчаса до нас этого водителя остановили сотрудники ГАИ и выписали штраф за управление автомобилем без прохождения гостехосмотра в установленный срок.

– Я уже им объяснял, что не работал, отдыхал на море, вчера вернулся в Витебск, даже билеты еще не выбросил… Поиздержался, конечно. Решил, что надо хоть чуть-чуть подзаработать денег.

Александр Агейченок проверяет все документы и других нарушений не видит.

 – Заезжайте на техосмотр и работайте. Думаю, 50 рублей у вас найдется, – по-дружески советует Дмитрий Пантелей.

Конечно, водителя еще вызовут в Транспортную инспекцию, но, если он уже оплатил штраф за езду без техосмотра в тот же день, второй раз штрафовать за это нарушение не будут. Таков закон.

…Наш рейд завершен. За два часа установлены два факта работы автомобилей-такси без допуска к участию в дорожном движении. Кроме того, выявлено еще десять нарушений.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий