Раритет опять в строю

Энтузиасты в милицейских погонах отреставрировали легендарный мотоцикл «Урал» М-62

Раритетная техника всегда в цене. Но для тех, кто отъездил на ней долгие годы, выполняя свой профессиональный долг, она дорога как память и представляет собой не материальную, а моральную ценность. Ветераны ГАИ и других подразделений МВД в советские времена ездили на автомобилях и мотоциклах, которые нынче являются раритетами. Отдавая дань уважения старшему поколению стражей правопорядка и технике, на которой они работали, их нынешние коллеги совершают чудеса, восстанавливая давно ушедшие на покой автомобили и мотоциклы.

 Автомобиль ГАЗ-21 «Волга», ставший легендой советского автопрома, также в свое время был популярным транспортным средством у сотрудников милиции. Стражи порядка Хойникского РОВД реставрировали его и водрузили на постамент. А милиционеры из Рогачева воссоздали мотоцикл «Урал» М-62 с коляской.

Идея дать шанс на вторую жизнь трехколесному другу появилась на офицерском собрании, проводимом накануне 100-летия Рогачевского РОВД. Тогда люди в погонах решили сохранить историю своего отдела для потомков, создать музейную комнату и во что бы то ни стало пополнить ее интересным и значимым экспонатом.

«Уралы» были основным транспортным средством советских милиционеров в течение многих десятилетий. Сначала стражам порядка служили массовые ирбитские и киевские мотоциклы М-72, затем – «Днепр» К-750. Спустя некоторое время им на смену стали приходить новые модели мотоцикла «Урал». В начале 1970-х годов милицейский автотранспорт получил специальную желто-синюю окраску.

«Урал» М-62 – типичный представитель тяжелой трехколесной милицейской техники 60–70-х годов минувшего столетия. На таких мотоциклах несли дежурство и ездили сотрудники патрульно-постовой службы, гаишники, участковые и следователи. В одной и той же коляске-люльке доставляли для разбирательств нарушителей, привозили на места преступлений свидетелей и оперативников. «Уралы» несли службу в любую погоду: в дождь милиционерам-водителям приходилось укрощать непростой в управлении мотоцикл на скользком асфальте, зимой – выезжать в мороз и по гололеду в теплой форменной одежде и валенках. В особом почете были водители, которые в лютые холода могли завести оппозитный двигатель с воздушным охлаждением.

В советские времена работниками органов внутренних дел использовались мотоциклы и других марок. С 1978 по 1983 год в составе Рогачевского РОВД был моторизованный взвод Госавтоинспекции, которым командовал Александр Стриков. В его техпарке насчитывалось около десятка мотоциклов. В основном это были «Явы» без колясок, а также несколько «Чезетов».

За благое дело – реставрацию «Урала» – в Рогачевском РОВД взялись начальник отделения ГАИ Николай Дворак, водители оперативно-дежурной службы Юрий Пущенко и Александр Ходанович, рабочий по комплексному ремонту и обслуживанию зданий и сооружений группы тылового обеспечения Николай Кравченко. Конечно, чтобы успешно отреставрировать раритетную технику, одного желания и энтузиазма мало. Нужно обладать большим запасом знаний и технических навыков, которые накапливаются постепенно. Вот так и приходит настоящее мастерство. У рогачевских «реставраторов» этого не отнять.

Восстановление мотоцикла начали с архивной работы. В этом деле на помощь пришли ветераны ведомства, непосредственно пользовавшиеся техникой, при исполнении служебных заданий.

Поначалу «Урал» разобрали до болтика. Посмотрели и оценили, что имели: есть ли негодные детали, отсутствующие механизмы. И начали поиски комплектующих.

В течение полугода велась кропотливая работа: деталь за деталью, проводок к проводку, винтик за винтиком – и гроза дорог и нарушителей мотоцикл «Урал» наконец-то обрел узнаваемые очертания. Ремонтники-энтузиасты заменили практически все агрегаты, отреставрировали панель приборов, восстановили коляску.

Необходимые запчасти искали в автомагазинах, интернете, спрашивали у родственников и знакомых. Кое-что пришлось мастерить сами. Поскольку старая проводка пришла в негодность, проложили новую. Ветровое стекло вырезали из оргстекла. Защитой передней фары послужило хромированное стекло от «Явы». Ручки газа переточили с мотоцикла «Минск».

 Завершающим аккордом реставрации были покраска транспортного средства в фирменные цвета – синий и желтый, нанесение логотипа на борт коляски, установка проблескового маячка и звуковой сигнализации. После кропотливой работы наступил такой момент, когда технари и умельцы могли с удовлетворением сказать: «Все, техника готова – хоть сейчас в строй»!

За ремонт и реставрацию милицейской ретротехники энтузиасты, приложившие к этому немало усилий, знаний, терпения и мастерства, получили благодарность РОВД Рогачевсого райисполкома. Поиск экспонатов для комнаты истории продолжается.

Валентина ШИНКЕВИЧ, «ТБ»

Добавить комментарий