Приоритет взрослых

Как защитить малышей на дороге и в автомобиле

С наступлением весны проблема детского дорожно-транспортного травматизма приобретает особую актуальность. Безопасность детей – приоритет взрослых. К сожалению, об этом нередко забывают взрослые участники движения. Так почему в ДТП продолжают гибнуть дети?

Чтобы оценить дисциплинированность наших сограждан на дорогах, я решила провести эксперимент – простой, но познавательный. Местом дислокации стало пересечение улиц Советской и Ланге в Гомеле. Тут стоит отметить одну деталь: улица эта интенсивностью движения не отличается, несмотря на то, что на ней расположены медуниверситет и концертный зал. Советская – другое дело: магистраль центральная, транспортом под завязку загруженная.

Советскую на красный за все время моего «дежурства» никто из пешеходов пересечь даже не пытался. С водителями иначе. Многие из них, когда «заканчивался» зеленый, пытались проскочить на «зеленейший», как говорят сотрудники ГАИ. Потому пешеходам следовало более внимательно смотреть по сторонам, нежели на светофорные «глаза».

При этом на относительно тихой Ланге картина была совершенно противоположной. Водители смирно ждали своей очереди, а вот пешеходы… За минут сорок я насчитала около 60 человек, которые светофорные сигналы попросту игнорировали. Но, что самое удивительное, в подавляющем большинстве это были не взбалмошные подростки, а люди солидного, даже ближе к пожилому, возраста. Именно те сознательные граждане, которые по бытующему в обществе мнению должны подавать пример молодежи.

Итак, среди нарушителей ПДД за это время я насчитала несколько начальственного вида мужчин (рядом много разного рода государственных учреждений) и несколько мамаш (две – с колясками, четверо – с малышами до пяти лет). Больше всего беспокоит тот факт, что, судя по всему, никто из них не чувствовал себя нарушителем: многие даже по сторонам не смотрели! А стоило бы…

Впрочем, водители – отдельная тема. Буквально на днях 73-летняя женщина, управляя автомобилем «Фольксваген-Бора» и двигаясь по бульвару Металлургов Жлобина в направлении ул. Войкова, совершила наезд на 8-летнего мальчика, который вместе с мамой переходил дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу, обозначенному знаками и разметкой. В результате ДТП малолетний пешеход получил травмы и был госпитализирован в травматологическое отделение больницы.

Потому всегда при переходе проезжей части держите за руку своих детей, обязательно смотрите по сторонам и не позволяйте ребенку выбегать на дорогу. Кроме того, ни в коем случае не начинайте движение, пока не убедитесь в своей безопасности и безопасности ребенка. Помните, что переходить проезжую часть разрешается только тогда, когда все водители заметили вас и остановились.

И тут, помимо всего прочего, встает вопрос уважения между водителями и пешеходами. Вот только есть один небольшой, но весьма существенный нюанс – на дороге оно должно быть взаимным. Стоит напомнить водителям, что пешеходный переход для пешеходов. Для них это единственная возможность безопасно пересечь дорогу – как детям, так и взрослым.

К сожалению, есть немало примеров трагических ДТП с участием несовершеннолетних, пострадавших из-за собственной неосторожности и невнимательности. Один из таких случаев произошел в минувшее воскресенье в городе Ветке Гомельской области. 38-летний водитель автомобиля ГАЗ, двигаясь по ул. Ленина, совершил наезд на 8-летнюю девочку, которая, предварительно, перебегала дорогу в непосредственной близости от пешеходного перехода. Ребенок получил тяжелые травмы, врачам жизнь маленькой пациентки спасти не удалось.

С наступлением весны проблема детского дорожно-транспортного травматизма приобретает особую актуальность. В теплую погоду несовершеннолетние больше времени проводят на свежем воздухе. Потому, прежде чем отпускать ребенка на улицу одного, научите его правильному поведению вблизи дорог. Он должен знать, что проезжую часть нужно не перебегать, а переходить. И делать это необходимо только по пешеходному переходу, обязательно перед этим посмотрев по сторонам и убедившись, что водители предоставляют преимущество в движении. Не позволяйте ребенку играть вблизи дороги – это крайне опасно, и в случае чего автомобиль не сможет остановиться в один миг.

36-летний водитель автомобиля «Акура» 30 апреля около 18.00 ехал по пр. Ленина в Гомеле. При выезде с дворовой территории дома № 16 он сбил 18-летнего велосипедиста, который двигался по тротуару в направлении ул. Крестьянской, сообщили в УВД Гомельского облисполкома. Велосипедист получил травмы. Его доставили в ГУЗ «Гомельская областная клиническая больница».

Другое ДТП произошло 1 мая примерно в 15.00 на территории Речицкого района. 18-летний водитель за рулем «Мерседес-Бенц» ехал по ул. Советской в агрогородке Переволока в направлении дороги М-10 Граница Российской Федерации – Гомель – Кобрин. Возле поворота на МТФ он сбил 14-летнего велосипедиста, который, по предварительной информации, ехал по дороге и начал ее пересекать, не убедившись в собственной безопасности. В результате ДТП последнего с травмами госпитализировали в реанимационное отделение.

Еще одна проблема весенне-летнего периода – велосипедный травматизм. Именно в это время увеличивается количество ДТП с участием юных велосипедистов. Поэтому каждый родитель, прежде чем купить своему ребенку велосипед, должен обучить его Правилам дорожного движения.

Как свидетельствует статистика, по большей части маленькие пешеходы и велосипедисты (о пассажирах – разговор особый) страдают из-за собственной невнимательности. Любой психолог может рассказать, что дети не в состоянии до конца осознать опасность. А самое главное – понять, что с ними может случиться что-то непоправимое.

Но что же взрослые? Всегда ли родители, находившиеся в момент трагедии рядом, принимали все зависящие от них меры, дабы обезопасить своих чад и не допустить самого страшного?

На территории Светлогорского района произошло ДТП, где пострадал малолетний ребенок. 39-летний водитель, управляя автомобилем «Сеат-Ибица», двигался по автодороге Р-82 Октябрьский – Паричи – Речица со стороны Речицы в направлении Паричей. В пути следования, заметив автомобиль «Альфа-Ромео» под управлением 63-летней женщины, которая в тот момент осуществляла поворот налево, не принял меры к снижению скорости и во избежание столкновения выехал на полосу встречного движения. После чего не справился с управлением и съехал в кювет, где опрокинулся.

В результате ДТП травмы получил 6-летний пассажир автомобиля «Сеат», находившийся на заднем пассажирском сиденье без детского удерживающего устройства, но пристегнутый ремнем безопасности. После оказания медицинской помощи мальчик был отправлен домой. Стоит также отметить, что рядом с ним сидел и его 12-летний брат, который также был пристегнут ремнем безопасности. Он, к счастью, не пострадал.

Судьбу ребенка в аварийной ситуации во многом определяет его безопасное местоположение в автомобиле. В качестве пассажира он подвергается большей опасности, чем взрослые. Необходимо помнить, что при резком торможении и столкновении автомобиля даже на скорости 50 км/ч вес пассажира увеличивается в несколько десятков раз. Так, если ребенок весит 10 кг, то в момент удара – около 300 кг.

Согласно действующему законодательству, перевозка несовершеннолетних в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, в возрасте до пяти лет, а также иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, – в возрасте от пяти до 12 лет. Допускается перевозить детей до 12 лет без использования специальных приспособлений, если рост ребенка превышает 150 сантиметров, а также в автомобиле-такси.

Правила безопасности для юных велосипедистов:

 кататься на велосипедах лучше всего во дворах или в жилой зоне, где мало автомобилей и нет возможности развить большую скорость;

 ездить необходимо по специальным велосипедным дорожкам, если их нет – по тротуарам, не мешая пешеходам;

 проезжая часть дороги – не место для передвижения на велосипеде;

 выезжать на велосипеде на проезжую часть дороги в случае необходимости разрешено только детям, достигшим 14 лет;

 необходимо обязательно пользоваться средствами защиты: шлемом, наколенниками, налокотниками, накладками на запястье, а также в темное время суток повязками, поясами, жилетами со световозвращающими элементами.

Основные правила поведения на дороге взрослых в сопровождении детей:

 на проезжей части не спешите и не бегите: переходите дорогу размеренным шагом;

 выходя на проезжую часть, прекращайте телефонные разговоры;

 никогда не переходите улицу на красный или желтый сигнал светофора. Если ребенок сделает это с вами, он поступит так и без вас;

 переходите улицу только на пешеходных переходах или на перекрестках по линии тротуаров;

 из автобуса, автомобиля, другого транспортного средства старайтесь выходить первым, в противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть;

 привлекайте несовершеннолетнего к участию в вашем наблюдении обстановки на улице: показывайте ему машины, которые вы увидели издали и которые едут с большой скоростью, их надо пропустить;

 не выходите с ребенком из-за машины или кустов, не осмотрев предварительно улицу. это – типичная ошибка детей;

 не позволяйте ребенку переходить или пересекать улицу впереди вас;

 малолетнего следует крепко держать за руку, быть готовым не отпустить при его попытке вырваться;

 обязательно закрепите на одежде ребенка световозвращающие элементы, чтобы водители могли вовремя его заметить в темное время суток.

Подготовила Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»

Добавить комментарий