«Предъявите за проезд!»

на витебщине решают проблему с безбилетниками

Во втором квартале на территории Витебской области будет значительно усилена работа по контролю за полнотой оплаты проезда в городском общественном транспорте. Активизировать борьбу с безбилетниками контролирующим органам поручил областной совет депутатов на недавно прошедшей сессии. 

Цена вопроса

Билет на проезд в трамвае, троллейбусе и автобусе в Витебске стоит 80 копеек. В транспорте общественного пользования работают кондукторы, которые спрашивают плату за проезд у каждого пассажира. Тот либо приобретает талончик, либо предъявляет проездной. Как при такой организации работы могут появиться безбилетники? И почему некоторые наши сограждане пытаются «экономить»?

Штраф за проезд «зайцем», согласно ст. 18.28 «Безбилетный проезд в транспорте» КоАП Республики Беларусь, составляет от 0,5 до 1 базовой величины (сегодня это от 18,5 до 37 рублей).

На государственном предприятии «Оператор перевозок», имеющем в своем штате контролеров-ревизоров, сообщили, что в феврале этого года проверено 2910 автобусов, в марте – более 3700. За первый квартал контрольной службой составлено 33 протокола на сумму штрафов 499 рублей и 478 постановлений на 16 тыс. рублей.

– Нагрузка на контролеров очень большая, – комментирует эти цифры руководитель предприятия Алексей Долгий.

– В то же время мы ставим своей целью усилить работу службы и довести число проверок до 10 и даже 15 тыс. в месяц. Сейчас в ревизорской группе работают 19 контролеров: в Витебске на линии выходят 9 человек, остальные задействованы в Полоцке, Орше и в районах. Поэтому усилить контрольно-ревизорскую службу просто необходимо. Пассажир должен знать: контрольная служба есть!

– С января по март этого года работниками линейного контроля нашего предприятия было проверено 9123 единицы подвижного состава ОАО «Витебскоблавтотранс», – сообщил заместитель генерального директора по перевозкам «Витебскоблавтотранса» Виктор Кожух. – За этот период выявлено 108 случаев безбилетного проезда. Поскольку сотрудники участка контроля не наделены полномочиями составления протокола об административном правонарушении в отношении пассажира, они передают материалы в ВОКТУП «Оператор перевозок».

В ОАО «Витебскоблавтотранс» не устают повторять: каждая услуга имеет свою цену.

– Разве можно бесплатно приобрести в магазине продукты, одежду или обувь, в аптеке – лекарства? – задается риторическим вопросом Виктор Кожух. – За «спасибо» не обслужат в парикмахерской, и нельзя проехать в маршрутке, потому что частный перевозчик жестко стоит на страже своих экономических интересов. В то же время для отдельных граждан проезд без оплаты в общественном транспорте почему-то стал нормой. Причем многие уверены, что если к ним не подошел кондуктор, то платить не надо.

Пассажиру необязательно ждать кондуктора, есть множество других способов оплаты проезда: допустим, через электронную систему «Оплати», можно купить талон у водителя или в киосках «Табакерка», «Белсоюзпечать».

Кондуктор, не спеши…

Вопрос обилечивания пассажиров в Витебске остро возник во время эпидемии коронавирусной инфекции – на все маршруты кондукторов часто не хватало. На предприятии задумались о переводе общественного транспорта на бескондукторную систему оплаты. Сейчас она действует на ряде трамвайных маршрутов в вечернее и ночное время. Как показывает статистика, на отдельных рейсах ранним утром или поздним вечером кондукторы реализуют не более десятка билетов, поэтому логично предположить, что люди смогут купить билет у водителя или заранее приобрести в киоске. В салонах трамваев на рейсах без кондуктора через громкую связь периодически передаются соответствующие сообщения. Пассажиры должны помнить, что оплата проезда – это их обязанность. И тот, кто действительно хочет заплатить за проезд, обязательно найдет для себя приемлемое решение.

Проблемы витебского общественного транспорта непонятны, к примеру, транспортникам Гомеля и других городов, где в общественном транспорте не работают кондукторы. Там все просто, как в Советском Союзе: входишь в салон и пробиваешь талончик. Когда-то, очень давно, так было и в городе над Двиной. Но в середине 1990-х, когда шли массовые сокращения на крупных предприятиях, городские власти увидели в работе кондуктора еще и социальную функцию – создание новых рабочих мест. Надо сразу заметить, что внедрение такого метода сбора выручки не обходилось без эксцессов. И среди кондукторов встречались не самые вежливые люди, порой с пассажирами разгорались нешуточные споры, а в отдельных случаях доходило и до рукоприкладства. В общем, этот процесс не был безболезненным. Однако со временем все стало на свои места. И сегодня любой житель Витебска знает: его дело – занять место в салоне, об оплате проезда позаботится кондуктор.

– ОАО «Витебск-облавтотранс» начало работу по переводу части маршрутов на бескондукторную систему оплаты труда с конца 2021 года, – рассказывает Виктор Кожух. – Уже нет кондукторов на трамвайных маршрутах № 3 и 9. Ранним утром и поздним вечером не работают они и в трамвае № 6. Кроме того, в вечернее время на ряде автобусных рейсов с незначительным пассажиропотоком. Опыт показывает, что выручка не сокращается, а иногда даже увеличивается.

О том, что на определенных рейсах не будут работать кондукторы, оператор перевозок информирует не только пассажиров, но и контрольно-ревизорскую службу. Контролеры в таких случаях больше внимания уделяют рейсам без кондуктора.

В штате ОАО «Витебскоблавтотранс» только в областном центре – более 200 кондукторов. Их не хватает, чтобы закрыть все рейсы, поэтому постепенный переход на бескондукторную систему оплаты проезда в Витебске выглядит логичным. Однако у всякого решения есть свои минусы. Один из них в данном случае – психологический. Витебчане привыкли, что в салоне общественного транспорта требует плату за проезд кондуктор, а потому заранее не приобретают билетов. Добропорядочные пассажиры выстраиваются в очередь к водителю, отвлекая его от управления, остальные едут без оплаты.

К примеру, в ОАО «Витебскоблавтотранс» поступила жалоба от жительницы областного центра, которая не согласна с тем, что ее 23-летнего сына оштрафовали за безбилетный проезд в трамвае, выполнявшем рейс без кондуктора. Мол, мальчик слушал музыку в наушниках и ждал, когда к нему подойдет билетер…

Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни становился «зайцем» поневоле – по стечению обстоятельств или забывчивости. Но всякий раз законопослушный человек при этом испытывал неприятнейшие ощущения. 

– Конечно, когда в утренние часы пик в микрорайоне Билево садишься на остановке «Витьба», то до Московского проспекта, 120 можно поневоле проехать «зайцем». Автобус так перегружен, что кондуктору невозможно перейти из одного конца салона в другой, – делится Алексей Долгий. – Кого винить: пассажира, кондуктора или автопарк, у которого не хватает транспортных единиц?

Пассажира в таких ситуациях беспокоит одно: как бы вовремя добраться на работу и детей привезти в школу. Мало кто задумывается, во сколько обходятся государству расходы на содержание парка автобусов или троллейбусов. А это миллионы и миллионы рублей, в которые в том числе заложены те самые пассажирские 80 копеек.

Охота на «зайцев»

Как было заявлено на сессии Витебского облсовета, на субсидирование транспортных организаций в 2021 году из областного бюджета направили 31 млн рублей, в 2022-м – 36,6 млн, в 2023-м – планируется 37,9 млн. И этого недостаточно. Отсюда и требование – изыскивать дополнительные возможности экономии средств. В том числе полностью исключить безбилетный проезд пассажиров.

Задержание «зайца» – процедура небыстрая, порой может растянуться до часа-двух: составление протокола, опрос свидетелей, вызов милиции, подтверждение паспортных данных (ведь не все носят с собой документ). Не каждый захочет признаться, что он – «заяц». Если дошло до протокола и нарушение доказано, а безбилетник в течение 30 дней не оплатил штраф, соответствующие материалы об удержании денежных средств поступят в суд. Безбилетник попадает в единый госбанк данных о правонарушениях.

Для контролера выписывать штраф – процедура не из приятных. Однако бытует мнение, что зарплата контролеров зависит от количества пойманных «зайцев», оттого они, мол, так «лютуют».

– Контрольно-ревизорская служба финансируется из местных бюджетов, – поясняет Алексей Долгий. – Да, за качество выполняемой работы контролеры могут получать премию. Как, впрочем, и на любом другом предприятии. Хорошая зарплата не позволит работнику быть нечистым на руку.

Сумма штрафов, к сожалению, не окупает работу даже самой контрольно-ревизорской службы. Между тем ревизоры выполняют много других обязанностей на линии: например, инспектируют состояние самого транспортного средства, обращают внимание на внутреннее оформление салона, наглядную агитацию по штрафам за безбилетный проезд, проверяют, как озвучивается или оформляется информация по оплате проезда в бескондукторных вагонах.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий