Правила важнее бизнеса

В зоне особого внимания сотрудников Транспортной инспекции – маршрутные такси. Водители именно этой категории транспорта в последнее время попадают в оперативные сводки. Переполненные салоны, превышение скоростного режима, неудовлетворительное техническое состояние могут привести к авариям на дорогах и непоправимым последствиям.
В Гомельской области борьбу с маршрутками-нарушителями ведут специальные мобильные наряды: идут проверки городских и междугородних рейсов.

Чтобы выяснить ситуацию с пассажирскими перевозками на маршрутах Гомеля, корреспондент «ТБ» отправилась в один из рейдов вместе с сотрудниками филиала Транспортной инспекции по Гомельской области. Прежде мы неоднократно выезжали на проверки на линии с целью контроля автомобилей-такси. К сожалению, во многих случаях результаты были неутешительными. С маршрутками ситуация более позитивная – большинство городских перевозчиков трудятся, соблюдая букву закона. Тем не менее над дисциплиной нужно работать непрерывно, считают в Транспортной инспекции. Самым действенным методом, способным повлиять на ситуацию, является ужесточение наказания за безответственность.

 Допустим, не все перевозчики внимательно следят за техническим состоянием микроавтобусов. Поэтому главная задача проверяющих – указать на недостатки. Компании-перевозчику выдается предписание об устранении неисправности. При этом должностное лицо получает штраф за выпуск машины в ненадлежащем состоянии на маршрут. Это не единственные претензии к работе маршрутных такси. В список можно добавить перегруз (перевозка в салоне пассажиров больше нормы транспортного средства) и недисциплинированность на дороге. Есть среди маршрутчиков и лихачи, которые едут не в своей полосе, перестраиваются без включения поворотников, пренебрегают сигналами светофоров.

Рейды по контролю за соблюдением маршрутными такси правил перевозки пассажиров и дорожного движения проходят во всех регионах страны. Как заявили в МВД, по их результатам в Беларуси могут внести изменения в ПДД, касающиеся маршрутного и другого общественного транспорта.

Если говорить о цифрах, то с начала года только в Гомельской области к административной ответственности привлечено более 60 водителей микроавтобусов. За 2022-й на дорогах Гомельщины произошло 28 ДТП с участием общественного и маршрутного транспорта, в которых 24 человека получили ранения различной степени тяжести, пятеро погибли, сообщили в УВД Гомельского облисполкома.

Это много или мало? Если вспомнить, что речь идет о машинах, в которые пассажиры садятся каждый день, нарушения в этой сфере перевозок контролирующие органы – Государственная автомобильная и Транспортная инспекции – игнорировать никак не могут. Как отмечалось, чаще всего нарекания к владельцам и водителям маршруток за несвоевременное прохождение техосмотра, выпуск на линию транспортного средства с неисправностями. Речь идет как о дефектах в работе световых приборов, так и о неисправностях, которые могут повлечь серьезное ДТП – к примеру, недостаточно эффективно работающая тормозная система.

Всего с 20 февраля по 17 марта работниками регионального отдела контроля автомобильного транспорта управления автомобильного и весогабаритного контроля филиала Транспортной инспекции по Гомельской области проверено 56 автобусов категории М2, осуществляющих перевозку пассажиров в регулярном сообщении в городе. Выявлено 16 нарушений, из них 12 – перевозка пассажиров сверх нормы, установленной техническими характеристиками транспортного средства, три – неисправности ТС, при которых его эксплуатация запрещена, одно – отсутствие у водителя необходимых документов.

Кроме того, проверено 55 автобусов категории М2, осуществляющих перевозку пассажиров в междугороднем сообщении. Мероприятия проводились совместно с сотрудниками ГАИ, «Гомельоблпассажиртранса», инспекцией МНС по Гомельской области. 

Во время рейда большинство нарушений, выявленных сотрудниками Транспортной инспекции, касалось переполнения салона микроавтобуса. Его допустили водители на маршрутах № 12тк, 17тк, 18тк – к слову, самых востребованных и протяженных. Так, 9 марта в 7.45 на улице Ильича выявлен факт перевозки 6 пассажиров сверх установленной нормы автобусом на маршруте № 12тк. В тот же день в 8.20 на улице Мазурова был остановлен автобус, работавший на маршруте № 17тк, водитель которого также перевозил 6 пассажиров сверх допустимой нормы.

Бывали и другие ситуации. Завидев сотрудника Транспортной инспекции, водитель останавливал маршрутку, и пассажиры начинали быстро покидать салон. Да, именно те, что ехали стоя, держась за поручни. К сожалению, сами клиенты маршруток недостаточно хорошо понимают, что подобного рода проверки – забота прежде всего о них самих. Больше их волнует тот факт, что маршрутка задерживается по времени и они рискуют опоздать в место назначения.

Еще один немаловажный момент. В ходе проведенных мероприятий был выявлен автомобильный перевозчик, который осуществлял регулярную перевозку пассажиров под видом нерегулярной без заключения договора с «Гомельоблпассажиртрансом». В отношении него составлен административный протокол (по ч. 1 ст. 13.3 КоАП), материалы направлены в суд.

По словам специалистов Транспортной инспекции, это довольно распространенное нарушение. Нерегулярные перевозчики могут обслуживать только частные заказы: развозить туристические группы, например, или гостей на свадьбе, выполнять разовые перевозки. Маршрутки же регулярных перевозок имеют четкий график и маршрут движения, которые обязаны соблюдать. Кроме того, у них должна быть лицензия, установлено навигационное оборудование, позволяющее контролировать движение по маршруту, соблюдение ПДД и режим труда и отдыха. 

У «нерегуляра» также должен быть заказ-наряд, в котором названы перевозчик и заказчик, и список пассажиров с указанием старшего группы. Регулярному же необходимы карточка и схема маршрута, транспортное средство обязано иметь определенное внешнее оформление. В салоне на видном месте должны быть размещены бедж с данными водителя и прайс. Все водители обязаны проходить курсы повышения квалификации каждые пять лет. 

В случае с нерегулярными маршрутками водитель запросто может сказать проверяющим органам, что везет друзей. Поэтому остается только рассчитывать на порядочность пассажиров, которые не станут подтверждать эту вымышленную легенду. Во-первых, безопасность и здоровье пассажиров всегда должны быть в приоритете. Во-вторых, если человек следует в командировку на маршрутке, выполняющей нерегулярный рейс, его организация не сможет ему вернуть деньги за билет: чек не будет соответствовать нормам.

Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»

Добавить комментарий