Пожизненный код

В каких случаях проводят экспертизу идентификационных номеров транспортных средств и почему не стоит покупать авто по доверенности, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».

VIN-номер – уникальный бук­венно-­цифровой код, состоящий из 17 символов и являющийся главным источником идентификации транспортного средства в течение всей его «жизни». Он присваивается на заводе-изготовителе и не подлежит замене в отличие от документов – они выдаются в стране эксплуатации и меняются вместе с «пропиской» автомобиля. Кроме того, VIN-номер не просто набор цифр: в нем содержатся данные о производителе, годе выпуска и технических характеристиках транспортного средства. В идентификационном номере используются буквы латинского алфавита и арабские цифры.

– Самостоятельная расшифровка идентификационного номера транспортного средства – процедура довольно трудоемкая, поскольку потребуется вооружиться таблицами данных и последовательно выяснять, что означают те или иные символы, – говорит главный эксперт отдела криминалистических экспертиз управления криминалистических экспертиз и учетов управления Государственного комитета судебных экспертиз по г. Минску подполковник юстиции Александр Климович. – VIN-номер состоит из трех частей. Первые три символа обозначают географическую зону, код страны и код изготовителя транспортного средства. Следующие шесть знаков – индекс изделия, содержащий информацию об основных параметрах и о свойствах автомобиля, а последние восемь – сведения о его порядковом производственном номере.

Приобретение автомобиля с пробегом всегда связано с риском возникновения как технических, так и юридических проблем. Последние наиболее часто заключаются в нечитаемости VIN-номера, сохранность которого – залог успешной регистрации автомобиля. Стоит отметить, что расторгнуть сделку и вернуть деньги после выявления каких-то проблем порой непросто.

Так, например, в Минской региональной таможне при оформлении ввоза транспортного средства собственником были представлены документы и автомобиль Chevrolet Equinox. В ходе осмотра сотрудник таможни обнаружил на транспортном средстве два разных VIN-номера, а также признаки, указывающие на возможное видоизменение одного из них.

Судебные эксперты управления ГКСЭ по г. Минску установили, что VIN-номер на этом автомобиле подвергался изменению путем удаления знаков первоначальной маркировки. Кроме того, была демонтирована заводская табличка с первоначальным идентификационным обозначением с последующей установкой на ее место другой. Также специалисты определили VIN-номер, присвоенный автомобилю заводом-изготовителем. Дальнейшая судьба такого транспортного средства определяется уже судом.

По словам Александра Климовича, нередки случаи, когда идентификационный номер транспортного средства подвергается естественной коррозии – это следствие как климатических условий, так и того, что обозначение часто наносится на раме в непосредственной близости от колеса.

– Когда собираетесь приобрести автомобиль с пробегом, нужно быть предельно внимательными, – говорит судебный эксперт. – Если из-за незначительной коррозии VIN-номер нечитаемый или слабо читаемый, можно попробовать обработать этот участок кузова преобразователем ржавчины и после сравнить комбинацию цифр и букв с теми, что в техпаспорте. Однако, если не будет четко просматриваться хотя бы один символ, я настоятельно рекомендую провести экспертизу.

Чтобы уберечь идентификационный номер от коррозии, собеседник рекомендует автовладельцам время от времени обрабатывать его синтетической пластичной смазкой, которая не будет вымываться водой.

К судебным экспертам обращаются разные автолюбители. Немало поступает на экспертизу раритетных автомобилей – с ними иногда приходится повозиться, поскольку бывает непросто найти нужную информацию о них.

Сложности могут возникнуть и с побывавшими в ДТП транспортными средствами, если был поврежден маркируемый элемент кузова. В таких случаях судебному эксперту порой непросто определить, носит ли видоизменение VIN-номера криминальный характер или же оно произошло вследствие аварии.

А бывает, на экспертизу попадают так называемые машины-конструкторы. Например, около года назад Александр Климович исследовал тягач Mercedes Actros, у которого рама была от одного автомобиля, а кабина и вся комплектация – от другого.

– Нередко с коллегами сталкиваемся и с похищенными транспортными средствами с видоизмененными VIN-номерами. Покупателей привлекает стоимость таких автомобилей, которая, как правило, гораздо ниже рыночной, – продолжает эксперт. – Также я настоятельно не рекомендую гражданам покупать машины по доверенности – как показывает практика, большинство из них имеют весьма сомнительное прошлое.

За 13-летнюю практику Александру Климовичу приходилось иметь дело с весьма качественными видоизменениями идентификационных номеров. Еще лет пять назад в Беларуси промышляла группа злоумышленников, которая пригоняла из страны-соседки транспортные средства с криминальным прошлым, мастерски перебивала на них VIN-номера, а после продавала. Без специальных знаний догадаться, что с машиной что-то не так, было почти невозможно.

Чтобы не приобрести автомобиль с видоизмененным VIN-номером, судебные эксперты рекомендуют самостоятельно изучить его и табличку с дублирующим обозначением. Проверить комплектацию авто можно и по базам, имеющимся в свободном доступе в интернете. Если все же закрались какие-то сомнения, стоит обратиться в управление ГКСЭ по г. Минску для проведения на платной основе экспертизы идентификационных маркировочных обозначений транспортных средств. После исследования автовладельцу выдадут заключение, изменялся ли VIN-номер, и если да, то каким способом.

Добавить комментарий