Последняя ставка

Объект – город Могилев. Центр губернии сыграл поистине роковую роль в судьбе Николая II. Он приехал в этот город во всем своем императорском величии. А уезжал из него навсегда просто полковником Романовым. Это был закат имперской России…

Более сотни лет назад благодаря стечению обстоятельств город на Днепре за небольшой промежуток времени стал вторым по значимости в Российской империи после Петрограда. 8 августа 1915 года сюда была переведена Ставка Верховного главнокомандующего Вооруженными силами России для управления войсками во время Первой мировой войны, после того как немцы оккупировали почти всю Западную Беларусь, а линия фронта переместилась ближе к Москве.

Николай II прибыл в Могилев рано утром 23 августа 1915 года. Сохранились свидетельства очевидцев торжественной встречи, которые гласят, что «император был одет в простую защитного цвета рубаху, без оружия, как всегда, в старых, сильно поношенных высоких сапогах. Обошел всех приглашенных, подавая каждому руку…».

Для его поезда заранее построили отдельную тупиковую ветку. По воспоминаниям старожилов, она располагалась в небольшом лесочке за товарной конторой. В музее Могилевского отделения Белорусской железной дороги хранится фотография этого спецтупика, сделанная в 30-х годах прошлого века. На ней видны и полуразрушенные вагоны, однако узнать их историю и принадлежали ли они царской семье, пока не удалось.

Местный краевед Николай Борисенко попытался выяснить, где именно стоял царский поезд. Он утверждает, что императорская железнодорожная ветка тянулась на четыреста метров от шкловского переезда вдоль современной улицы Первомайской.

Стоит отметить, что путь, который специально прокладывали для поезда императора, использовался вплоть до 1941 года. Сегодня от него практически ничего не осталось. О том, что он из себя представлял, невозможно узнать и из чертежей – их попросту нет, ведь объект строился в кратчайшие сроки и в режиме строжайшей секретности.

Первое время Николай II жил в спецпоезде, на окраине города. Императорский состав был словно настоящий дом на колесах – в вагонах обустроены спальни, личный кабинет, ванная комната, ресторан с кухней. Некоторые историки утверждают, что существовал и второй такой поезд. Его запускали одновременно с тем, на котором ехала царская семья, но по другому маршруту – из-за безопасности.

В музее Могилевского отделения БелЖД сохранилось множество воспоминаний железнодорожников о событиях того времени. Так, работник локомотивного депо Михаил Соколов очень часто встречался с императором по долгу службы. «Император очень легок в общении, – напишет после он. – Николай II часто гулял по вокзалу без охраны, мог запросто подойти к машинистам пообщаться, очень живо интересовался жизнью простых людей».

Через некоторое время Николай II перебрался в город, в губернаторский дом, который находился на нынешней площади Славы. До наших дней дом-дворец не сохранился – после Великой Отечественной войны из целого комплекса зданий конца XVIII века на площади уцелел лишь окружной суд, в котором сейчас размещается Могилевский областной краеведческий музей. Как отмечал местный историк Игорь Пушкин, именно в этом здании на втором этаже в помещении дежурного генерала Ставки прошло прощание ставшего уже бывшим императора с офицерами.

…Однако этому печальному событию предшествовала череда еще многих дней. С того момента, как император впервые прибыл в Могилев, город временно стал резиденцией царской семьи. Здесь не только разрабатывались стратегические военные планы, согласовывались дипломатические ходы, велись переговоры, но и проходили светские рауты, премьеры спектаклей, на гастроли приезжали звезды оперы и эстрады.

Приезжали и члены императорской семьи. Вот только Александра Федоровна, прибыв в Могилев, предпочитала жить в поезде. Телеграфисты, которые работали на станции, были удостоены чести общаться с ней, так как императрице часто приходили телеграммы из Петербурга. Борис Гульцов, работавший в то время телеграфистом, вспоминал, что Александра Федоровна в любое время дня и ночи встречала его очень радушно и угощала кофе.

Кажется, что старинные улочки в центре Могилева до сих пор помнят последнего императора Российской империи. С площади Славы открывается удивительный вид на город и реку Днепр, им особенно любил любоваться Николай II из окна губернаторского дома. Чуть в стороне свысока можно увидеть Свято-Никольский монастырь (ранее Никольская церковь) – сюда часто захаживал на службу император. Чтобы было удобнее добираться до церкви, в апреле 1916 года проложили асфальтовую дорожку за личные средства императора. В Могилевском областном драматическом театре сохранилась царская ложа, в которой восседал император и смотрел не спектакли, а кадры военной кинохроники.

Молчаливый свидетель тех событий – и железнодорожный вокзал. Отсюда 8 марта 1917 года Николай II выехал в Царское Село. Позже он написал в своем дневнике: «Последний день в Могилеве. В 10 ч. подписал прощальный приказ по армиям. В 10 1/2 ч. пошел в дом дежурства, где простился со всеми чинами штаба и управлений. Дома прощался с офицерами и казаками конвоя и Сводного полка – сердце у меня чуть не разорвалось!.. В 4.45 уехал из Могилева, трогательная толпа людей провожала… Поехал на Оршу и Витебск. Погода морозная и ветреная. Тяжело, больно и тоскливо».

Уже в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года Николай Романов и его семья были расстреляны.

После отъезда Романовых Могилев еще некоторое время оставался ареной, на которой разворачивались важные исторические события, по большей части трагические. Так, на железнодорожном вокзале был убит Верховный главнокомандующий русской армией генерал Николай Духонин. Формально он был смещен со своего поста еще в начале ноября, но полномочия нового Главкома, назначенного Совнаркомом, прапорщика Николая Крыленко фактически оспаривались и Ставкой, и большинством командиров.

Сохранились сведения, что 3 декабря в 10 часов утра авангард войск Крыленко прибыл в Могилев и отряд матросов направился к Ставке. После занятия Ставки Духонин был арестован и под конвоем доставлен на вокзал в вагон Крыленко. В это время стало известно, что накануне по его приказу из тюрьмы в Быхове были отпущены генералы Корнилов, Деникин и другие. Толпа солдат окружила вагон и стала требовать выдачи Духонина. Солдаты кричали, что если Корнилову и удалось убежать, то его из своих рук они не выпустят. Доводы Крыленко о необходимости доставить Духонина в Петроград, где его будут судить за неповиновение советскому правительству, не действовали. Охрана не смогла сдержать возбужденную толпу. Несколько солдат зашли с другой стороны вагона и забрались в тамбур, дверь в который была прикрыта, но не заперта. В этот момент в тамбур неожиданно вышел Духонин. Тут кто-то из солдат ударил его штыком в спину, и он упал лицом вниз на железнодорожное полотно. Установить убийцу не удалось…

Подготовила Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТБ»

Добавить комментарий