Механизаторы, готовьтесь к изменениям

Как известно, многие положения нового Закона РБ «О дорожном движении» начнут действовать с 22 сентября.

Среди нововведений – пересмотр категорий колесных тракторов и самоходных машин. О том, что изменится в удостоверениях трактористов-­машинистов, как будут пересмотрены категории, на онлайн-вебинаре в Национальном центре правовой информации рассказал Александр Цегельник – начальник отдела по государственному надзору за техническим состоянием машин и оборудования Главной государственной инспекции Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Об этом сообщает «Автобизнес».

Напомним: главное изменение состоит в том, что к колесным тракторам и самоходным машинам будут отнесены снегоболотоходы, квадроциклы, снегоходы и мотовездеходы. Право управления ими будет предоставляться с 17 лет. Прохождение подготовки для сдачи квалификационных экзаменов не потребуется. При этом претендент должен быть допущен по медицинским показаниям к управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной.

Колесные тракторы и самоходные машины будут подразделяться на категории A, B, C, D, E, F. На вебинаре говорилось, что многое в правах трактористов-машинистов будет унифицировано с Россией.

Александр Цегельник отметил:

– При обсуждении проекта закона категории для водительских удостоверений колесных тракторов и самоходных машин вызывали большой интерес наших граждан. И вот какие изменения нас ждут с 22 сентября.

Появляются совершенно новые категории колесных тракторов и самоходных машин. Например, такая категория, как снегоболотоходы колесные малогабаритные (квадроциклы ATV), снегоходы, мотовездеходы UTV с автомобильной посадкой – это категория А.

При обсуждении проекта ни у кого не вызывало сомнений, что для этой категории нужно вводить наличие водительского удостоверения. Для управления мопедом оно требуется, а квадроциклы не менее опасны, чем мопеды, и для их управления с 22 сентября потребуется удостоверение тракториста-машиниста категории А. Новой категории, которая вводится, а не существующей.

Кроме того, вводится новая категория В. К ней относятся колесные тракторы и самоходные машины с двигателями мощностью до 25,7 киловатта. Чем вызвана необходимость введения данной категории? Это малогабаритные тракторы, в основном без кабины, которыми пользуются на личных участках, для ведения садоводства, для других работ на земле либо для каких-то хозяйственных нужд. И мы эту категорию выделили в отдельную, чтобы граждане, имеющие другие удостоверения, например, на управление легковым автомобилем, трактором любого вида, смогли по ним же управлять и малогабаритными колесными тракторами.

Категория С, которая тоже вводится с 22 сентября, – это колесные тракторы, самоходные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 80 киловатт. Ранее у нас была категория, которая не включала в себя самоходные машины. Вместе с тем в Беларуси и иностранных государствах сейчас производится широкая линейка самоходных машин на базе колесных тракторов. Скажем, машины коммунальные, погрузочно-транспортные, уборочные, машины для лесного хозяйства и так далее. И получалось, что по действующим категориям, поскольку это не тракторы, а самоходные машины, нужно было проходить переподготовку и открывать отдельную категорию Е – дорожно-строительные и иные самоходные машины.

Но для управления такими тракторами с навесным оборудованием не требуются особые навыки либо теоретические знания, поэтому по аналогии с Россией самоходные машины с мощностью двигателя до 80 киловатт будут объединены в одну категорию с колесными тракторами с двигателями мощностью до 80 киловатт.

Следующая категория – D: колесные тракторы с двигателем мощностью свыше 80 киловатт. Это нынешняя категория В, и она не претерпела никаких изменений.

Категория Е – самоходные машины с двигателем мощностью свыше 80 киловатт, кроме самоходных машин сельхозназначения. Это та же категория, которая существует в настоящее время, – дорожно-строительные и иные самоходные машины уже мощностью свыше 80 киловатт, потому что с меньшей мощностью они попали в категорию С.

И категория F – самоходные машины сельхозназначения с двигателем мощностью свыше 80 киловатт. Это нынешняя категория D. Самоходные машины имеют свою специфику, для управления ими нужны навыки, отличные от других машин и тракторов. Поэтому она как была выделена в отдельную категорию, так и останется выделенной.

А вот нынешняя категория С исчезнет. Сегодня это гусеничные тракторы всех типов и бульдозеры на их базе. Согласно определению термина «самоходные машины», который приведен в ПДД, гусеничные тракторы относятся к самоходным машинам. То есть фактически после того, как мы преобразовали категорию С и включили туда самоходные машины, гусеничные тракторы, являясь самоходными машинами, оказались поглощены другими категориями – С и Е и разделены будут по мощности двигателя.

И еще у нас пока существует категория F – одноковшовые экскаваторы с вместимостью ковша до одного кубического метра и специализированные погрузчики. Эта категория отсутствует в РФ, поэтому с 22 сентября в тех удостоверениях трактористов-машинистов, которые мы будем выдавать, ее не будет.

Водительское удостоверение подтверждает прежде всего право управления определенной категорией тракторов и самоходных машин. И навыки, которые нужны для экскаваторщика или водителя погрузчика, будут получены в учреждении, осуществляющем подготовку и переподготовку таких водителей, что будет отражено в свидетельстве об окончании этого учреждения. А водительское удостоверение, которое необходимо для управления этой категорией машин, будет в зависимости от мощности двигателя. Скажем, если это небольшие экскаваторы, будет категория С, если очень маленькие, то категория В для траншей. Либо же категория Е, если двигатель мощностью больше 80 киловатт.

В целом те категории, которые вводятся с 22 сентября, очень похожи на действующие в РФ, только с некоторыми особенностями. И очень похоже на то, что производители будут фиксировать в паспорте самоходные машины. Со 2 ноября в соответствии с принятыми решениями в ЕЭК будет функционировать система электронных паспортов, т. е. в электронный паспорт самоходной машины каждым производителем будет вноситься соответствующая категория. И это будет коррелировать с теми категориями, которые будут в удостоверении тракториста-машиниста, что станет удобно: есть документ для самой машины, есть удостоверение – понятно, с какой категорией можно управлять той или иной машиной.

Подготовила Елена ОЛИНА

Добавить комментарий