Почти детективная история

Как сотрудники Транспортной инспекции борются с перевозчиками-нелегалами

В Витебской области продолжаются масштабные рейды по проверке автобусов и автомобилей-такси, направленные на пресечение деятельности нелегальных перевозчиков и других нарушений в сфере пассажирских перевозок.

Двое на вокзале

В прошедшую пятницу к автовокзалу в Витебске подошли двое мужчин.

– Полоцк, Лепель, Городок… – привычно бубнили дежурившие неподалеку так называемые «зазывалы».

– Сколько стоит доехать до Полоцка и когда отправление? – поинтересовался пассажир.

– За десятку с человека, – ответил один из них и порекомендовал долго не размышлять над таким заманчивым предложением, потому как машина вот-вот отправится в путь. Он показал на парковку рядом с автовокзалом, где стоял не какой-то там старенький микроавтобус, а «Toйота-Королла Версо» – быстрый и комфортный минивэн. К тому же он был не полностью загружен.

Долго раздумывать мужчины не стали и направились к японскому автомобилю.

Здесь стоит сделать паузу и раскрыть секрет Полишинеля. Двое мужчин были сотрудниками филиала Транспортной инспекции по Витебской области, которые проводили мероприятие, известное как «контрольная закупка».

За рулем иномарки был водитель (не «зазывала» с автовокзала – у него своя функция, схожая с кассовым местом пассажирского терминала). К слову, по слухам, такие ходячие «продажники» берут за свои услуги с каждого пассажира по два рубля. К немалому удивлению транспортных инспекторов, за рулем «Тойоты» оказался их старый знакомый, который не далее как 21 апреля задерживался за нелегальный извоз пассажиров. Однако водитель о проверке не догадывался и уверенно ехал в сторону Полоцка. Припарковавшись рядом с полоцким автовокзалом, он получил от двух «пассажиров» купюры, номера которых заблаговременно были переписаны. После проверяющие предъявили служебные удостоверения и заявили, что проводится контрольная закупка.

Водитель вспомнил, как недавно попал в точно такую же ситуацию на своем автомобиле «Мерседес-Спринтер». Машина впоследствии была арестована и до сих пор находится на штрафстоянке. Мужчина начал тянуть время, на ходу придумывая различные отговорки… И, как выяснилось, у этой тактики был свой резон. Вскоре за «Тойотой» припарковался еще один нелегал на микроавтобусе «Форд-Транзит». После того, как его покинули пассажиры, перевозчик с «Тойоты» бросился к нему и запрыгнул в салон. А водитель микроавтобуса ударил по газам.

Без лишнего шума

– Мы не стали устраивать средь бела дня гонки в центре города, – рассказывает начальник управления автомобильного и весогабаритного контроля филиала Транспортной инспекции по Витебской области Александр Степанов, который осуществлял поддержку этой операции на служебном автомобиле. – Понимали, что водитель «Тойоты» должен вернуться за своим автомобилем. И ждали. Но вместо него к иномарке с ключами зажигания подошел водитель «Форда». Естественно, упустить его мы не имели права. Пришлось обратиться за помощью к милиции. Вскоре все фигуранты этой операции давали пояснения в здании Полоцкого РОВД.

Затем правоохранители отдали сотрудникам инспекции ключи и документы от «Тойоты», и машина была отправлена на штрафстоянку в Полоцке. Теперь у этого нелегала на штрафстоянках находятся два автомобиля.

Александр Степанов добавил:

– Кстати, незаконной предпринимательской деятельностью он занимается достаточно давно. Мы нашли объявления в «Мерседесе» с ценой билета от Витебска до Полоцка 6 рублей. Там же находились рекламные листовки, которые «предприниматель» разбрасывал по почтовым ящикам. Интересен и такой факт: автомобиль «Мерседес-Спринтер» зарегистрирован как легковой, хотя это явно грузопассажирский вариант. Кроме того, водитель самостоятельно установил дополнительно еще шесть сидений. Итого в машине получилось 14 пассажирских мест. Людей туда набивалось как сельдей в бочке.

Главное – безопасность

Проведение рейдовой работы по выявлению нарушений законодательства при осуществлении пассажирских перевозок предусмотрено протоколом заседания комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Витебском облисполкоме. В рейдах участвуют филиал Транспортной инспекции по Витебской области, ГАИ, сотрудники ОАО «Витебскоблавтотранс», областная инспекция Министерства по налогам и сборам. Главная цель – обеспечение безопасности пассажиров.

Поводом для усиления контроля послужила трагическая авария под Смолевичами. Напомним, в феврале в результате лобового столкновения маршрутки и груженого МАЗа погибли 12 человек. Еще несколько человек в крайне тяжелом состоянии госпитализировали в больницы. Среди погибших были дети.

За трагедией скрывался комплекс проблем.

Заведующий сектором транспорта, коммуникаций и связи комитета архитектуры и градостроительства Витебского облисполкома Татьяна Урбанайтес подчеркивает:

– Чтобы предотвратить подобные трагедии и потребовать устранения нарушений требований технических регламентов, а также законодательства по другим вопросам, выработан алгоритм действий смежных служб. Наряду с обеспечением сохранности здоровья и жизни пассажиров участники рейдов пресекают и другие правонарушения.

По ее словам, некоторые предприимчивые владельцы микроавтобусов перевозят пассажиров в регулярном сообщении под видом нерегулярного. То есть занимаются этим постоянно, но якобы «по случаю». Они особенно активны, когда наблюдается наплыв пассажиров, например, в преддверии и по окончании праздничных и выходных дней.

В то же время транспорт легальных регулярных перевозчиков, включая обеспечивающих соблюдение социальных стандартов, выходит на линии незаполненным. Из-за нерентабельности рейсов перевозчики, в том числе победившие когда-то в конкурсах у нелегалов, в частности, ОАО «Витебскоблавтотранс», в последующем были вынуждены отказываться от выполнения «порожних» поездок и уйти с рынка. В результате пассажиры лишаются возможности добраться в пункт назначения рейсовым автобусом.

Нелегалы – не панацея

Таким образом круг замкнулся. Пассажиры единственным возможным вариантом добраться в нужное место видели использование услуг нелегалов. Недобросовестная конкуренция заключается также в демпинге, то есть занижении стоимости проезда. Ведь нарушители могут себе это позволить, поскольку не несут затраты по уплате взносов в ФСЗН и предусмотренных законодательством налогов. Уходя из поля зрения контрольно-ревизорской службы, которая проверяет обилечивание, злоумышленники принимают «серую наличность» без использования кассового оборудования. Как следствие, занижается налогооблагаемая база.

В результате проверки деятельности пассажирских перевозчиков рейдовая группа выявляет множественные серьезные нарушения, по которым можно сделать вывод о том, что исключительная забота нелегалов – нажива.

Начальник филиала Транспортной инспекции по Витебской области Сергей Маршалович говорит:

– Самый эффективный способ выявления незаконной предпринимательской деятельности – проведение контрольной закупки. Только с начала мая мы провели их более десятка. С помощью контрольных закупок выявляем также и тех, кто перевозит пассажиров регулярно под видом нерегулярных рейсов.

Налоговые и финансовые нарушения встречаются не реже фактов изменения конструкции микроавтобусов, а именно: незаконного добавления пассажирских сидений. К слову, «кулибины» крепят их к полу салона на небольшие металлические пластины обычными болтами. Поэтому при сильном ударе от столкновения машины с препятствием неминуемо отрываются от пола. Неискушенному человеку обнаружить такие нарушения очень сложно. Зачастую люди уверены: раз водитель работает, значит, он имеет на то разрешение и машина у него в порядке. Иначе кто бы ему позволил? Однако поймать нарушителя за руку не так непросто.

– У одного предприимчивого жителя Полоцкого района выявили нарушения сразу по пяти статьям КоАП Республики Беларусь, – продолжает Сергей Маршалович. – Это стало основанием для ареста его автомобиля. На данный момент уже три транспортных средства, с помощью которых совершались правонарушения, арестованы и находятся на штрафной стоянке до решения суда. Практика показывает, что только соразмерное содеянному наказание может заставить таких «дельцов» легализоваться.

Думайте сами, решайте сами…

Хотя «шептунам» и «зазывалам», предлагающим довезти с ветерком до Городка, Лиозно, Орши, Полоцка, Сенно – по всем популярным направлениям, противодействует служба охраны автовокзала, в первую очередь о своей безопасности следует заботиться самим пассажирам.

Важно, что законопослушные перевозчики обеспечивают ежедневный контроль состояния транспортных средств и медицинское освидетельствование водителей. А кто даст гарантии, что, соглашаясь ехать в случайном авто, вы сядете в исправную машину к водителю, который накануне не «употреблял»? Делая выбор в пользу нелегального перевозчика, в том числе с использованием интернет-ресурсов, не являющихся правообладателями сведений о движении транспорта, пассажиры подвергают свою жизнь и здоровье опасности, способствуют нарушению законодательства.

В то же время на официальном сайте ОАО «Витебскоблавтотранс» пассажирам предоставлена информация о расписании движения транспорта и возможность приобретения билетов в междугородном и пригородном сообщении онлайн. Используя единую информационную систему продажи билетов, через автотерминалы Витебской области можно приобрести билеты на поездки практически из всех городов страны.

За истекший период этого года сотрудники филиала Транспортной инспекции по Витебской области провели более 30 контрольных закупок, во время которых выявили свыше 40 нарушений со стороны перевозчиков и водителей. Кроме всего прочего, информация о нарушениях при работе с кассовым оборудованием передается в областную инспекцию Министерства по налогам и сборам.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий