Основа безопасности – в проектировании

Основа безопасности – в проектировании

Конференция «Безопасность пассажирских перевозок», проведенная совместно с фондом Central European Initiative в рамках деловой программы Белорусской транспортной недели – 2019, затронула различные аспекты обеспечения безопасности пассажиров и работников отрасли.

О нормативно-правовой основе работы в данном направлении, новом проекте ТКП «Пассажирские обустройства станций, вокзалов и остановочных пунктов на железнодорожном транспорте. Правила и нормы технологического проектирования, строительства, реконструкции и содержания» рассказал заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой и охрана труда» Белорусского государственного университета транспорта Евгений ФЕДОРОВ.

Железнодорожный транспорт занимает одно из ведущих мест в транспортной системе Республики Беларусь. Массовые перевозки пассажиров обуславливают и необходимость проведения комплекса работ, направленных на обеспечение гарантированной безопасности пассажиров и работников БЖД.

Работа в данном направлении проводится на постоянной основе и по ряду направлений. Это не просто разработка норм и правил поведения на железнодорожном транспорте, но и проведение разъяснительной профилактической работы по предупреждению травматизма, постоянное совершенствование применяемых и внедрение новых технических систем обеспечения безопасности движения, конструктивных решений устройств инфраструктуры пассажирского комплекса и многое другое.

Многолетний, в том числе и мировой, опыт работы позволяет выделить основные места повышенной опасности для потребителей пассажирских услуг. В настоящее время ими являются территории вокзалов, железнодорожных станций и остановочных пунктов.

На Белорусской железной дороге – 19 вокзалов, более 320 железнодорожных станций с пассажирскими зданиями или павильонами и более 580 остановочных пунктов. Такое хозяйство требует повышенного внимания.

По этой причине еще в 2015 году постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 30.06.2015 № 27 утверждены Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути. Документ установил нормы поведения граждан при нахождении на железнодорожных путях, железнодорожных станциях, пассажирских платформах и остановочных пунктах, а также порядок проезда и перехода граждан через железнодорожные пути, размещения объектов и выполнения работ в зонах повышенной опасности.

В 2018–2019 годах вступил в силу ряд новых документов, направленных на обеспечение безопасности и мобильности физически ослабленных лиц, а также пожарной безопасности: СТБ ISO 23599-2019, СТБ ISO 19026-2019, ТКП 45-3.02-318-2018, ТКП 45-2.02-315-2018, ТКП 45-2.02-316-2018, ТКП 45-2.02-317-2018. Также действуют актуальные нормативные документы: ГОСТ 12.4.026-2015, СТБ ГОСТ Р 52131-2007, СТБ ГОСТ Р 51671-2007 и ряд других.

Повышенное внимание уделяется увеличению мобильности и доступности транспортных услуг для физически ослабленных лиц. Белорусским государственным университетом транспорта в рамках работы, проводимой на Белорусской железной дороге, в этом году разработан проект ТКП «Пассажирские обустройства станций, вокзалов и остановочных пунктов на железнодорожном транспорте. Правила и нормы технологического проектирования, строительства, реконструкции и содержания».

Основа безопасности – в проектировании

Новые аспекты обеспечения безопасности и доступности железнодорожного транспорта для пассажиров регламентируются в ТКП по ряду направлений. Это обеспечение личной безопасности пребывания пассажиров и иных граждан на территории вокзалов, железнодорожных станций и остановочных пунктов, обеспечение безопасности и доступности транспортных услуг для физически ослабленных лиц, а также для отдельных категорий граждан, испытывающих затруднения деятельности в общедоступной среде обитания (престарелые, граждане с малолетними детьми).

Регламентированные меры обеспечения личной безопасности на железнодорожных станциях, вокзалах и остановочных пунктах включают обустройство защитно-охранных ограждений пассажирских путей станций или парков, препятствующих свободному доступу граждан к ним. Также предусматривается, что доступ на пассажирские платформы должен осуществляться только через специально оборудованные железнодорожные пешеходные переходы, пешеходные мосты или тоннели, через здание вокзала или пассажирское здание.

Для обеспечения общественной безопасности и в качестве меры по борьбе с террористической деятельностью на определяемых по решению Министерства внутренних дел Республики Беларусь вокзалах оборудуются пункты личного досмотра пассажиров, ручной клади и багажа.

Безопасность пребывания пассажиров на территории вокзала, пассажирского здания или остановочного пункта, в пешеходных тоннелях и на пешеходных мостах, пассажирских платформах, пешеходных переходах обеспечивается за счет увеличения эффективности информационной среды. В том числе посредством размещения различных знаков безопасности: запрещающих, предупреждающих, пожарной безопасности, предписывающих, эвакуационных, медицинского и санитарного назначения, указательных.

Для предупреждения сноса пассажиров воздушной волной от движущихся вдоль платформы поездов пассажирские платформы островного типа, размещаемые в стесненных условиях, оборудуются специальными поручнями. А вдоль края пассажирских платформ любого типа, на краевых (верхней и нижней) ступенях любых лестничных маршей предусматривается нанесение контрастных противоскользящих полос, ограничительных линий.

Обеспечение безопасности и доступности транспортных услуг во время пребывания на станциях, вокзалах и остановочных пунктах физически ослабленных лиц включает регламентирование требований к безбарьерной среде объектов пассажирских устройств вокзалов, станций и инфраструктуры мультимодального взаимодействия. К ним относятся автомобильные стоянки и парковки,  пешеходные проходы, пешеходные дорожки и тротуары, наземные, надземные и подземные пешеходные переходы, лестницы, пассажирские платформы, входы в здания и помещения, горизонтальные и вертикальные коммуникации внутри здания, билетные кассы и камеры хранения, залы ожидания, пункты общественного питания и санитарные узлы.

Предусматривается, что основные меры должны быть направлены на то, чтобы избежать перепадов уровней и препятствий на путях движения (по возможности), на устройство ограждений у опасных неустранимых мест на пути движения. Также должна быть учтена необходимость обустройства пандусов, подъемников и лифтов, ступеней лестниц с поручнями, а также тактильных полос, предупреждающих инвалидов с дефектами зрения о возможных опасностях и указывающих основные безопасные пути движения на территории вокзала и железнодорожной станции.

Предупреждение об опасностях должно осуществляться с использованием речевых (звуковых) электронных информаторов. Для посадки-высадки и стоянок автомобилей физически ослабленных лиц предусмотрено оборудование специальных площадок. А устройство торговых прилавков и кассовых окон должно осуществляться на удобном уровне для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Обеспечение безопасности и доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, испытывающих затруднения в общедоступной среде обитания (престарелые, граждане с малолетними детьми), достигается посредством проведения мероприятий по устранению препятствий на маршрутах следования. Это устройство пандусов в случае наличия перепадов уровней, оборудование многоэтажных зданий вокзалов, пешеходных тоннелей и мостов лифтами и подъемниками.

Сокращение протяженности маршрутов следования на посадку-высадку таких пассажиров рекомендуется осуществлять за счет организации проходов через защитно-охранные ограждения возле пассажирских платформ. Также рекомендуется выполнить требования к наличию, размещению и оснащению помещений для отдыха пассажиров с детьми.

Таким образом, разработанный проект ТКП «Пассажирские обустройства станций, вокзалов и остановочных пунктов на железнодорожном транспорте. Правила и нормы технологического проектирования, строительства, реконструкции и содержания» является закономерным результатом проводимой на Белорусской железной дороге политики в сфере безопасности и доступности железнодорожного транспорта и создает необходимые условия для применения передового опыта развития инфраструктуры для организации перевозок пассажиров.

Елена ПЕТРОВА, «ТБ»

Фото Никиты ПЕТРОВА, «ТБ»

Добавить комментарий