Охотники за пожарами, или Крылатая пехота

Охотники за пожарами, или Крылатая пехота

Командир воздушного судна Олег МАНЬКО (слева) и начальник Мозырского отделения Центра авиационной охраны ГААСУ «Авиация» МЧС старший летчик-наблюдатель Николай ЛАЗАРОВСКИЙ

Беларусь – край лесов и голубых озер, являющихся национальным достоянием. Бережное отношение к этому бесценному природному богатству, охрана лесов и водоемов – важнейшая задача, которая обеспечивается на государственном уровне. Сегодня наш рассказ об авиаторах, занимающихся охраной «зеленого золота» и надежно несущих вахту в небе над лесным морем.

Знакомьтесь: Николай ЛАЗАРОВСКИЙ – старший летчик-наблюдатель Мозырского авиаотделения центра авиационной охраны лесов ГААСУ «Авиация» МЧС Республики Беларусь. Такую специальность в Беларуси имеют всего 9 человек, и все они трудятся в авиации МЧС. Николай Анатольевич – один из них.

Родился он в семье летчика и является представителем трудовой династии авиаторов. В свое время инструктором десантно-пожарной службы работал его отец Анатолий Лазаровский, который и привил сыну любовь к небу. Родной дядя Николая также авиатор. На всю жизнь остался в памяти Лазаровского-младшего первый его полет на вертолете. Тогда мальчишку взял с собой в небо отец, и то волнение и ликование, чувство высоты и полета он ощущает до сих пор. Это и предопределило выбор его будущей профессии.

В государственное предприятие «Беллесавиа» Николай Лазаровский пришел в 2002 году. Учитывая, что одним из обязательных требований работы в этой структуре является наличие не только авиационного образования, но и специальности по лесному хозяйству, в 2005 году окончил Полоцкий государственный лесной колледж. Как и всякий уважающий себя мужчина, отдал Родине воинский долг. Срочную службу проходил в 38-й отдельной гвардейской Венской Краснознаменной десантно-штурмовой бригаде сил специальных операций ВС Республики Беларусь. В 2007-м после увольнения из рядов Вооруженных Сил вернулся на прежнее место работы на должность десантника-пожарного. Спустя год был назначен инструктором десантно-пожарной группы.

В 2010 году Николай Анатольевич прошел обучение на курсах летчиков-наблюдателей. Основными задачами этих специалистов являются обнаружение и передача координат пожаров в лесах и других экосистемах, лесопатологические осмотры лесного фонда, выявление нарушений экологического законодательства и т.  д. Задачи серьезные и ответственные, требующие не только знаний и умения, но и того, чтобы к их выполнению лежала душа. Всего этого Николаю Лазаровскому не занимать.

Говорят, бывших десантников не бывает. Это люди, навсегда привязанные к небу сердцем и душой, служащие ему всецело и без оглядки. И не важно, где ты находишься – патрулируешь ли леса в своей стране, тушишь ли пожары в жаркой Турции или участвуешь в ликвидации аварий на нефтепроводе. В трудовой деятельности Лазаровского чрезвычайных ситуаций на родине было очень много. Достаточно сказать, что за время работы в мозырском авиаотделении он совершил 80 спусков на СУ-Р из вертолетов Ми-2 и Ми-8, обнаружил и потушил более полусотни лесных пожаров. Работая с 2010 года летчиком-наблюдателем, налетал за это время свыше 2000 часов по авиалесоохране, а с 2017 года является начальником Мозырского авиаотделения центра охраны лесов.

– Николай Анатольевич, что представляет собой авиаотделение, которое вы возглавляете?

– В Мозырском авиаотделении центра авиационной охраны лесов трудятся 28 человек. Трое из них – летчики-наблюдатели, шестеро – десантники-пожарные, остальные работники относятся к числу обслуживающего и технического персонала. Сразу отмечу, что коллектив наш дружный, сплоченный, каждый готов подставить друг другу плечо, а иначе в нашем деле нельзя. В пожароопасный сезон воздушное патрулирование осуществляем на самолете Ан-2 и вертолете Ми-2, маршруты прокладываем с максимально возможным охватом территории.

– И, надо полагать, эта территория довольно большая?

– В зоне ответственности нашего авиационного отделения – вся Гомельская область. Если конкретизировать, то это 1 миллион 860 тысяч гектаров леса и 256 тысяч гектаров территории, входящей в Полесский государственный радиационно-экологический заповедник. Также мы отвечаем за территорию Национального парка «Припятский» и сельскохозяйственные угодья. Можно только представить, какая богатая флора и фауна в заповедных лесах и парках и в целом на территории Гомельщины, какую ценность все это представляет для науки и для страны и какая большая ответственность лежит на нас по сохранению этой природы.

Николай Лазаровский отметил, что главная цель команды – не просто выявить возгорание, а по возможности и ликвидировать пожар на ранней стадии с наименьшими усилиями. Выполнить эту задачу удается в тех случаях, когда огнем охвачено не более одной-двух соток лесных насаждений. Воздушное патрулирование начинается, как правило, после установления третьего класса пожарной опасности. При его повышении частота облетов территории увеличивается.

– Николай Анатольевич, каково это – тушить лесные пожары?

– Скажу сразу – это специфическая и трудная работа. Нужно применять специальные методы тушения, знать характеристики оборудования и меры по охране труда. При обнаружении возгорания высаживается группа десантников-пожарных, экипированных ранцевыми огнетушителями с запасом воды не менее 20 литров. Для ликвидации огня в зародыше этого обычно хватает. Одновременно информация передается лесной охране, работники которой также спешат на борьбу с огнем. Возможность высадки десанта зависит от многих факторов, включая стадию обнаружения пожара, скорость распространения огня, характер и площадь горения. Оценив все это, летчик-наблюдатель принимает соответствующее решение.

– В вашей команде – люди подготовленные, волевые, словом, настоящие профессионалы. Предусматривает ли сложная и ответственная работа десантников постоянное совершенствование профессионального мастерства?

– Безусловно! Наши люди проходят специальную подготовку по изучению видов и способов тушения пожаров, использованию технических средств. Также регулярно проводятся занятия по десантированию с вертолета на спусковых устройствах. Спуски на тросах осуществляются с высоты 40–45 метров. Такая необходимость возникает в отдаленных местах, куда пожарная охрана лесхозов не может прибыть оперативно. Когда речь идет о ликвидации очага пожара, счет идет на минуты. Выполнив задачу или как минимум дождавшись прибытия наземных пожарных расчетов, десантники самостоятельно выбираются на место, пригодное для посадки вертолета.

– Что вы можете сказать об итогах работы в 2019-м?

– За время пожароопасного периода этого года на счету отделения – 568 часов налета по авиалесоохране. Силами наших сотрудников обнаружено 46 лесных пожаров, 12 из них ликвидированы десантной службой.

– Были ли в вашей практике лесные пожары, тушить которые было нелегко, и чем они запомнились?

– Каждый пожар чем-то запоминается: один легко потушить, а с другим нужно повоевать. Запомнился 2008 год, когда группа из 9 десантников-пожарных Мозырского и Пинского авиаотделений, которые были под моим руководством, тушили пожар в Ольманских болотах. Тогда мы трое суток боролись с огнем, не позволяя ему распространяться в глубь лесного массива. За водой для РЛО приходилось ходить за полкилометра. Алгоритм при этом раскладе был таков: половина группы сдерживает огонь, а вторая бежит за водой. И все это происходило при сорокаградусной жаре, большом пламени и сильной задымленности.

Трудным выдался и пожароопасный сезон 2015-го. Тогда из-за малоснежной зимы и отсутствия осадков было зафиксировано большое количество крупных лесных пожаров в Ельском, Лельчицком, Хойникском, Милошевичском, Калинковичском лесхозах, Национальном парке «Припятский», Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике… Самым тяжелым было тушение пожара именно в нем. Находясь в воздухе с 5 утра до 10 вечера, мы внимательно следили за пожаром и определяли его наиболее сложные участки, чтобы точно направлять технику ГААСУ «Авиация» – Ми-8 с ВСУ и Ми-26 с ВСУ – для тушения самых опасных участков. Помнится, когда во время пожара группа работников наземных служб, в которой было 9 женщин, оказалась отрезанной огнем и не могла выбраться в безопасное место. Мы эвакуировали их вертолетом, выполнив при этом четыре посадки на ограниченную площадку. Впоследствии огонь был ликвидирован на площади более 11 тысяч гектаров. Казалось бы, ситуация крайне сложная, но нам удалось с ней справиться.

– Николай Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о тех, кто трудится рядом с вами.

– Самым опытным сотрудником отделения является Николай Тихонов, который в свое время служил в знаменитой Свирской дивизии ВДВ. В десантно-пожарной службе он – около трех десятков лет. На счету Николая Григорьевича более 300 потушенных пожаров и свыше полутысячи спусков. Настоящим профессионалом является и летчик-наблюдатель Сергей Скиба, который служил в составе марьиногорской мобильной бригады. Долгие годы в авиаотделении трудятся водитель Александр Литвинчук и летчик-наблюдатель Максим Рябцев. Верны и преданны своему делу десатники-пожарные Юрий Полупан, Евгений Протасов и Юрий Линник, механик Павел Кузьменко, водитель Евгений Лазуткин и многие другие.

Ну а сам Николай Лазаровский за достижение высоких результатов в оперативно-служебной деятельности по итогам первого полугодия 2019-го и значительный вклад в предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций награжден Почетной грамотой Министерства по ЧС Республики Беларусь, подписанной генерал-лейтенантом внутренней службы Владимиром Ващенко.

Валентина ШИНКЕВИЧ, «ТБ»

Добавить комментарий