Новый маршрут?

Теория и стажировка обязательны

Обеспечение безопасной перевозки пассажиров общественным транспортом – главная задача руководителей и специалистов автотранспортных предприятий. В филиале «Жлобинавтотранс» ОАО «Гомельоблавтотранс» безопасности дорожного движения и системной работе по профилактике ДТП с водительским составом придается первостепенное значение.

Ведущий инженер по безопасности дорожного движения «Жлобинавтотранса» Александр Пекурин тесно взаимодействует с инженерно-технической службой, организующей перевозки, и с другими структурными подразделениями парка. Ведется как профилактическая учебная работа, так и постоянный контроль на линии, что, несомненно, помогает повысить безопасность перевозок пассажиров.

В настоящее время подвижной состав филиала насчитывает более 110 автобусов. В 2022 году с их участием произошло 11 дорожно-транспортных происшествий, из них менее половины – по вине водителей парка.

По словам Александра Пекурина, если говорить о причинах происходящих на улицах Жлобина ДТП, в которые волей-неволей оказываются втянутыми автобусы филиала, то основной из них является несоблюдение дистанции при маневрировании и, как результат, столкновение с другим транспортным средством. В числе иных причин ДТП, совершаемых в основном по вине автовладельцев – превышение скорости, движение на красный сигнал светофора, нежелание пропустить человека на пешеходном переходе.

К примеру, в дорожно-транспортное происшествие, которое случилось на одной из улиц Жлобина 3 марта, попал автобус предприятия. Его «подрезал» владелец легкового автомобиля. Он стремился побыстрее проскочить переход на мигающий зеленый сигнал светофора, не учел погодные условия – гололедицу и резко затормозил уже на красный, можно сказать, под самым «носом» городского МАЗа. Водителю автобуса не хватило буквально трех секунд, чтобы избежать столкновения. В результате в автомобиле выдавило заднее стекло, а в таких случаях при несоблюдении дистанции всегда виноват тот, кто едет сзади, если нельзя доказать обратное. К сожалению, имеющийся в автобусе видеорегистратор этот важный момент движения каким-то образом не зафиксировал. Не было на перекрестке и камеры фотофиксации. Поэтому водитель городского автобуса стал виновником ДТП.

Сегодня видеокамеры установлены только в салоне новых МАЗ-215, принадлежащих предприятию, и служат для контроля посадки и высадки пассажиров. Некоторые водители самостоятельно покупают и размещают видеорегистраторы в автобусах, как это было в приведенном выше примере.

Нарушения ПДД на улицах Жлобина фиксируют и камеры фотофиксации, установленные на перекрестках и площадях. Приехав на место ДТП и просмотрев видеофайлы из независимого источника, инженер по безопасности дорожного движения предприятия сразу получает ответы на заведомо спорные вопросы.

– Многие автовладельцы неоправданно тормозят, «подрезают» автобусы, перестраиваются в другой ряд, тем самым создавая аварийную обстановку. Многие не подозревают, что попадают в «око» видеорегистраторов, установленных на городских автобусах, – рассказывает Александр Пекурин. – Иногда наши водители приходят в службу БД, чтобы отдать информацию с видеорегистратора, мы ее изучаем и отправляем в ГАИ. Кроме того, каждый водитель автобуса в экстренной ситуации имеет возможность воспользоваться прямой мобильной связью с диспетчерской предприятия. Благодаря этому специалисты нашей службы часто оказываются на месте происшествия раньше сотрудников Госавтоинспекции.

Как отметил ведущий инженер по безопасности дорожного движения, в филиале «Жлобинавтотранс» делается все возможное, чтобы транспортная дисциплина водителей не хромала:

– В специальных карточках хранится и регулярно обновляется информация о каждом: водительский стаж, классность, замена удостоверения, сроки прохождения медкомиссии, участие в дорожно-транспортных происшествиях, номер мобильного телефона. Функционирует компьютерный класс по безопасности движения.

С 17 февраля по 15 марта все водители проходят обучение по 10-часовой программе повышения квалификации. В ней – разбор дорожно-транспортных происшествий и действия водителя по их предупреждению, совершенствование профессионального мастерства, особенности безопасной перевозки пассажиров и грузов на автомобильном транспорте, правовые основы дорожного движения, оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП, проверка знаний по ПДД и охране труда. По завершении обучения водители сдают экзамены на компьютере.

– Молодые водители и теорию схватывают быстрее, и экзамен на компьютере сдают лучше, – рассказывает специалист. – Зато у опытных коллег за плечами – практика и уверенность. Правила дорожного движения могут измениться, а движение автобусов на 25 городских маршрутах остается прежним.

Однако в связи с ремонтными работами на дорогах районного центра маршруты общественного транспорта претерпевают изменения. К примеру, в Жлобине в настоящее время закрыт на ремонт путепровод по улице Полевой. Теперь, чтобы попасть в другую часть города, автобусы вынуждены выезжать на автомобильную дорогу М-5 Гомель – Минск.

– Вместе с изменением маршрута в парке проводится дополнительное обучение всех 79 водителей автобусов. Два часа теории, затем – стажировка на линии. Без этого нельзя. Когда водитель получает допуск к движению, он стажирует другого водителя, а тот – третьего, и так по цепочке, – пояснил Александр Пекурин.

В обучающем процессе используется компьютерная программа тестов «Новый поворот», включающая 100 вопросов по Правилам дорожного движения, а также «живой материал» – собственные видеозаписи с мест ДТП, в которых аварийные ситуации высвечиваются как на ладони.

– Сразу видно, из-за чего случилось дорожно-транспортное происшествие и как его можно было избежать, – говорит Александр Михайлович. – Независимо от стажа работы с каждым водителем парка раз в год проводим обучение, осенью и весной – сезонный инструктаж, два академических часа. В феврале-марте – повышение профмастерства со сдачей экзамена по Правилам дорожного движения. На занятиях детально разбираем каждое ДТП, указываем на допущенные ошибки, объясняем, какие действия водитель должен был предпринять в данной ситуации. Такой подход к обучению дисциплинирует, дает шанс избежать происшествий на дорогах. Тем самым значительно упрощаются подготовка и сдача экзаменов, а компьютер подробно выдает все допущенные ошибки и поясняет, в чем они заключаются.

По словам специалиста, на линии отслеживается работа не только новичков, но и водителей с немалым стажем. Статистика свидетельствует, что в силу своей неопытности в ДТП чаще попадают водители, работающие от года до трех лет. Ведь специфика вождения автобуса довольно сложная: подъезды к остановкам, пешеходные переходы, нерегулируемые перекрестки, пробки. Не секрет, что у некоторых водителей с годами притупляются бдительность и приобретенные навыки, проявляется своеобразный синдром усталости и, как результат, пренебрежение Правилами дорожного движения. Если такие факты имеют место, то применяются меры дисциплинарного взыскания, снижается классность, назначаются дополнительное обучение и стажировка с последующей контрольной проверкой полученных знаний и навыков.

Лучших водителей награждают учрежденным в ОАО «Гомельоблавтотранс» Золотым знаком первой и второй степени. В число удостоенных попадают только те, кто в течение года не допустил нарушений ПДД при управлении не только автобусом, но и личным автомобилем.

Сегодня водителям автобусов в крупных городах все труднее работать по расписанию, подъезжать к остановке минута в минуту. Сказывается не только обилие транспорта на городских улицах, но и в некотором роде техническое состояние автобусов, их качественная эксплуатация, которая предполагает не только наработанный практический опыт вождения, но и хорошие технические знания. Их водители филиала «Жлобинавтотранс» получают, стажируясь с наставником на линии. А также на занятиях в хорошо оборудованном классе по безопасности дорожного движения. Здесь они изучают устройство автобуса, основы его эксплуатации и обслуживания, что повышает знания и помогает качественно улучшать безопасность перевозки пассажиров.

Добавить комментарий