Не остаться без крова и пищи

В Гомельской области объекты придорожного сервиса вдоль республиканских трасс демонстрируют достаточно высокий уровень оказания услуг, отмечают в РУП «Гомельавтодор».

Сегодня во время поездки на автомобиле по Беларуси можно воспользоваться различными услугами: перекусить и переночевать, запастись продуктами, заправить бак, подкачать шину и устранить неполадки в машине. 

На территории Гомельского региона существует разветвленная сеть автодорог, которая состоит из 18 магистралей с индексом «Р» (республиканского значения) и трех, входящих в сеть международных дорог европейской транспортной системы и имеющих индекс «М». Это автодороги М-5 Минск – Гомель, М-8 граница РФ (Езерище) – Витебск – Гомель – граница Украины (Новая Гута) и М-10 Граница РФ (Селище) – Гомель – Кобрин.

В доковидные времена интенсивность движения на данных магистралях составляла в среднем 5–10 тыс. автомобилей в сутки. Последние годы отмечены значительным снижением этого показателя. В то же время, по словам специалистов в области придорожного сервиса, чтобы вложение средств в развитие данного вида бизнеса были эффективными, транспортный поток должен составлять порядка 12 тыс. машин в сутки.

Сравнительно невысокая интенсивность движения влияет на экономическое обоснование строительства сервисных пунктов вдоль дорог. Поэтому ставка делается преимущественно на создание объектов, оказывающих услуги в комплексе: АЗС, СТО, торговые точки и кафе, гостиничные номера, охраняемые стоянки для легковых и большегрузных машин и т.д. Следует отметить, что сегодня в число обязательных требований входит также создание всех необходимых условий для людей с ограниченными возможностями. Это касается стоянок, парковок, входов в здания, внутреннего пространства помещений.

Наиболее развита придорожная инфраструктура на автомагистрали М-10 Граница РФ (Селище) – Гомель – Кобрин. Здесь, по информации РУП «Гомельавтодор», имеются 12 объектов торговли, 19 – общественного питания (из них два магазина и пять кафе принадлежат потребительской кооперации: Речицкому и Калинковичскому райпо). Собственником 8 АЗС, 8 объектов торговли и трех – питания является РУП «Белоруснефть». Частный бизнес представлен в основном кафе – 11, или 57,9% от общего количества.

Меньше всего объектов придорожного сервиса – на пролегающих по Гомельской области автодорогах М-5 и М-8. Так, на первой РУП «Белоруснефть» владеет четырьмя АЗС, шестью магазинами и тремя объектами питания. Из имеющихся семи торговых точек потребкооперации принадлежит только один магазин Жлобинского райпо, а из семи объектов общепита три – Рогачевскому, Жлобинскому и Буда-Кошелевскому райпо, что составляет 42,9%. Частный бизнес на трассе представлен одним кафе. К слову, на М-5 в настоящее время нет автомойки, СТО, пунктов технической и медицинской помощи. Отсутствуют также гостиницы, мотели, охраняемые стоянки.

Если говорить об М-8, то на этой магистрали есть станция техобслуживания и охраняемая стоянка. РУП «Белоруснефть» здесь владеет четырьмя АЗС, четырьмя магазинами и одним объектом питания. На подъезде к Гомелю с М-8 расположены три кафе и два магазина, принадлежащие частному бизнесу. Удельный вес магазинов потребкооперации составляет 28,6%: по одному имеют Рогачевское и Буда-Кошелевское райпо. Также есть четыре объекта общественного питания – Рогачевского, Буда-Кошелевского, Гомельского райпо и ОСП «Чечерское» Гомельской универсальной базы, что составляет 50%, а также два объекта торговли. Частный бизнес свободные ниши на этом рынке занимает не так быстро, как хотелось бы, отмечают эксперты.

Людмила КОПАТЬ, «ТБ»

Добавить комментарий