Дьявол кроется в мелочах

В трагической аварии под Смолевичами, произошедшей 20 февраля, слишком много «если». Если бы в тот роковой день в маршрутке не было «перегруза», если бы не сломался школьный автобус, если бы на дороге не появился груженый МАЗ… Лобовое столкновение унесло жизни 13 человек. Что стало причиной – стечение обстоятельств или системные недоработки? Как отметил генеральный прокурор Беларуси Андрей Швед, расследование этого крупного ДТП выявило комплекс проблем в сфере дорожной безопасности.

Случайности не случайны

– За всеми этими трагическими обстоятельствами стоит целый комплекс проблем. Тот же автомобиль МАЗ два года не проходил техосмотр. Выявились серьезные недочеты в безопасности перевозок пассажиров: в маршрутном такси, в котором – 15 посадочных мест, ехали 19 человек. Здесь целая совокупность факторов. Одно цепляется за другое, – заметил в беседе с журналистами Андрей Швед. – В этой злополучной маршрутке ехали школьники, потому что сломался школьный автобус, а органы местной власти не обеспечили оперативную замену. В результате два ребенка погибли, два получили телесные повреждения. Этот пример показывает, что подзабыли, самоуспокоились, отошли от того, что нет мелочей. Каждый должен на своем месте обеспечивать реализацию тех задач, которые на него возложены.

По словам генпрокурора, по всей стране сейчас идет тотальная проверка. В соответствии с поручением главы государства в этой сфере наводится порядок.

Все ли так однозначно?

Вероятно, многие согласятся, что нашу жизнь уже сложно представить без шустрых маленьких микроавтобусов. Маршрутка – альтернатива автобусу или электричке, которая доставит к месту быстрее, без лишних остановок. Подбросит по городу, довезет до райцентра, соединит областные центры со столицей. Ведь, правда, удобно! Но безопасно ли? Здесь уже совсем другой вопрос.

Пассажирские перевозки – не просто бизнес. Это – бизнес с социальным аспектом, где невозможно просто зарабатывать. Ведь никто не отменял и социальные стандарты на перевозки, и тот факт, что рейс в любом случае должен состояться, даже если продано всего пару билетов.

Считаю себя пассажиром со стажем – за годы командировочной жизни по регионам Могилевской области видела многое. Например, однажды, чтобы выдать билет, водитель маршрутки был вынужден сделать круг и вернуться на автовокзал. У них с напарником один на двоих кассовый аппарат, посетовал он позже в разговоре. Ну а невыдача билета вообще в порядке вещей.

Так вот, после масштабных проверок (проверяли, кстати, перевозчиков всех форм собственности и все еще продолжают проверять) многое изменилось. Например, в одной из недавних поездок из Могилева в райцентр водитель вручил билет прежде, чем я успела рассчитаться за проезд, а перед отправлением отеческим взором окинул салон с пассажирами: все ли пристегнулись? Правда, позже извиняющимся тоном он попросил разрешения закурить – мол, не успел это сделать между рейсами. Стоит отметить, что дело было в начале марта: дорога сложная из-за погодных условий – мокрый снег с ветром. Выходит, водитель, проехав путь в более 100 км в одну сторону, не имеет возможности даже перевести дух, как ему нужно вновь садиться за руль. И сколько у него в день таких рейсов?

Другой водитель, с которым мы в тот же день возвращались назад, слегка лихачил – если верить навигатору в телефоне и собственным ощущениям. Пассажиры, сидевшие рядом на задних сиденьях, мотались из стороны в сторону, когда маршрутка входила в очередной поворот. Страшно даже представить, что могло произойти, если бы вдруг резко пришлось затормозить…

В то же время среди перевозчиков много таких, в чей адрес можно услышать только слова благодарности. К примеру, в Могилевском районе один из частников вызвался помочь подвозить школьников в сельской местности на время ремонта школьного автобуса. Еще настоящим подарком для жителей Кличева и всего района стал запуск рейсов маршрутных такси в областной центр. Государственный перевозчик перестал работать на этом маршруте едва ли не с советских времен – зачем, если рядом железная дорога? Да, это дешевле, но дольше. И пассажир готов голосовать рублем за комфорт и сэкономленное время. Что он, к слову, и делает: чтобы уехать на маршрутке из областного центра в пятницу вечером, место приходится бронировать еще во вторник или среду.

Факты – вещь упрямая

Для сведения: сегодня в Могилевской области, кроме ОАО «Могилевоблавтотранс» и его филиалов, пассажирские перевозки осуществляют более 260 индивидуальных перевозчиков и порядка 60 юридических лиц, а это около 600 транспортных средств.

С 27 февраля по 13 марта областная Госавтоинспекция провела комплекс мероприятий по обеспечению безопасности при перевозке пассажиров маршрутными такси. По их результатам к административной ответственности привлечено 414 водителей.

В рамках мероприятия было организовано 43 совместных рейда ГАИ с сотрудниками филиала Транспортной инспекции по региону. В числе самых распространенных выявлены нарушения правил перевозки пассажиров, в частности, «перегруз» (привлечено 96 водителей). Кроме того, 15 фактов допуска к участию в дорожном движении маршрутных такси, имеющих неисправности, два водителя управляли транспортом, не имея на это права.

Как прокомментировал заместитель начальника УГАИ УВД Могилевского облисполкома подполковник милиции Виктор Цурпанов, безопасности передвижения данного вида транспорта всегда уделяется пристальное внимание. Подобные рейдовые мероприятия проводятся на постоянной основе. В дальнейшем контроль за соблюдением ПДД водителями маршруток со стороны инспекторов ГАИ ослаблен не будет.

Контролируют пассажирские перевозки и сотрудники Транспортной инспекции. Основной акцент сделан на выявлении фактов осуществления перевозок в регулярном сообщении без заключения договора с оператором. Отсутствие такового влечет за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 13.3 КоАП РБ и предусматривает наложение штрафа на индивидуального предпринимателя – от 10 до 200 базовых величин, а на юридическое лицо – до 500.

Так, по итогам проведения мероприятий технического (технологического, поверочного) характера в отношении 8 субъектов хозяйствования готовится административное производство по ч. 1 ст. 13.3 КоАП за выполнение регулярных перевозок пассажиров в междугородном, внутриобластном и межобластном сообщениях без заключения соответствующих договоров с оператором перевозок. Затем материалы будут направлены в Экономический суд по Могилевской области для принятия решения в отношении данных перевозчиков. Два административных дела уже рассмотрены – вынесены штрафы на сумму в размере 95 базовых величин.

Кроме того, с конца февраля этого года специалисты филиала Транспортной инспекции провели три контрольные закупки. В результате каждого из этих мероприятий были выявлены факты невыдачи проездных билетов.

и снова Здравствуйте

Корреспондент «ТБ» приняла участие в одной из таких проверок вместе с сотрудниками Транспортной инспекции. Отправились из областного центра по трассе М-4 Могилев – Минск. Буквально через каждые полчаса здесь проезжает микроавтобус с пассажирами – сообщение со столицей развито хорошо. Одну за одной транспортные инспекторы останавливают маршрутки. Некоторые водители встречают их как старых знакомых:

– Вы уже на прошлой неделе проверяли, – говорит мужчина, протягивая документы. – Все у меня в порядке.

В итоге, конечно, так и оказалось. Однако не у всех перевозчиков так же хорошо: есть те, кто продолжает ездить без страховок, с непройденным техосмотром и букетом других нарушений. Частенько можно заметить, как водители разговаривают за рулем по телефону, умудряются управлять машиной, одновременно пересчитывая деньги, набирают в салон людей сверх нормы, не соблюдают скоростной режим, игнорируют дорожные знаки и разметку.

Есть среди маршрутчиков и такие, кто пользуется лазейкой в законе и маскируется под нерегулярщиков, осуществляющих организованную перевозку группы лиц с целью туризма, доставки гостей к месту проведения праздника и так далее. Эти перевозчики составляют конкуренцию законным – тем, кто заключил договор с оператором и соблюдает законодательство. Причем конкуренцию, как правило, недобросовестную: подбирают пассажиров буквально на 10–15 минут раньше, чем регулярный перевозчик, который идет строго по расписанию.

Конечно, если говорить о пассажирских перевозках, то сегодня пассажир голосует за комфорт. И это – его полное право. Но есть один важный момент: вкупе со скоростью и комфортом обязательно должна идти безопасность. Иначе комфорт теряет всяческий смысл.

Сегодня перевозчики сетуют на массовые проверки – кстати, проверяют перевозчиков всех форм собственности, но по-другому и быть не может. Авария под Смолевичами стала лакмусовой бумажкой, которая показала, что не все так гладко в сфере пассажирских перевозок. И компетентным органам нужно тщательнее разобраться в этом вопросе. Перед нами стоит важная задача – выявить шероховатости, понять, в чем причина, чтобы не допустить подобных трагедий впредь…

Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТБ»

Добавить комментарий