Не бойтесь женщин за рулем

Женщина за рулем в современном мире – одна из самых обсуждаемых тем в автомобильной сфере. Значительное количество мужчин считает, что слабому полу лучше сидеть не на месте водителя в машине, а рядом или вообще ездить в общественном транспорте. Категорически с этим не соглашусь. Достаточно сказать, что только в системе ДОСААФ – 50 женщин, которые не просто сами профессионально управляют автомобилем (причем лучше большинства мужчин), но и учат безопасному вождению.

Наша золотая полусотня

В 90 автошколах ДОСААФ по всей стране трудятся 21 мастер производственного обучения управлению механическим транспортным средством и 29 преподавателей – представительниц прекрасного пола. Больше всего женщин-мастеров в Минске – 11 человек, по три – в Гомельской и Гродненской областях, две – в Могилевской и по одной – в Витебской и Брестской областях.

В Речицкой ГОС ДОСААФ вот уже 10 лет трудится мастер Наталья ЦУПИКОВА. У нее самой открыты водительские категории В, С, процент сдачи в экзаменов в ГАИ с первого раза подопечными Натальи составляет 92. Это очень высокий показатель. Цупикова занимала третье место в областных соревнованиях мастеров, не раз была участницей республиканских конкурсов профессионального мастерства оборонного общества.

В Житковичской РОС работает Екатерина ЛАЗУТЬКО (в профессии уже 12 лет). У нее открыты водительские категории А, В, С, D, Е, а процент сдачи в ГАИ обучаемыми – 94,7.

В столичной области из 11 мастеров среди лучших называют мастера Солигорской РОС Анжелу МЕРЕШКО, имеющую 10 лет стажа. Она овладела категориями А1, А, В, С.

На Минщине – 6 преподавателей авто-школ. Лучшей из них является преподаватель высшей категории из Московской РОС ДОСААФ Минска Ирина БАРАНКЕВИЧ со стажем работы 17 лет. Сдача экзамена в ГАИ ее воспитанниками – 81%.

Преподаватель Пинской РОС Наталья Сокович стала лучшей в области по профессии в 2017 году (до этого побеждала в 2015-м). Стаж ее работы – 21 год. Среди всех преподавателей женщин Брестчины в 2017 году процент сдачи экзамена в ГАИ с первого раза составил 86,5.

В оргструктуре ДОСААФ Центрального района Гомеля вот уже 21 год добросовестно работает Елена СИБИЛЕВА. Сдача теоретического экзамена в ГАИ ее подопечными составляет 85%.

Оксана Харитонова из Могилевской ООС ДОСААФ является лучшим преподавателем в области, а лучший мастер Могилевщины – Елена ЧЕРКАСОВА из Костюковичской РОС ДОСААФ с водительским стажем 13 лет. У нее открыты категории АМ, А, В, С, D. Дважды Елена становилась призером областных соревнований по профессиональному мастерству.

В Гродненской области добросовестно трудится мастер Слонимской РОС ДОСААФ Ирина БОГДАНЧУК. Имеет категории В, С, ВЕ, СЕ, А. Процент сдачи ее обучаемыми экзамена в ГАИ составляет 74. У мастера Лидской РОС ДОСААФ Ирины ФИЯЛКОВСКОЙ за плечами стаж работы 10 лет, процент сдачи экзамена в ГАИ у ее обучаемых – 90.

Добрым словом вспоминают в трудовом коллективе мастера Лидской РОС ДОСААФ Наталью ЛУКАШЕНКО. Она несколько раз успешно принимала участие в республиканских конкурсах профессионального мастерства и неизменно становилась их призером. Недавно Наталья стала работать в сфере международных перевозок.

Однако, пожалуй, самые авторитетные женщины, обучающие вождению и теории, трудятся в Витебской области. Уникальна в своем роде мастер Витебской ООС ДОСААФ Елена ВАСЕХА, у которой открыто 9 (!) водительских категорий (А1, А, В, ВЕ, С, СЕ, D, DE, АМ) и в арсенале – 19 лет водительского стажа. Но поистине рекордсменом по многим позициям является преподаватель Лепельской РОС ДОСААФ Тамара ГАЛАЙ, у которой 40 лет стажа работы в автошколе, 39 лет она уже за рулем.

Дисциплинированны и внимательны

Представитель ГАИ МВД Республики Беларусь подполковник милиции Виктор Хаустовский отмечает, что существует ряд тенденций в отношении женщин за рулем. Хотя, по мнению Виктора Валерьевича, они на дороге более дисциплинированны и внимательны, перед маневром лишний раз осмотрятся по сторонам и подумают. Представительницы слабого пола меньше мужчин нарушают скоростные режимы. ДТП по их вине менее опасны и не столь тяжелы по последствиям.

В то же время, отмечает Виктор Валерьевич, при возникновении нештатных ситуаций у женщин реакция хуже, они более медлительны, чаще совершают необоснованное маневрирование на дороге. Нередко отвлекаются во время движения: разговаривают по телефону или любуются собой в зеркало. Серьезной проблемой для женщин является также парковка машины.

К сожалению, в ГАИ нет статистики, сколько сегодня в Беларуси водителей мужчин и женщин. Но, по негласным данным, считается, что это соотношение составляет примерно один к пяти. Ведь, если судить об учебе в автошколах ДОСААФ, в последние годы отмечен большой рост числа представительниц прекрасного пола, желающих стать водителями. Порой учебные группы автошкол оборонного общества состоят из них на 80–90 процентов.

О чем говорят женщины

А вот что говорят обучающие вождению в автошколах ДОСААФ по поводу дам за рулем. Эти постулаты опираются на опыт сотрудниц и их многолетние наблюдения.

Преподаватель Лидской РОС ДОСААФ Екатерина ПОЧЕБУТ:

– В наши дни женщине трудно кого-либо удивить умением водить автомобиль – ритм жизни диктует свои законы, и наличие прав считается необходимостью. Основная причина, по которой представительницы прекрасного пола приходят в автошколу, – необходимость быть мобильной: съездить за продуктами, завезти детей в сад или школу, успеть на работу (при этом надо не забыть уделить время себе). Весь этот груз житейских проблем ложится на хрупкие женские плечи.

Конечно, каждый человек индивидуален по-своему: одному обучение дается труднее, другому – легче. Как преподаватель могу сказать: девушки стараются больше вникать в теоретический материал, задают много вопросов на лекциях, ответственно готовятся к зачетам и экзаменам.

Утверждение, что представительницы прекрасного пола плохо управляют автомобилем, на мой взгляд, совершенно неверно. Как водитель могу сказать: женщины более осторожны в вождении и менее агрессивны на дороге.

Каждая может научиться мастерству вождения и уверенно чувствовать себя на дороге наравне с мужчинами. Нужны лишь желание, преодоление своего страха и решительность. Все остальное зависит от нас самих.

Мастер Лидской РОС ДОСААФ Ирина Фиялковская:

– В первую очередь отмечу то, что женщины очень внимательны. Они могут анализировать и воспринимать намного больше ситуаций на дороге и способны лучше ориентироваться в некоторых обстоятельствах. Представительницы слабого пола намного реже садятся за руль в нетрезвом состоянии.

Кроме того, за рулем они менее склонны к азарту и риску, всегда хотят перестраховаться. Реже превышают скоростной режим и делают необдуманные маневры. Не применяют резкое торможение и перестроение. А вот мужчины, наоборот, порой руководствуются правилом: «Кто не рискует, тот не пьет шампанского!». Увы, подобное поведение может привести к неприятностям на дороге.

Женщины менее склонны к конкуренции и вовсе не агрессивны на дороге. Мужчины же чаще хотят подзадорить остальных участников движения, показав им возможности своего автомобиля и свои навыки вождения. А хороший водитель – не тот, кто виртуозно выводит автомобиль из критических ситуаций, а тот, кто умеет предотвратить подобные сценарии.

Из всего этого можно сделать простой вывод: в большинстве своем женщины-водители дисциплинированнее, аккуратнее и отзывчивее мужчин. Особенно это касается более зрелого возраста. А в автошколах ДОСААФ мы можем научить уверенному и безопасному вождению любого человека.

От мам – к детям

Не знаю, как в других структурах, но во всех автошколах ДОСААФ в последние годы наблюдается устойчивая тенденция – женский пол активно идет учиться управлять автомобилем. При этом учебные организации оборонного общества создают все условия для уверенного овладения девушками азами водительского мастерства и крепкими знаниями Правил дорожного движения. При этом обязательно учитываются особенности женской психологии. Для слабого пола подбирают наиболее подготовленных, культурных и выдержанных мастеров вождения.

В то же время берется во внимание тот мощнейший и важный фактор, что хорошо знающая ПДД и навыки вождения женщина-мать сможет передать знания и научить применять их на практике своих детей. Ведь если правильно обучить ребенка-пешехода, то это, возможно, поможет ему спасти свою жизнь или уберечь от гибели товарища.

Надо сказать, что в системе ДОСААФ такую ситуацию не принимают как данность. Оборонное общество уже создало в различных регионах страны 11 центров безопасности дорожного движения при различных учреждениях среднего образования. В них юноши и девушки изучают Правила дорожного движения, материальную часть автомобильной и мотоциклетной техники, учатся оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП. Одновременно с этим ДОСААФ создает секции по картингу и фигурному вождению мотоцикла, которые ведут опытные тренеры. Соответственно повышается техническая грамотность детей, у них вырабатываются хорошая реакция, сила, выносливость и ловкость. Из таких ребят вырастают хорошие водители. По статистике, каждый четвертый воспитанник таких центров затем идет учиться вождению в автошколы ДОСААФ.

Оборонное общество также активно занимается социальной адаптацией людей с ограниченными возможностями. В автошколах Могилевской объединенной и Кобринско-Малоритской межрайонной оргструктур ДОСААФ созданы безбарьерная среда и все необходимые условия для обучения вождению инвалидов-колясочников. У Гродненской районной оргструктуры и Республиканского спортивно-технического комплекса ДОСААФ есть опыт обучения инвалидов по слуху.

Безопасность дорожного движения – постоянно в центре внимания заседаний Общественного совета при МВД. По утверждению заместителя председателя совета генерал-майора в отставке Ивана Дырмана, эта структура со своей стороны старается всеми доступными способами влиять на искоренение гибели и травматизма людей в ДТП.

Андрей ДРОБ

Добавить комментарий