На рубежах контроля

В канун Дня работников гражданской авиации служба авиационной безопасности государственного предприятия «Белаэронавигация» пригласила «Транспортную безопасность» в ознакомительный рейд по важнейшим объектам гражданской авиации и расположенным на них пунктам охраны. Итак, мы вместе со специалистами предприятия впервые побывали не только в святая святых безопасности полетов и всего, с ними связанного, но и услышали из первых уст обстоятельный рассказ о том, как работает эта сложная система.

Программа рейда включала посещение действующего и будущего центров управления воздушным движением, а также учебного центра авиационной безопасности ИКАО Национального аэропорта Минск. Организаторы поставили задачу – показать работу специалистов службы безопасности в реальных условиях.

До пуска в эксплуатацию вновь построенного центра УВД в поселке Сокол управление воздушным движением осуществляется из Национального аэропорта Минск, где располагаются Минский районный диспетчерский центр и Минский аэродромный диспетчерский центр ГП «Белаэронавигация» (БАН). О сложной и ответственной работе авиадиспетчеров сказано немало. А вот комфортные и безопасные условия для нее обеспечивает служба авиационной безопасности. Задача располагающегося здесь круглосуточного поста охраны – не дать проникнуть в контролируемую зону посторонним лицам.

Инженер по режиму Владимир Саков убежден, что это в принципе невозможно. Вход на территорию БАН в Национальном аэропорту – исключительно по персональным пропускам. К тому же это второй рубеж контроля.

 – Здесь нет рентгеновских рамок, потому что в этом нет смысла. Сюда могут попасть только те, кто уже прошел досмотр на первой линии контроля – на КПП аэропорта, – говорит Владимир Саков. – Вместе с тем на всей территории центра УВД ведется видеонаблюдение. Отслеживаются все перемещения сотрудников. Компьютер фиксирует информацию о том, кто, куда и в какое время проследовал. Все это говорит о высокой степени защищенности от незаконного проникновения.

Под контролем службы безопасности также все наземные радиолокационные станции (РЛС), которые находятся на территории аэродрома Национального аэропорта и за его пределами и задействованы в управлении воздушным движением.

Новый центр управления воздушным движением в поселке Сокол практически построен. Сейчас здесь идут наладочные работы, осуществляются монтаж пультов, оснащение рабочих мест. И уже круглосуточно работает охрана.

Независимо от ранга (руководитель или рядовой работник) все работники центра проходят через контрольно-пропускной пункт. На оснащенном самыми современными средствами технического контроля КПП предусмотрены три этапа проверочных мероприятий: предъявление пропуска с отражением на мониторе всех данных сотрудника; проверка на интроскопе личных вещей; проверка с помощью металлодетектора и газоанализатора с целью обнаружения металлических предметов или паров взрывчатых веществ.

Меры предосторожности здесь предусмотрены беспрецедентные. В соответствии с законодательством Республики Беларусь об охранной деятельности работники службы авиационной безопасности оснащены резиновыми палками, газовыми баллончиками, наручниками, бронежилетами, касками. Имеются также аудиовидеорегистраторы и тревожная кнопка, при нажатии которой уже через две минуты в центр прибывает наряд милиции из поселка Сокол.

– Предусмотрено все, – утверждает инженер по режиму Григорий Басаревский. – Недавно мы проводили учения с МВД. Легенда – проникновение постороннего лица на территорию центра. Полностью отработана схема работы.

Предприятие позаботилось не только о первоклассном оснащении КПП, но и о защите всей территории подразделения от несанкционированных проникновений. Центр оборудован уникальной системой видеонаблюдения, которая работает синхронно с тепловизорами. Если нарушитель подходит к ограждению и прикасается к нему, поворотные видеокамеры сразу же берут его в свой фокус, а на мониторах у дежурного администратора видеонаблюдения появляется соответствующий сигнал. Камеры не выпускают нарушителя из поля зрения и тогда, когда он начинает движение по территории центра. Конечно, в темное время суток или в сильный туман даже с видеокамер высокого разрешения невозможно получить четкое изображение. В таких условиях на помощь приходит тепловизор, который способен уловить присутствие постороннего лица.

– Это единственное такое здание в Беларуси, – говорит первый заместитель генерального директора ГП «Белаэронавигация» Михаил Левицкий. – Это сердце управления воздушным движением над нашей территорией. Поэтому там все должно быть надежно. Нам даже разрешили очистить территорию вокруг центра от высоких деревьев на расстоянии 25 метров от здания, чтобы в случае падения они не повредили нашу уникальную охранную систему. К тому же это дополнительная мера повышения уровня противопожарной безопасности. Делается очень много. Руководство нашего предприятия старается не экономить на вопросах авиационной безопасности.

Буквально через неделю-две в новый центр УВД переедет центр коммутации связи (ЦКСР), в декабре – планирование Минского районного диспетчерского центра, который занимается выдачей разрешений на использование воздушного пространства.

– Думаю, что к новому году здесь будут работать уже не менее 100 человек, – поделился дальнейшими планами заместитель начальника центра УВД Александр Шостак. – А потом начнется поэтапный перевод всех служб. На май запланированы штатная опытная эксплуатация и перевод личного состава авиадиспетчеров. В аэропорту на вышке оставляем только управление рулением и стартом. После взлета самолета вся информация будет автоматически передаваться в центр. Здесь управление воздушным движением возьмут на себя авиадиспетчеры центра и будут вести воздушное судно до границ со смежными государствами.

Примечательно, что в зал УВД, который находится в самом центре нового здания и занимает два этажа, доступ также будет ограничен. В целях безопасности и для создания максимально комфортных условий работы авиадиспетчеров. Посмотреть же, как осуществляется управление воздушным движением, можно будет со специальной смотровой площадки.

Огромный участок работы предприятия – областные аэропорты. Специалисты службы авиационной безопасности работают там в пунктах досмотра, осуществляют пропуск пассажиров на контролируемую территорию.

Все они – инспекторы подразделений досмотра и операторы технических средств, инспекторы ВОХР и инспекторы охраны и контроля – проходят обучение в учебном центре авиационной безопасности ИКАО РУП «Национальный аэропорт Минск». Поэтому совсем не случайно эта точка появилась в маршруте нашего рейда.

– Учеба имеет очень важное значение. Человек не может выполнять свои обязанности, не пройдя соответствующую подготовку. Она дает базовые теоретические знания, которые потом закрепляются на практике, – говорит методист учебного центра Татьяна Васильева. – Спустя некоторое время работник проходит курсы повышения квалификации, чтобы обновить, актуализировать свои знания, получить новую информацию. Для каждой группы специалистов авиационной безопасности предусмотрены свои сроки прохождения переподготовки.

Так, инспекторы досмотра в обязательном порядке обучаются раз в два года, инспекторы ВОХРа и охраны и контроля – раз в три года. Один раз в пять лет проходит обучение руководящий состав ГП «Белэронавигация» (как и других авиапредприятий).

Учебные программы соответствуют требованиям международной организации гражданской авиации ИКАО. В частности, один из изучаемых предметов – профайлинг, то есть распознавание подозрительно ведущих себя людей, которые могут представлять угрозу для гражданской авиации. Помимо этого, здесь обучают огневой подготовке, а также приемам рукопашного боя и самообороны, необходимость в применении которых может возникнуть в процессе исполнения служебных обязанностей.

Операторы технических средств осваивают в учебном центре навыки работы с интроскопами, ручными металлодетекторами и рамками металлодетектора, газоанализаторами (детекторами взрывчатых веществ) и так называемыми бодисканерами, которые просвечивают все тело человека. Преподаватель Никита Прохоренко, который ведет этот курс, рассказывает:

– По сути, один день теории, а потом – практика, практика и еще раз практика. На настоящей машине и на компьютерном тренажере. Поскольку у нас нет настоящей бомбы, настоящего автомата, компьютер создает специальную картинку с воображаемыми, но очень похожими на настоящие угрозы. Инспектор ведь не может научиться находить запрещенные предметы, если он никогда их не видел. Компьютерная программа помогает в этом плане, имитируя изображения таких предметов. Но не все люди могут сразу научиться различать изображения на интроскопе. Мы видим мир в трехмерном изображении, а интроскоп дает двухмерную картинку. Для этого надо иметь очень хорошее пространственное воображение. Но с практикой это нарабатывается.

Как видим, авиационная безопасность напрямую связана с уровнем подготовки кадров. Поэтому неудивительно, что отбор в службу такой строгий, а окончательное решение о приеме на работу принимает генеральный директор предприятия.

Результат таких подходов налицо. Служба дееспособна и благодаря опыту, уровню подготовки работников, техническому оснащению способна эффективно решать стоящие перед предприятием задачи авиационной безопасности.

Еще один важный штрих: специалисты авиационной безопасности ГП «Белаэронавигация» носят форменную одежду.

 – Мы изучали, какая существует форма у службы авиационной безопасности в мире. И посчитали, что будет правильным идти в тренде. Мы видим, что работника в форме пассажиры воспринимают совсем по-другому, – подчеркнул Михаил Левицкий. – Сейчас мы заказали демисезонную форму для всех, кто находится на контроле и в охране. Люди, которые встречают пассажиров в аэропортах, должны достойно представлять свою организацию.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТБ»

Добавить комментарий