Мастерами не рождаются

В прошедшую субботу на площадке диспетчерской станции «Подкастельцы» филиала «Автотранспортное предприятие № 6 г. Новополоцка» ОАО «Витебскоблавтотранс» прошли областные соревнования по профессиональному мастерству водителей грузовиков и автобусов. В состязаниях приняли участие команды, представляющие предприятия Витебской области, а также гости из Смоленска и Санкт-Петербурга.

Новополоцк уже шестой год подряд является местом проведения подобного конкурса.

ПОД АККОМПАНЕМЕНТ ДОЖДЯ

В этот день диспетчерская станция «Подкастельцы» в Новополоцке выглядела необычно. Площадка, которая всегда заполнена автобусами, была пустой, чистой и огорожена металлическими ограждениями – безопасность превыше всего. Прибывающие участники соревнований несли знамена своих предприятий. На первом этаже диспетчерской приезжим предлагали чай и кофе. Команды филиалов ОАО «Витебскоблавтотранс» традиционно возглавляли директора предприятий. 

Вся необходимая инфраструктура для проведения соревнований в Подкастельцах имелась.  Это и оснащенное компьютерами помещение для приема экзаменов по ПДД, и качественная асфальтированная транспортная площадка для проведения автоконкурса. Поболеть за своих приходили семьями, поскольку это уже не просто конкурс, а мероприятие по популяризации профессии водителя.

Кроме того, устроители сделали все, чтобы участники соревнований не отвлекались на какие-либо мелочи и смогли полностью проявить себя на трассе. Были оборудованы места для стоянки транспорта гостей, работали туалеты, результаты заездов сразу выводились на монитор у входа в здание диспетчерской, был организован подвоз в столовую.

Только погода капризничала.  Было очень холодно и сыпал дождь.

ПРОФЕССИОНАЛОВ МАЛО

Дождя не было только во время торжественного открытия соревнований. Команды выстроились на площадке. Слово было предоставлено первому заместителю председателя Новополоцкого горисполкома Сергею Семенычеву.

– Мне очень приятно, что именно в Новополоцке из года в год собираются водители-профессионалы, чтобы определить лучшего среди лучших. В наше время так сложилось, что водителей много, а профессионалов мало, – заявил он. – По моему мнению, водитель-профессионал – это не тот человек, который хорошо знает Правила дорожного движения и умеет управлять транспортным средством. Это тот, кто ежедневно решает сложные задачи при перевозке пассажиров и грузов, делает это в условиях, далеких от идеальных. Благодаря этим людям мы свободно и безопасно перемещаемся по своей стране, в магазины завозятся продукты, на стройки – стройматериалы, с полей вывозится урожай.

Взявший следом слово генеральный директор ОАО «Витебскоблавтотранс» Сергей Старовойтов поблагодарил хозяев за радушный прием, гостей – за то, что откликнулись на предложение приехать, всем пожелал честной борьбы и удачи.

От имени областной объединенной профсоюзной организации транспорта участников конкурса приветствовала председатель Елена Горнак.  Она поблагодарила организаторов за проделанную работу, пожелала удачи участникам соревнований, водителям – продемонстрировать все лучшее, на что они способны, судьям – справедливого судейства.

После победители прошлогоднего конкурса профессионального мастерства водителей подошли к флагштоку, и под звуки государственного гимна в небо взмыл государственный флаг.

ПДД БЕЗ ПРОБЛЕМ

При входе в кабинет, где проверялись знания Правил дорожного движения, участники конкурса заметно волновались. Даже создавалось впечатление, что они впервые сдают на права. Кто-то листал брошюрку с ПДД, кто-то рассказывал, как его три раза за полчаса остановили сотрудники ГАИ для проверки документов… Как ни старались организаторы оградить водителей от лишней нервозности, она была видна невооруженным взглядом.

На 10 вопросов надо было ответить как можно быстрее и главное – правильно. Билеты практически не отличались от тех, которые используются в автошколах при подготовке курсантов к сдаче экзаменов в ГАИ. Все понимали, что успех в первом конкурсе во многом предопределяет конечный результат. За каждый неправильный ответ и за каждую лишнюю секунду начислялись штрафные баллы.

Отрадно, что большинство профессионалов успешно справилось с первым заданием конкурса. К примеру, водитель филиала «Автобусный парк № 2 г. Полоцка» Дмитрий Авдеенко, выступавший в номинации «МАЗ-103», правильно ответил на все 10 вопросов за 43 секунды, Владимир Каторец из автобусного парка № 1 г. Витебска – за 46 секунд, Олег Ходиков из филиала «Автотранспортное предприятие № 6 г. Новополоцка» – за 49, его коллеги по работе  Дмитрий Самойлов и Дмитрий Снапок – соответственно за 51и 58 секунд. Вадим Хомин из автобусного парка № 1 г. Витебска безошибочно уложился в 56 секунд. Вообще, среди водителей автобусов практически все участники конкурса показали хороший результат при сдаче тестовых заданий по ПДД. 17 водителей ответили правильно на все 10 вопросов. Остальные допустили по одной или две ошибки.

ИЗ ПИТЕРА И СМОЛЕНСКА

Главное отличие «Автопрофи-2019» от предыдущих соревнований заключалось в том, что в этот раз к нам приехали гости из России.

– Большое спасибо за радушный прием белорусской земле, – поблагодарил начальник отдела технического контроля и видеоаналитики предприятия «Пассажиртранс» из Санкт-Петербурга Дмитрий Памфилов. – Мы приехали накануне. И нам предоставили возможность проехать по вашей площадке на белорусских автобусах. Надо отдать должное организации проведения этого конкурса. Мы в Питере проводим свои международные соревнования, в которых участвуют команды из Беларуси, Эстонии и Финляндии. В августе в них принимали участие и витебчане. Ваши ребята выступили достойно и заняли почетное второе место в командном зачете. Мы здесь тоже намерены бороться за победу. В составе нашей команды – водитель Кирилл Подушников, занявший первое место в соревнованиях среди водителей России. Да и другие водители хорошо подготовились – учили ПДД, отрабатывали элементы скоростного маневрирования.

– Белорусские ПДД сильно отличаются от российских?

– Достаточно сказать, что в вашей программе более 1500 вопросов, а у нас – 700. К тому же у нас все вопросы однозначные, а у вас есть нюансы. Хотя основные различия только в вопросах ответственности за нарушение ПДД.

– Каковы ваши первые впечатления о нашей стране?

– Новополоцк – чистый город, на улицах много молодежи. Очень вкусные продукты.

Уже после того, как появились первые результаты, я поинтересовался мнением о соревнованиях у водителя из Санкт-Петербурга Сергея Емельянова, который управлял автобусом МАЗ-105 и занял почетное третье место.

– Я в Беларусь приехал в первый раз. Выступал на автобусе с «гармошкой» МАЗ-105. Если честно, было сложно. Первый раз увидел такой «аппарат» – поделился впечатлениями Сергей.  – Сразу появились мысли: вот это хвост. С ним не сразу совладаешь. Наиболее сложно было его поймать, когда едешь задом. Колесная база и сам хвост не такие, как у наших автобусов «Волгабас». Много проблем доставили белорусские ПДД.  Правда, допустил всего одну ошибку. Это для меня вообще рекорд. Даже во время самостоятельных занятий так успешно пройти тесты не получалось. В принципе, я понял, что в Беларуси бессмысленно заучивать билеты и картинки. Надо знать сами правила, точные определения. На каждое правило у вас по 10 вопросов. Ситуации расписаны с разных сторон. Конечно, тренировался перед соревнованиями. Хочу приехать сюда в следующем году. В Питере я работаю на автобусе с «гармошкой» «Волгабас-627105» 18 метров в длину. Хотя в нашем парке есть и ваш МАЗ, который на метр длиннее. Хорошая, достойная машина.

Команду из Смоленска представлял директор МУП «Автоколонна № 1308» Виталий Ермаков.

– Впечатления самые наилучшие, – сказал он после завершения конкурса. – Все прошло на высоком организационном и профессиональном уровне. Видно, что класс водителей растет. Наш Сергей Апраксин стал вторым в номинации «МАЗ-241» и признан лучшим молодым водителем соревнований. Парню – 23 года. Работает он в Смоленске на ПАЗе. Машина похожая, но другая. Если человек достигает высоких результатов не на своей машине, это – успех. Мы постоянно общаемся с руководством ОАО «Витебскоблавтотранс» и новополоцкого автопарка. Обмениваемся опытом, делимся последними новостями. Считаю, такие встречи полезны во всех отношениях.

ДЛИННОМЕРЫ

Первыми опробовали трассу водители в номинации «МАЗ-5440» с полуприцепом. Громоздкие и неповоротливые машины значительно замедлили ход соревнований. Но водители старались, пытались правильно исполнить каждую фигуру.

Победу неожиданно для всех и даже для себя самого одержал представитель команды филиала «Автобусный парк № 3 г. Орша» Сергей Давыдовский. Он меньше других затратил времени на трассе, допустив всего одну помарку при прохождении эстафеты, и не совсем точно стал на стоп-линии.

– Не может быть, – проверял несколько раз протокол и не мог поверить Сергей Давыдовский. – В соревнованиях профмастерства я участвовал не один раз, но первым никогда не был. Работаю на МАЗ-5440, поэтому ничего сложного для себя не нашел. По ПДД – одна ошибка, да и та из-за невнимательности. Но скорость пошла в плюс. Я всегда езжу быстро. Водительское удостоверение у меня с 1983 года. Сам из Орши. Объездил полмира. Проехал всю Европу, Россию.

На предприятии Давыдовский трудится с 1989 года, а на данной марке автомобиля – 20 лет, водитель 1-го класса. К выполнению производственных заданий относится добросовестно, трудовую дисциплину не нарушает. Всегда готов прийти на помощь товарищам.

Второе место в номинации «МАЗ-5440» занял представитель филиала «Автотранспортное предприятие № 5 г. Витебска» Руслан Шестерин, который не допустил ни одной ошибки по ПДД и без погрешностей прошел трассу. Но затратил на все гораздо больше времени, чем Сергей Давыдовский.

Третье место в этой номинации – у представителя филиала «Автотранспортное предприятие № 6 г. Новополоцка» Дмитрия Снапка.  Ему по жребию выпало открывать соревновательную программу.

АВТОБУСЫ

Захватывающее зрелище – соревнования среди водителей автобусов. Особенно когда они, медленно ездящие по городским улицам, лихо на скорости преодолевали «змейку».

Вначале на дистанцию выехал МАЗ-105. Конечно, при вождении таких длинных автобусов важен опыт.  Но безоговорочную победу в конкурсе одержал водитель филиала «Автобусный парк № 1 г. Витебска» Владимир Каторец.

– Была проведена большая подготовительная работа. Поэтому рассчитывал на первое место. Ошибок не допустил. Если все делать правильно, прицеп пойдет, куда надо. Да, я изначально надеялся на победу. Но удерживать первое место с каждым годом сложнее. Конкуренция растет. В Витебске чаще работаю на маршрутах № 29 Медцентр – Керамзитовый завод и № 17 Медцентр – Речной порт.

Владимиру – всего 30 лет. Несмотря на молодые годы, он – водитель 1-го класса, а также победитель и призер областных соревнований. Занимал призовые места в Санкт-Петербурге на международных соревнованиях.  В свободное от работы время увлекается автомобильной техникой и футболом.

Второе место в этой номинации – у новополочанина Юрия Жихарева, третье, как уже отмечалось, – у Сергея Емельянова из Санкт-Петербурга.

В номинации «МАЗ-103» Олег Ходиков из Новополоцка традиционно опередил всех своих соперников и занял первую ступень на пьедестале почета. В августе он в составе команды ОАО «Витебскоблавтотранс», которая заняла второе место в командном зачете, успешно выступил в Санкт-Петербурге.

– Еще до старта был уверен, что буду в числе лучших, – делился эмоциями победитель. – Я привык занимать первые места. Да, дождь немного помешал. Не получилось показать всю красоту, на которую способны эти машины. В Питере тоже все складывалось хорошо, но в итоге уронил колечко – глупая ошибка. Вытянули ПДД. На третье место вышел в индивидуальном зачете. Соревновался на сочлененном автобусе «Волгабас».  Машина неплохая. Но управление совсем другое. И Юра Жихарев неплохо в Питере выступил. Проехал очень чисто. Что еще можно отметить? У них ПДД на уровне СССР – все то, что я давно учил в советской автошколе. Вспоминать забытое всегда легче, чем учить новое. У них 800 вопросов, у нас – полторы тысячи. К тому же у нас много заданий на внимательность. Это очень сложно.

Второе место в номинации «МАЗ-103» – у чемпиона России Кирилла Подушникова из Санкт-Петербурга, третье – у Дмитрия Авдеенко из Полоцка.

Номинация «МАЗ-241» – самая массовая. Этот автобус есть практически на каждом предприятии и на каждом участке. Сейчас – это главная машина на пригородных маршрутах.

Первое место в этой номинации – у водителя филиала «Автотранспортное предприятие № 6 г. Новополоцка» Дмитрия Самойлова. Он не допустил ни одной ошибки на трассе и правильно ответил на все 10 вопросов при проверке знаний ПДД.

Вторым стал Сергей Апраксин из Смоленска, который высоко оценил возможности белорусского автобуса. Третье место – у Андрея Аухаренка из автобусного парка № 2 города Полоцка.

САМОСВАЛЫ

Вслед за городскими автобусами на площадку выехал самосвал. В этом году в конкурсной программе использовался 20-тонный самосвал МАЗ-6501 – признанный труженик белорусских дорог.

В этой номинации приняли участие 9 водителей. Здесь тоже есть свои многолетние признанные мастера. Победу уверенно второй год подряд одержал водитель филиала «Автотранспортное предприятие № 6 г. Новополоцка» Александр Петров.

– Конечно, уверенность в своих силах была. МАЗ слушался с полуслова. И все сложилось удачно, – отметил победитель. – Ехал на соревнования только за победой. 

Второе место – у Дмитрия Плаксина из филиала «Автотранспортное предприятие № 5 г. Витебска». Третье – у его товарища по работе Руслана Князева. 

Скорость, напор, азарт – вот отличительные качества призеров в этой номинации. Отрадно и то, что в этом году треть участников соревнований – молодые люди.

ДОМА И СТЕНЫ ПОМОГАЮТ

Что касается итогов общекомандного зачета, то они в этом году официально не подводились. Но даже беглого взгляда на протоколы достаточно, чтобы понять, что хозяева были вне конкуренции. У новополочан – три первых места, одно второе и одно третье.

– Мы уже в шестой  раз принимаем у себя гостей для проведения конкурса профессионального мастерства, – говорит директор филиала «Автотранспортное предприятие № 6 г. Новополоцка» Иван Ращинский. – Это закономерно. Мы располагаем неплохой базой, есть хорошая площадка, оборудование, обученный персонал. А еще наши водители постоянно находятся в числе призеров. В ходе подготовки к соревнованиям мы отремонтировали подъездные пути, заблаговременно нанесли разметку, привезли барьерные ограждения, чтобы обеспечить безопасность зрителей. Судьи только расставили фишки и вешки. Кроме того, в подготовке к проведению соревнований нам серьезную помощь оказал автобусный парк № 2 г. Полоцка. Коллеги выделили технику, организовали работу буфета, горячую пищу.

Оценивая результаты конкурса, Иван Иванович отметил, что команда выступила отлично.

– В этом году мы решились провести ротацию состава, – сказал начальник сектора охраны труда, безопасности движения и спецработ филиала «Автотранспортное предприятие № 6 г. Новополоцка» Валерий Анисеня. – При этом мы даем возможность проявить себя только тем, кто сам этого хочет. Без личного желания по приказу побеждать трудно. Предпочтение тем, кому это интересно, у кого есть азарт, желание доказать, что он сильнее других…

ДО САМЫХ ДО ОКРАИН

Еще одно новшество этого года – участие в соревнованиях водителей, которые представляли участки крупных автопарков.

Так, впервые в конкурсе принимали участие водители, живущие и работающие в Россонах, Городке, Лиозно, Сенно, Верхнедвинске, Чашниках. По мнению Александра Зуева, таким образом ОАО «Витебскоблавтотранс» стремится популяризировать сами соревнования. Водители, живущие в глубинке, тоже должны быть вовлечены в общий процесс.

– Многое в этом году делалось по накатанной колее, – говорит Александр Зуев. – Отсюда желание усложнить условия. Нельзя забывать о людях, которые проживают в небольших райцентрах.

Зрители тоже заслужили похвалы. Без них конкурс не был бы таким ярким и эмоционально окрашенным. Многочисленные болельщики, а среди них были и семьи участников, громкими криками и аплодисментами поддерживали своих кумиров.

Заключительным аккордом стала торжественная церемония награждения победителей. Награды водителям во всех номинациях вручал генеральный директор ОАО «Витебскоблавтотранс» Сергей Старовойтов. Все победители и призеры получили кубки, почетные грамоты и денежные сертификаты. Гости из России – подарки. Правда, из-за дождя процедуру награждения пришлось проводить в палатке. Но от этого она стала только более дружественной и эмоциональной.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий