КУДА ВСЕ ПОКАТИЛИСЬ

Как избежать травматизма в новом велосезоне

С окончанием зимнего сезона, отсутствием снега и постепенным повышением температуры воздуха на дорогах начинает появляться отдельная категория участников движения – велосипедисты и пешеходы на средствах персональной мобильности.

Организация велодвижения в Полоцке
ДТП в Андреевщине Оршанского района
Велогараж в Новополоцке

Фактор сезонности

– Здесь включается фактор сезонности. За зиму водители привыкают к тому, что велосипедистов не было, а тут раз – и появились. Поэтому при проезде пешеходных переходов, повороте налево и направо, выезде из жилых зон мы советуем автомобилистам смотреть по сторонам очень внимательно, – поясняет начальник отделения агитации и пропаганды УГАИ УВД Витебского облисполкома Надежда Касперович. 

По ее словам, в прошлом году в Витебской области наблюдалось существенное снижение аварий с участием велосипедистов. Если в 2022-м зафиксированы 42 таких ДТП, то в 2023-м – 26. Почти половина из них совершена по вине самих велосипедистов.

Характерна авария, произошедшая в поселке Андреевщина Оршанского района. Под колеса Kia Rio попал 30-летний велосипедист. Примерно в девять часов вечера, когда на улице было уже темно, он пересекал проезжую часть вне пешеходного перехода. Для автомобилиста его появление в этом месте оказалось неприятным сюрпризом. Вначале пострадавшего доставили в больницу. Врачи двое суток боролись за его жизнь, но они не волшебники – пришлось констатировать смерть. В Госавтоинспекции напоминают: в темное время суток велосипедист обязан быть в жилете повышенной видимости.

Не надо спешиваться

Кстати, статистика прошлого года по ДТП с участием велосипедистов выглядит показательной и по другой причине. С прошлого года начали действовать обновленные Правила дорожного движения – велосипедистам разрешили не спешиваться на пешеходных переходах.

Накануне принятия этих поправок различные эксперты и просто общественники предупреждали, что это может привести к всплеску аварий с участием велосипедистов. Получилось наоборот.

– Год на год не приходится, – философски замечает Надежда Касперович. – Хотя в целом наблюдается большая дисциплинированность всех участников дорожного движения. При этом велосипедисты во многих случаях должны руководствоваться не только законодательством, но и здравым смыслом. Надо понимать, что автомобили не умеют останавливаться мгновенно. Двигаясь даже со скоростью 40 км/ч, машина за одну секунду преодолевает 11 метров, практически столько же составит и тормозной путь.

При приближении к переходу следует осмотреться: возможно, ваше появление на проезжей части будет полным сюрпризом для остальных участников движения. Препятствиями для видимости могут быть припаркованные автомобили, кустарники и деревья.

Кроме того, в соответствии с п. 151 ПДД при подъезде к пересечению с проезжей частью дороги велосипедист должен заблаговременно снизить скорость движения и, убедившись, что выезд безопасен, пересекать ее со скоростью идущего шагом пешехода. Невыполнение даже одного из требований не только образует состав административного правонарушения, но и может стать основанием для признания велосипедиста виновником ДТП.

В подобной ситуации в прошлом году оказался житель Новополоцка, который в районе дома № 3 по улице Калинина пересекал проезжую часть дороги по нерегулируемому пешеходному переходу. Его сбил 30-летний водитель автомобиля Toyota. К счастью, дело закончилось травмами.

Осторожно: дети!

Отдельное внимание сотрудниками ГАИ уделяется профилактике детского дорожного травматизма. На городских улицах самокатов и велосипедов с каждым сезоном становится все больше. А возраст тех, кто ими управляет, – все меньше.

– В прошлом году в Витебской области наблюдалось снижение ДТП с участием несовершеннолетних велосипедистов, – говорит Надежда Касперович. – Если в 2022-м зафиксировано 12 таких аварий, то в 2023-м – только пять. В этих авариях пятеро несовершеннолетних получили ранения. Но есть районы, где отмечен рост ДТП с участием детей на велосипедах. По одному такому случаю зафиксировано в Лепельском, Оршанском и Сенненском районах, когда годом ранее их там не было. По вине несовершеннолетних велосипедистов произошло два ДТП.

Можно ли вообще свести к нулю эту статистику? Практика показывает, что 100-процентно уберечь себя от травм, перемещаясь на самокате или велосипеде, невозможно. Но одно дело – побитое колено, другое – серьезная травма, которая в юном возрасте всегда чревата осложнениями. Очевидная до банальности рекомендация: нужно научить детей осознанно относиться к безопасности, что должны делать и родители, и учителя, и все взрослые, и сотрудники ГАИ.

Кстати, до 14-летнего возраста законодательно запрещается выезжать на велосипеде на дороги общего пользования. Тренировать свои навыки детям рекомендуется в парках, на стадионах, закрытых площадках… – словом, там, где нет интенсивного движения транспорта. И желательно под присмотром взрослых. В таких случаях важным элементом безопасности является велоэкипировка – ныне в продаже есть и защитные шлемы, и накладки на локтевые и коленные суставы. Они не решат всех проблем на дороге, но существенно снизят получение возможных травм. 

Как утверждает заведующий травмпунктом Витебской городской клинической больницы скорой медицинской помощи Василий Степанов, пациенты с травмой при передвижении на электроскутерах или велосипедах – не редкость. Причем и травмируются сами, и сбивают пешеходов, идущих в попутном направлении. Как итог – черепно-мозговая травма головы, переломы нижних и верхних конечностей.

Такие происшествия не относятся к дорожно-транспортным. Здесь в силу вступают гражданско-правовые отношения. Но разве от этого легче?

Сезон самокатов, а вместе с ним и травм набирает обороты. Специалисты рекомендуют новичкам проезжать первые метры в скверах или парках и избегать многолюдных мест. Тем самым они обезопасят и себя, и других участников движения.

Велодорожки и велопарковки

В последние годы стала развиваться дорожная инфраструктура, учитывающая пожелания велосипедистов. Еще несколько лет назад в Витебской области велодорожки можно было пересчитать по пальцам руки. Сегодня они входят в проект строительства каждого нового микрорайона. Да, и там, где не были изначально запроектированы, изыскиваются возможности для обеспечения велосипедного движения.

Особенно активно в этом направлении продвигается работа в Полоцке и Новополоцке. Теперь можно проехать по всему Новополоцку (за исключением НПЗ) на велосипеде без остановок. Велосвязи появились также на значительной части исторической половины Полоцка. Велодорожки были даже запроектированы при реконструкции Покровского моста в Полоцке и Юбилейного в Новополоцке. Увы, полноценной связи между двумя городами на велосипедах пока нет, однако такой проект тоже рассматривается.

В Полоцке и Новополоцке построили и велогаражи. Практически все супермаркеты и торговые центры обзавелись велопарковками. Массово возводит на своих станциях велогаражи и Витебское отделение Белорусской железной дороги. В общем, хоть и не так быстро, как хотелось бы, создается безопасная и комфортная инфраструктура для пользования велосипедами.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий