Контроль многошаговый, процесс живой

Зимнее содержание дорог – это комплекс работ, включающий защиту их от снежных заносов, очистку от снега, борьбу с зимней скользкостью и наледями. Эта деятельность направлена на обеспечение бесперебойного и безопасного движения автомобилей. Вся система мероприятий должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить наилучшие условия для движения автотранспорта, максимально облегчить и удешевить выполнение работ по ликвидации зимней скользкости.

В РУП «Минскавтодор-Центр» уделяется большое внимание организации зимнего содержания республиканских автомобильных дорог Минской области.

Мы побеседовали с начальником управления производства работ и содержания дорожной сети «Минскавтодор-Центра» Дмитрием Демидовичем. Профессионал своего дела, дорожник с более чем 25-летним стажем, он рассказал нам о спе­цифике своей работы, требующей большой ответственности.

– Зимнее содержание дорог – это один из основных, наиболее важных и трудоемких этапов нашей работы, – говорит Дмитрий Владимирович. – Оно требует больше всего средств и ресурсов и, конечно же, ответственности коллектива предприятия в целом.

Начальник управления отмечает, что весной, летом и осенью работа не настолько напряженная, как зимой. Весной и летом в основном устраняются дефекты дорожного полотна. А вот зимой процесс содержания автодорог становится круглосуточным. Большая ответственность лежит не на тех специалистах, которые строят дорогу, а на тех, кто ее обслуживает, убежден Дмитрий Демидович:

– Мы пытаемся сделать все возможное, чтобы дорога функционировала правильно. В процессе эксплуатации приходится корректировать организацию движения: менять разметку, устанавливать дополнительные дорожные знаки. Иногда хлопоты доставляет водоотвод. Если он не функционирует, то нам приходится вносить изменения. Самый главный момент – это снегозащита. Без нее дороги подвержены снежным заносам.

Важная задача для дорожника, который занимается содержанием автодорог, – выявить снегозаносимые участки, а также определить, как бороться со снежными заносами. Способов много: установка сетки либо снегозадерживающих щитов, устройство траншей, посадка еловых преград и кустарников. Но стоит учитывать, что живые изгороди сразу работать не будут. Необходимо около пяти лет, чтобы они подросли.

По словам Дмитрия Демидовича, самое главное в зимнем содержании – это подготовка. Специалисты обязаны знать площадь своего покрытия, уровень требований обслуживаемой дороги. Необходимо точно просчитать потребность в материалах, технике, персонале. Грамотный инженер знает, какой объем противогололедных материалов ему понадобится, сколько нужно снегоочистителей и пескосолерас­пределителей, а также какое количество водителей должно быть задействовано. В зависимости от категории автодороги нормы распределения противогололедных материалов могут розниться. Различны и директивные сроки. Не остается без внимания интенсивность движения на конкретном участке магистрали. Инженерная проработка позволяет избежать множества проблем.

– В РУП «Минскавтодор-Центр» двенадцать филиалов – ДЭУ, – рассказывает Дмитрий Владимирович. – В их составе находятся 43 линейные дистанции. На каждой зимой круглосуточно должен дежурить специалист, который и организовывает всю работу. Днем за ситуацией постоянно следит начальник ЛДД, ночью – мастер или механик. Перед каждым сезоном зимнего содержания с персоналом проводится обучение. Важный момент – инструктаж водителей. Они обязаны четко понимать, при каких погодных условиях какую работу должны выполнять, с каким расходом необходимо распределять противогололедные материалы. Если что-то сделать неправильно, то это, конечно же, скажется на безопасности дорожного движения. За каждой ошибкой – жизни людей.

Дмитрий Демидович убежден, что уровень содержания автодорог должен быть одинаково высоким на всех участках. Для этого специалисты обязаны действовать в рамках нормативных документов и четко понимать степень лежащей на них ответственности. Каждый из них должен знать порядок организации зимнего содержания автодорог, который прописан в ТКП-100-2018, а также в стандарте СТБ 1291. Благодаря нормативным документам эксплуатационщики знают директивные сроки, в которые обязаны выполнить работы, нормы распределения материала, при каком состоянии покрытия и температуре следует их выполнять и так далее.

Опытный дорожник при принятии решения всегда руководствуется прогнозом погоды и понимает, что обязательно должен учитывать наиболее неблагоприятные условия. За сутки погода варьируется много раз.

– Допустим, сегодня столбик термометра показывает плюс 1, – говорит Демидович. – Кажется, ничего страшного. Выехали, посыпали 15 граммов соли на метр квадратный. На завтра предполагается температура воздуха минус 10, и уже ночью понижение до минус 8. Снег продолжается. Значит, уже утром следует выезжать с другой нормой.

На каждой дороге установлены дорожно-измерительные станции. Радиус их действия распространяется на 30 км. На компьютере у диспетчера, который контролирует все четыре ЛДД, есть вся необходимая информация. В РУП «Минскавтодор-Центр» в это время также работает один из диспетчеров. Контроль получается многошаговый, а процесс живой. Любая ошибка диспетчера может стоить жизни участнику дорожного движения.

Зимнее содержание автодорог, как правило, начинается с 15 октября, а подготовка еще раньше. Защита инженерных проработок проводится в августе. Загодя подготавливаются материалы и техника. Все машины должны быть аттестованы на нормы распределения.

– К примеру, машина должна была выехать на дорогу и распределить 20 граммов материала на метр квадратный, – делится начальник управления. – Но предположим, что она вышла из строя, и установка посыпала в два раза меньше. В итоге дорога обледенеет, может произойти трагедия. Поэтому все машины необходимо тщательно готовить к зимнему сезону. А может быть другая ситуация. Установка посыпала 50 граммов вместо положенных 20. Дорожники просчитали, что с такой нормой распределения материала вполне хватит одной загрузки на то, чтобы обработать 60 км дороги. Но из-за неисправности материал закончился на полпути. Значит, огромная часть дороги остается не обработанной.

Любое промедление зимой недопустимо. Все должно быть четко налажено. Бывает, осадки не прекращаются. Не останавливается и работа дорожников. Сменяются водители, дежурные, и процесс содержания становится круглосуточным. Сегодня у нас есть возможность контроля каждой машины посредством современных технологий – системы GPS-мониторинга. Все машины оборудованы датчиками. Мы всегда знаем, где и в какое время находится техника.

По словам моего собеседника, существует три способа ликвидации зимней скользкости. Первый – химический, когда работают только химическим реагентом. Второй – фрикционный. Он основывается на повышении сцепления колеса с дорожным полотном, покрытым наледью. В качестве фрикционного сырья используют песок. Этот способ применяется, когда химия бездействует. В момент, когда температура воздуха опускается ниже минус 15 градусов и соль не топит лед. И смешанный – химико-фрикционный. Срок устранения скользкости колеблется в зависимости от температуры и, конечно же, от уровня требований дороги. Стандартом СТБ 1291 определены директивные сроки.

Автомобильная дорога М-14 имеет бетонное покрытие. А к бетону – особые требования. В первый год эксплуатации, если не выполнена его вторичная защита от коррозии, не допускается распределять на это дорожное покрытие химические реагенты, поскольку может начаться коррозия и оно разрушится. Это не было предусмотрено проектом. РУП «Минскавтодор-Центр» было принято решение обрабатывать проезжую часть чистым песком, при этом установив скоростной режим 70 км/ч. Таким образом, выпавший снег не прикатывался и машины тормозили без заносов.

К автодорогам 1-го уровня требований относят важнейшие республиканские дороги, соединяющие столицу с областными центрами и последние – между собой. Для таких магистралей срок устранения скользкости определен в течение трех часов после окончания снегопада или с момента ее выявления. Для дорог 2-го уровня требований этот срок увеличивается до четырех часов, для 3-го – до пяти. Существуют директивные сроки на очистку тротуаров и пешеходных дорожек. На 1-м уровне требований – это 1,5 суток после окончания снегопада, на 2-м – 2,5 суток. Уровень требований напрямую связан с народно-хозяйственным значением. Если автодорога лежит между двумя деревнями, она менее востребована. По ней за сутки проезжает около 100 автомобилей. На магистрали, которая соединяет областные центры, движение более оживленное и составляет за сутки до 20 тысяч и более. Поэтому повышенное внимание уделяется дорогам республиканского значения. Все директивные сроки прописаны в нормативно-правовых актах РБ и должны безоговорочно выполняться.

– Во время снегопада мы работаем в усиленном режиме, – продолжает Дмитрий Владимирович. – Поддерживаем дорогу в проезжаемом состоянии, не допускаем нарушения рекомендаций нормативных документов. Учитываем, что на дорогах 1-го уровня требований толщина снежного покрова на проезжей части не должна превышать трех сантиметров. Для этого постоянно ведется очистка, снег поддерживается в рыхлом состоянии. Дорожники не позволяют ему уплотниться и образоваться снежному накату. После окончания выпадения осадков в течение трех часов проезжая часть полностью очищается от снега. Если поступает сигнал от пользователей о зафиксированной наледи – действия те же. В течение трех часов она должна быть устранена.

Даже если дорожная организация имеет соответствующие ресурсы, их может не хватить из-за определенных погодных условий. Именно поэтому летом и осенью все эти моменты прорабатываются. Заключаются договоры на привлечение дополнительной техники в случае сложных погодных условий. На помощь приходят строительные и сельскохозяйственные предприятия. Привлекаются энергонасыщенные трактора, погрузчики и другая техника.

К примеру, вспомним, как 15 марта 2013 года Беларусь атаковал снежный циклон «Хавьер». И если б заранее не было досконально все проработано, мы вряд ли справились бы со стихией. Тогда привлекали даже военную технику. Такие вопросы решаются на уровне райисполкомов, перед этим они оговариваются с руководителями предприятий. И на момент чрезвычайной ситуации у нас держится все на контроле благодаря инженерной проработке.

Несмотря на огромную работу, которую проводят дорожники для обеспечения безопасности движения, автовладельцы обязаны всегда быть начеку. Водители не должны забывать: когда они сели за руль транспортного средства, то большая ответственность ложится и на них самих. Транспортное средство – источник повышенной опасности. Автовладельцы обязаны быть предельно внимательными на дороге и при совершении любого маневра всегда учитывать погодные условия, выбирая в соответствии с требованиями Правил дорожного движения скоростной режим, вплоть до полной остановки транспортного средства. Во время обильно выпадающих осадков эксплуатационщики рекомендуют водителям остановиться и переждать непогоду на объектах придорожного сервиса. Начинать движение следует уже по расчищенной трассе. Необходимо учитывать, что дорожники не могут моментально оказаться в нужном месте в нужное время. С пониманием относятся иностранные дальнобойщики. Они несут ответственность за груз, поэтому в сложных погодных условиях всегда останавливаются. Отправляются в путь только после того, как прошло звено дорожной техники.

– Тесное сотрудничество у нас с Госавтоинспекцией, – отмечает Дмитрий Владимирович. – Все свои действия в обязательном порядке мы согласовываем с ней. Особенно если это касается снижения скоростного режима. Любые изменения в организацию дорожного движения вносятся владельцами автомобильных дорог по согласованию с Госавтоинспекцией. Сотрудники ГАИ дают нам предписания, рекомендации, что необходимо сделать или изменить, чтобы повысить безопасность дорожного движения. Зачастую без их участия невозможно решить вопрос. Нерадивые автовладельцы иногда мешают работе звена, которое очищает дорогу от снега. Они обгоняют, норовят въехать в боковой отвал спецавтомобиля. Госавтоинспекция обеспечивает нам сопровождение: впереди и позади колонны двигаются экипажи с мигалками. Наша совместная и главная задача – обеспечить круглосуточный, бесперебойный и безопасный проезд по обслуживаемым нами автодорогам.

Исходя из совместного опыта работы, Госавтоинспекция Минской области отмечает, что неблагоприятные погодные условия каждый год становятся причиной аварийности на дорогах в зимний период. Поэтому во избежание ДТП и других непредвиденных ситуаций нужно в первую очередь помнить об аккуратности на дороге. Управление транспортом в условиях скользкости требует большой ответственности, внимательности и сосредоточенности. Каждому водителю следует выработать особый стиль управления транспортным средством в зимний период с выбором безопасной скорости движения, а также соблюдать оптимальный интервал дистанции. Пешеходам в зимних условиях также нужно повысить свою бдительность. Проезжую часть необходимо переходить в установленных местах, при этом обращать внимание не только на сигналы светофора, но и на движущийся транспорт. Также следует помнить, что из-за скользкости на проезжей части водитель не в силах мгновенно остановить свой автомобиль.

Елена ДОРОШКЕВИЧ, «ТБ»

Добавить комментарий