Комфорт и его составляющие

Конкурировать автотранспортникам в перевозке пассажиров становится все сложнее. И не только с предпринимателями, работающими на рынке транспортных услуг, но и с коллегами-железнодорожниками, предоставляющими достаточно комфортные и дешевые по сравнению с автобусами вагоны, совершенствующиеся с каждым годом. Многие люди предпочитают низким ценам удобство и скорость. Вполне понятно их возмущение, когда вместо уютного салона попадают в грязный, неопрятный, а бывает, еще и неисправный автобус. На предупреждение подобных ситуаций ориентирован рейд, в котором вместе с сотрудниками Транспортной инспекции побывала корреспондент «ТБ».

Корень зла вырывать надо вместе

В солнечный ноябрьский день мы дежурили на Витебском автовокзале, где аккумулируется огромное количество транспорта, развозящего пассажиров в разные точки области.

Здесь как нигде более удобно проверить возвращающийся из рейса или уходящий в дорогу автобус, не причиняя неудобств пассажирам. Завидев машину, а потом и внушительную группу явившихся на вокзал сотрудников ТИ, «леваки», как называют конкурентов водители, в мгновение ока очистили территорию. Ни пристающих к пассажирам зазывал, ни сомнительных микроавтобусов, к которым гуськом уходили бы с перронов переманиваемые пассажиры, не наблюдалось.

– Вот бы всегда так! – не удержался от восклицания предприниматель из Лепеля Игорь Лебедев, подогнавший к административному зданию вокзала свой новенький импортный автобус. – Всю кровь высасывают из нас нелегалы! Мы тут с другими перевозчиками, работающими по лицензиям, на регулярных перевозках, как-то подсчитали: «леваки» ежедневно отбирают у нас по 3–4 тысячи рублей, перекочевывающих в их карманы вместо кассы. Сколько же это будет в масштабах всего государства?! А налоги платим мы. И систематически обновляем парк автомобилей, и обеспечиваем страховые гарантии пассажирам – работаем в соответствии с законодательством, одним словом. Потому вдвойне обидно, что из-за несовершенства этой самой законодательной базы придавить в зародыше нарушителей закона практически невозможно.

Игорь Николаевич обращается непосредственно к участвующему в рейде начальнику управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции Минтранса по Витебской области Сергею Глущуку:

– Мы видим, что ваше ведомство периодически гоняет нелегалов и ипэшников, которые якобы занимаются нерегулярными перевозками, а на самом деле находятся тут с утра до ночи. Но ведь на каждом вокзале каждый день вы дежурить не будете, и милиция не в состоянии постоянно одергивать зазывал. Штраф для них – комариный укус, несравнимый с прибылью. Я могу по Лепелю судить. Там у каждого нелегала во всех структурах то брат, то сват, о любой проверке извещают задолго до ее начала. Попробуй взять таких «тепленькими»! Разве это не замаскированная коррупция?

– Вот для того, чтобы избежать подобных промахов, мы и практикуем в последнее время рейды с выездом из областного центра без предупреждения даже собственных сотрудников на периферии о грядущем приезде. Очень действенная мера, – замечает Сергей Глущук в ответ на эмоциональный всплеск предпринимателя.

Мой собеседник абсолютно прав, что пассажиры, соглашающиеся на поездки с нелегалами, автоматически сами становятся правонарушителями, а не просто провоцируют к нарушению закона перевозчиков. Пытаясь выгадать на копейках экономии, доверяются водителям микроавтобусов, не имеющим лицензии на постоянные перевозки и, разумеется, страхового полиса по защите прав пассажиров в экстремальной ситуации.

Начать бы каждому водителю с себя…

Вернемся к основной теме рейда – техническому и санитарному состоянию автотранспорта, используемого в перевозке населения.

Первым из числа проверенных нашей рейдовой группой оказался пазик Дубровенского участка Оршанского АП-3. Чистый снаружи, он оказался еще привлекательнее изнутри. Не новая вроде машина, но до чего ухоженная! Идеальный порядок, как у доброй хозяйки в гостиной, сразу навел на вопрос: чья это заслуга?

– Да сам я и убираю перед рейсами и в промежутках между ними. Уборщиц у нас сократили, а беспорядок меня раздражает, – признается водитель Николай Осепцов. – Я и видеонаблюдением оборудовал салон за свой счет. Оно, знаете ли, дисциплинирует пассажиров.

И впрямь, предупреждающие об этом таблички приклеены на видных местах, на лобовом стекле закреплен видеорегистратор, а над кабиной водителя – видеокамера. Понятно, что водителю, по собственной инициативе ведущему видеозапись рейса, бояться нечего, как и стыдиться – ни своих профессиональных навыков, ни состояния транспортного средства.

– Такие аккуратисты есть в любом парке, не только в нашем. И в Орше есть водители вроде Осепцова, и у нас, – отмечает начальник Дубровенского участка Юрий Горбачев, с которым удалось позже переговорить по телефону. – Конечно, приятно сознавать, что ответственных водителей большинство, на них всегда положиться можно, не подведут, не осрамят.

Поскольку речь уже зашла об автобусном парке № 3, стоит рассказать и о другой его машине, занятой на маршруте Витебск – Орша. Темно-синий МАЗ малой вместимости прибыл на автовокзал областного центра ближе к четырем вечера, высадил пассажиров и стал в самом углу площадки для отстоя автотранспорта. Мы с Сергеем Глущуком подошли к нему. После дубровенского ПАЗа впечатление оказалось совершенно противоположным. Лобовое стекло пересечено длинной трещиной и заляпано птичьим пометом. Водительское рабочее место «украшено» гирляндами каких-то бус, игрушек, отвлекающих от дороги, грязной кружкой, опорожненной в течение рейса, и пакетом семечек, а передняя дверь – обрывками словно наспех разрезанного синтетического шпагата.

– Что за бантики, к чему? – удивляется начальник управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции Минтранса по Витебской области.

– Не обращайте внимания, сейчас уберу, – извиняющимся тоном отвечает водитель. – Тут у меня недавно поломка была, пришлось подвязать, но все уже исправлено.

– А стекло когда замените? Это серьезное нарушение техники безопасности, – напомнил сотрудник ТИ.

Немолодой, с богатым опытом водитель попытался увильнуть и для начала неохотно вымыл стекло снаружи, однако протокол пришлось все же составить. Возможно, именно этот документ ускорит приведение транспортного средства в надлежащее состояние. Полученное предписание вынудит руководство парка изыскать средства на замену лобового стекла. Не удивлюсь, если проехавший однажды в таком небрежно оборудованном автобусе человек в другой раз предпочтет добираться из Орши дизелем. В конце концов, втрое дешевле и, вероятнее, безопаснее, чем тут. Явная антиреклама услуг автопарка.

Видимо, действительно культура обслуживания начинается не с «головы» предприятия, а с конкретного водителя, представляющего свой филиал на каждом отдельно взятом маршруте.

Почему-то прибалты об этом не забывают. И водители прибывающих оттуда автобусов во все времена отличались исключительной опрятностью и повышенным вниманием к эстетическому виду машины. Пусть их белорусские коллеги не столь щепетильны в выборе одежды, но отношение к машине очень много говорит о профессионализме управляющего ею человека.

– Обратите внимание: автобусы Витебского АП-1 все как один аккуратные, несмотря на то что попали в поле зрения сегодня в основном обслуживающие сельский пригород. Только в одном попросили водителя убрать из салона картонную коробку, предохраняющую, как он сказал, от охлаждения воздушный фильтр. По первому замечанию он ее вынес. Точно так поступил с брошенными пассажирами у заднего сиденья пластиковыми бутылками молодой водитель маршрутки лепельского предпринимателя, обслуживающего маршрут Витебск – Старое Село. Заметили, как уютно в ее салоне? Там все для удобств пассажиров – от комфортных кресел до листовок с расписанием, разложенных по пластиковым формочкам на стенках вдоль сидений. И аптечка новая под рукой, и огнетушитель, и документация в полном порядке, – с удовлетворением в голосе говорит ведущий специалист управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции Минтранса по Витебской области Александр Соболев.

Перед мысленным взором мелькают не уступающие этим машинам по чистоте, порядку и исправности автобусы, прибывшие из Постав, Браслава, Сенно, Полоцка, Минска… Они готовы к новому рейсу в любую минуту, словно только что из парка. Может, марка не столь престижна и год выпуска оставляет желать лучшего, но забота о доверенном водителю автомобиле видна во всем. Между прочим, это тоже немаловажный фактор в расположении пассажира к себе: он чувствует там себя в безопасности и согрет вниманием водителя.

Пожалуй, оршанский МАЗ – явное исключение. К такому же исключению можно смело отнести и недоразумение с водителем Витебского АП-1, обслуживавшим маршрут Витебск – Городок. У него оказались две просроченные страховки (срок действия последней закончился за два дня до этого, а новую, якобы оформленную, забыл взять с собой). Что ж, специалист Транспортной инспекции Сергей Почкаев, оформлявший на нарушителя протокол, обязательно доведет проверку до логического конца.

Плодотворным выдался наш совместный с ТИ рейд в разгар ноября. Думается, Витебскому автовокзалу он тоже на пользу. Да, ему сейчас функционировать нелегко: по соседству кипит стройка – реконструкция Полоцкого путепровода. И все же сотрудники Транспортной инспекции лишними здесь никогда не бывают, помогая блюсти букву закона.

Видимо, действительно культура обслуживания начинается не с «головы» предприятия,

а с конкретного водителя, представляющего свой филиал на каждом отдельно взятом маршруте. Почему-то прибалты об этом не забывают. И водители прибывающих оттуда автобусов во все времена отличались исключительной опрятностью и повышенным вниманием к эстетическому виду машины.

Только за октябрь управление контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции Минтранса по Витебской области провело 120 аналогичных рейдов по проверке городских и пригородных маршрутов. В итоге выявили 17 нарушителей, привлекли к административной и дисциплинарной ответственности 22 человека, включая официальных лиц, отвечающих за выпуск автобусов на линию. На международных маршрутах нарушений не обнаружено, на междугородных – одно (водитель одного из десятка проверенных автобусов сидел за рулем не прошедшей техосмотр машины, за что наказан вместе с механиком автопарка).

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ТБ»

Добавить комментарий