Хорошие идеи отличный результат

В прошлом году на Белорусской железной дороге внедрено 381 рационализаторское предложение. Экономический эффект превысил 4,6 млн рублей. В разработке технических новшеств приняли участие 557 работников магистрали.

Три сотрудника Молодечненской дистанции пути отмечены за разработку рационализаторских предложений, нашедших широкое применение в организациях БелЖД. Лучшим рационализатором назван электромеханик дистанции пути Андрей Костешев, лучшим молодым рационализатором – наладчик железнодорожно-строительных машин и механизмов Владимир Жуковец, лучшим организатором технического творчества – первый заместитель начальника дистанции – главный инженер предприятия Виктор Качан.

На счету молодечненцев – немало разработок, направленных на экономию финансовых средств и безопасность движения поездов. В частности, одна из них создана с целью усовершенствования системы обработки полосы отвода гербицидами в рамках борьбы с сорняками и кустарником на железнодорожных путях и в междупутье.

Для железнодорожников эта серьезная проблема возникла еще с момента строительства первых стальных магистралей. Наличие травы на поверхности балласта ухудшает его дренирующие свойства и способствует загрязнению пылью и грязью. Кроме того, корни растений заполняют поры в песке, закупоривая их. В результате балласт требует очистки или замены, что увеличивает расходы на содержание пути. Способствуя повышению влажности балласта, растительность снижает срок службы деревянных шпал, вызывая усиленное их гниение и разрушение.

Сорняковая растительность может влиять на безопасность движения поездов. Зимой из-за растений происходит отложение снега на пути, что вызывает боксование колес локомотивов, появление дефектных рельсов, а также снижает силу тяги локомотивов.

– Содержание полосы отвода входит в круг обязанностей работников дистанций пути, – отмечает Андрей Костешев. – Безусловно, сегодня этот процесс, когда-то требующий значительных ручных и денежных затрат, давно упрощен. С сорной растительностью сейчас борются химическим способом. На нашем предприятии – с 2002 года, когда дистанция пути была оснащена опрыскивателем RALL. Его применение позволяло в значительной мере снизить нагрузку на путевые бригады и поддерживать на должном уровне борьбу с сорняками. Поливочное оснащение, изначально созданное для тракторных прицепов, базировалось на специально оборудованной для этих целей двухосной железнодорожной платформе, что составляло единый агрегат, транспортируемый мотовозом.

– Мы усовершенствовали эту конструкцию, перенеся на четырехосную бортовую железнодорожную платформу, оснащенную тормозной системой. Для обеспечения мобильности оборудования (быстрой установки и демонтажа с платформы) были доработаны узлы крепления, также усовершенствован механизм управления поворота откидных штанг. Это позволяет обрабатывать гербицидами труднодоступные места –
к примеру, участки, вплотную прилегающие к опорам контактной сети. Радиус охвата – до 8 метров. За один раз удается обработать 15,5 га междупутья, за сезон – 500 га. Экономический эффект от использования приспособления в течение прошлого года составил 57,63 тыс. рублей, – рассказывает специалист.

Следует отметить, что в соавторстве с другими работниками дистанции это не первая разработка Андрея Костешева, выпускника БелГУТа. За более чем 10 лет их было несколько, направленных на экономию средств, улучшение условий труда, повышение безопасности движения поездов.

Владимир Жуковец, как и его коллега, впервые удостоен звания лучшего в области рационализации. Его трудовые будни проходят в мастерских дистанции, где он поддерживает в форме железнодорожно-строительную технику – знает все ее механизмы, «недуги». Отсюда и такая тяга к техническому творчеству. Любой слесарь, наладчик – не только по профессии, но и, что называется, по призванию – мечтает о собственном значимом изобретении. Владимир – в их числе.

Рационализаторская деятельность и внедрение технических новшеств на предприятии проводится под руководством первого заместителя начальника дистанции – главного инженера Виктора Качана. В этой роли он – уже более 10 лет, а в целом на железнодорожном транспорте – почти 30.

Как считают в Молодечненской дистанции пути, новаторство, способствующее совершенствованию известных технических решений или модернизации уже действующего оборудования к конкретным условиям производства и эксплуатации, необходимо на любом предприятии.

В путевом хозяйстве магистрали, где во главу угла ставится безопасность движения поездов, большое значение имеют условия и механизация труда, диагностика и мониторинг технического состояния пути. За последнее время молодечненские путейцы внедрили ряд рационализаторских предложений, таких как продление срока службы старогодных симметричных стрелочных переводов типа Р-65 марки 1/6, обеспечение пожарного водоснабжения Молодечненской дистанции пути с использованием подземных резервуаров, устройство резервного электроснабжения канализационной насосной станции. А недавно дистанция пути стала полигоном для изучения вопроса контроля рельсов с помощью мобильной диагностической лаборатории на базе автомобиля на комбинированном ходу.

Новаторские решения на железной дороге направлены на обеспечение безопасности движения, экономию и рациональное использование трудовых, топливно-энергетических и материальных ресурсов, совершенствование процессов ремонта и эксплуатации тягового подвижного состава, а также улучшение условий труда.

Лучшие результаты рационализаторской деятельности продемонстрировали работники Барановичского отделения дороги. Ими было подано и внедрено 38 разработок, в результате чего получен экономический эффект в размере более 1,8 млн рублей. В тройке лидеров – Минское отделение: 24 рацпредложения позволили сэкономить почти 1,3 млн рублей. В числе лучших также Гомельское отделение, где внедрено 96 рацноваций с экономическим эффектом более 690 тыс. рублей.

Ольга ОРЛОВА, «ТБ»

Добавить комментарий