Гостехосмотр: пошлины тянут вниз

На диагностических станциях страны по-прежнему наблюдается снижение числа желающих пройти гостехосмотр. К примеру, в Витебской области за 9 месяцев этого года выдано 123 976 разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, что на 8401 (-6,7%) меньше, чем за такой же период 2016-го. В УП «Белтехосмотр» не скрывают: главные причины – падение жизненного уровня людей и необходимость платить государственную пошлину при прохождении гостехосмотра. Отсюда вытекают и другие проблемы. О них говорилось в актовом зале Витебской базы (транспортной) УП «Витебское отделение Белорусской железной дороги», где подводились итоги работы системы государственного технического осмотра транспортных средств в Витебской области за 9 месяцев, а также были поставлены задачи до конца года.

Без коррупции!

По сложившейся традиции вначале перед начальниками и ведущими диагностами станций Витебщины выступили представители правоохранительных структур. И это тоже объяснимо. Автолюбители ищут возможность минимизировать свои расходы на обязательную процедуру, и некоторые из них уверены: дешевле дать денег ответственному лицу на диагностической станции, чем экстренно искать финансы на запчасти и ремонт автомобиля, который какое-то время «может поездить и так». Тем более что, как показывает опыт, берут нечистые на руку сотрудники ДС за свои услуги немного – в среднем 20–40 рублей.

– Прежде всего, вы должны помнить, что каждое коррупционное преступление кардинально меняет вашу жизнь и оставляет глубокий след в жизни близких вам людей. Вспомните своих коллег, которые ранее рядом с вами сидели на таких совещаниях, а ныне отбывают наказание в колониях строгого режима, а их имущество – добротные автомобили и дачи – было конфисковано. Поинтересуйтесь, если есть желание, как переживают эту трагедию их жены и дети. Это сломанные судьбы. Вам это надо? Думаю, что нет… Ваша обязанность – не нарушать закон, и тогда все будет хорошо, – заявил в своем вступительном слове старший уполномоченный УБЭП УВД Витебского облисполкома Сергей Капустин.

Он сразу подчеркнул, что на данный момент у оперативников нет в производстве дел в отношении работников системы УП «Белтехосмотр» в Витебской области.

– Я не исключаю, что вы сделали выводы из трагических ошибок своих бывших коллег. Но радоваться рано. Мы не ограничиваемся профилактическими выступлениями. Вы получаете зарплату за то, что выполняете определенную работу. Я тоже получаю зарплату. Но моя задача состоит в том, чтобы выявлять преступления. Если вы будете делать свою работу, как положено, у меня к вам претензий не будет, – успокоил зал Сергей Александрович.

Как показывает опыт, финал всех коррупционных дел всегда одинаков: лишение свободы не менее чем на три года, конфискация имущества, лишение права занимать впредь определенные ответственные должности и сопутствующие проблемы.

Помните старика Мюллера из «Семнадцати мгновений весны»: «Что знают двое, знает и свинья». Как только о вознаграждении за прохождение гостехосмотра становится известно третьим лицам, при этом неважно, кто они, вскоре такая информация появляется и у представителей правоохранительных органов. А дальше начинается оперативная разработка.

Оперативники не скрывают, что с интересом читают комментарии на форумах сайтов, специализирующихся на автомобильной тематике, чтобы выйти на след нечистых на руку сотрудников диагностических станций. А еще лично общаются с автолюбителями, которые нередко подсказывают, куда лучше подъехать и в какую сумму выльется услуга.

Взявший следом слово старший следователь управления процессуального контроля УСК по Витебской области Алексей Нестеренко подтвердил: сейчас в области в производстве нет ни одного уголовного дела в отношении работников диагностических станций. По его словам, роста коррупции в сфере гостехосмотра не наблюдается.

Зато, по мнению Алексея Нестеренко, имеет место рост коррупционных проявлений в других сферах. В частности, сейчас расследуются дела в отношении бывшего первого заместителя председателя Миорского райисполкома, который незаконно давал указания должностным лицам сельскохозяйственных предприятий района о привлечении на его личный участок техники и людей. Возбуждено уголовное дело в отношении директора ЖКХ Полоцкого района по факту неоднократного получения взяток от представителей коммерческих структур. Первого заместителя директора ОАО «Витебский мотороремонтный завод» подозревают в том, что он брал деньги за благоприятное решение вопроса по погашению задолженности от представителей коммерческих структур. В поле зрения правоохранительных структур оказались налоговый инспектор и сотрудник Комитета госконтроля. Фигурируют в списке коррупционеров и преподаватели витебских вузов, бравшие деньги у студентов. Все эти дела вызвали широкий общественный резонанс. Ожидать условного наказания нет смысла. Более того, по коррупционным делам амнистия не применяется: все сидят от звонка до звонка.

Когда подводят тормоза…

Естественно, обеспечить прохождение процедуры гостехосмотра всеми собственниками транспортных средств без помощи Госавтоинспекции тяжело. И в Витебской области наладились тесные взаимоотношения между представителями ГАИ и филиалом ОГТО в Витебской области.

Разработаны совместные планы. В ходе рейдовой работы и общения с водителями лучше понимаешь сложившуюся ситуацию. Живое присутствие на дороге сотрудника системы гостехосмотра – лишнее напоминание, что нельзя забывать о прохождении процедуры, ведь это обязанность каждого владельца транспортного средства. С другой стороны, во время таких рейдов работники «Белгостехосмотра» чаще, чем сотрудники ГАИ, выявляют поддельные штампы на сертификатах о прохождении гостехосмотра. Они не только отлично знают, как должны выглядеть настоящие, но даже помнят подписи диагностов.

Как подчеркнул старший госавтоинспектор УГАИ УВД Витебского облисполкома Андрей Закревский, при непредъявлении водителем сертификата о прохождении гостех-осмотра он вызывается на комиссию в ГАИ за управление транспортным средством без наличия всех необходимых документов. И если будет установлено, что гостехосмотр не пройден, его привлекут и за это нарушение.

– Хотелось бы поблагодарить вас за совместную работу, – обратился к присутствующим в зале Андрей Витальевич. – У нас с вами – отличные результаты. В первом полугодии были проведены декады: «Гос-техосмотр», в ходе которой выявлены поддельные штампы на сертификатах о прохождении гостехосмотра, и «Учебный автомобиль», когда был задержан автобус, на котором производилось обучение курсантов, без техосмотра. Без вашей помощи нам было бы труднее.

Кстати, число автомобилистов, которые считают лишней процедуру прохождения гостехосмотра, продолжает расти. За 9 месяцев ДПС ГАИ, осуществляя надзор за дорожным движением, выявила около 37 тысяч нарушений, в том числе совершенных повторно, за эксплуатацию транспорта с непройденным гостехосмотром.

– У нас отлично налажена работа с витебским филиалом УП «Белтехосмотр», и мы можем, минуя Минск, уточнять, когда и где конкретный автомобиль проходил гостехосмотр. Уже меньше тех, кто «забыл» документы. Стало легче работать, спасибо вам, – поблагодарил Андрей Закревский.

По его словам, плюс от совместных рейдов очевиден:

– Недавно начались слушания по делу гражданина Богдановича, который ставил поддельный штамп в сертификате о прохождении гостехосмотра под номером «338». Уже установлено, что этот товарищ, пройдя процедуру в Сенно, посмотрел на штамп и решил открыть ИП «Гостехосмотр». Он изготовил подделку и ставил за вознаграждение штампы всем желающим. Итог бурной деятельности – 9 томов уголовного дела.

Надо отметить, что подделки получились качественные. Раскрыть преступление удалось только благодаря бдительности ведущего специалиста УП «Белтехосмотр» Дмитрия Пантелея, который находился в совместном рейде и обратил внимание на неправильно проклеенную карточку. Госинспектор в этих тонкостях не разобрался бы. Таким образом, ГАИ и «Белтехосмотр» совместными усилиями способствовали установлению личности человека, который серьезно подорвал авторитет государственной власти. Кстати, в его разработке был еще штамп с номером «99». Но его он не успел запустить в серию.

В этом году в Витебской области произошло два дорожно-транспортных происшествия, причиной которых стала техническая неисправность транспортного средства. В Чашникском районе водитель мотоцикла из-за неисправных тормозов на перекрестке не смог остановиться и выехал на главную дорогу, где столкнулся с автомобилем ВАЗ-2007. Мотоциклист получил телесные повреждения. А 15 августа в Оршанском районе на автодороге М8 в результате разгерметизации переднего колеса большегрузный автомобиль выехал на полосу встречного движения и столкнулся с ГАЗ-3307 под управлением водителя Оршанского молочного комбината.

Эффективность совместной работы УГАИ УВД Витебского облисполкома и филиала УП «Белтехосмотр» в Витебской области отмечена и в решении облисполкома, где утверждены графики совместных рейдов ГАИ, Транспортной инспекции и УП «Белтехосмотр».

Экономят не только на гостехосмотре, но и на обслуживании

В ходе своего выступления начальник отдела контрольной деятельности филиала Транспортной инспекции по Витебской области Константин Рой сразу подчеркнул, что законодательством очерчен ряд вопросов, где интересы Транспортной инспекции и УП «Белтех-осмотр» пересекаются.

– Основная наша задача – безопасность при перевозке грузов и пассажиров, – сразу подчеркнул Константин Владимирович. – В основном интересует коммерческий транспорт. У нас давно налажено тесное взаимодействие, многое решается в рабочем порядке, часто по телефону. За 9 месяцев сотрудниками филиала инспекции по Витебской области установлено свыше 300 фактов эксплуатации транспортных средств без прохождения гостехосмотра. Это на 30 процентов больше, чем годом ранее. Справедливости ради надо отметить: это не только перевозчики Витебской области. Часть автомобилей, которые эксплуатировались без прохождения гостехосмотра, зарегистрированы в других областях. Людей не пугает даже такая жесткая мера, как прекращение лицензии при использовании транспортных средств, не прошедших гостехосмотр. Большинство нарушителей – 90 процентов – перевозчики грузов в республиканском сообщении.

Что касается технических неисправностей, с которыми эксплуатация транспортного средства запрещена, то наиболее часто на линии выявляются трещина ветрового стекла в зоне действия стеклоочистителя со стороны водителя, установка шин с разным типом протектора, шины, имеющие сверхдопустимый износ, нерабочий спидометр. К сожалению, наметился рост таких нарушений. Мы понимаем: поменять лобовое стекло, в которое прилетел камень, на большой машине накладно. Но закон есть закон. Что касается ежедневной эксплуатации, то водитель обязан следить за транспортным средством. Протектор шины стерся – надо ее заменить. Тормоза мгновенно тоже редко отказывают – можно почувствовать и принять меры. А мы на линии видим даже транспорт с неработающими внешними световыми приборами. То есть владельцы меньшее внимание стали уделять техническому состоянию своих автомобилей. Но есть и позитивные сдвиги. Еще недавно самым распространенным нарушением было отсутствие аптечек и огнетушителей, теперь такое встречается крайне редко.

– По всем выявленным случаям эксплуатации коммерческого автотранспорта без прохождения гостехосмотра перевозчики и должностные лица привлечены к административной ответственности. Ряду перевозчиков выдано предписание о запрете эксплуатации транспортных средств с непройденным гостехосмотром. Невыполнение предписания влечет административную ответственность. Более того, мы не только наказываем за выявленный факт работы автомобиля без гостехосмотра, но и собираем информацию о выпуске его на линию в предшествующие дни. Из практики: это по 20–30 протоколов на ответственное лицо, – поделился информацией Константин Рой.

«Отвязать» пошлину не получилось

Заместитель директора УП «Белтехосмотр» Михаил Свистун в первую очередь попросил присутствующих уважительно относиться к каждому клиенту. Отдельное внимание он уделил культуре работников диагностических станций. Хамское поведение, придирки к мелочам заставляют клиента подумать, что на диагностической станции из него вымогают деньги. По мнению Михаила Сергеевича, сотрудники ДС обязаны вежливо и доходчиво объяснять причины несоответствия ТС установленным требованиям и даже предлагать способы устранения неисправностей. И подальше держаться от людей, которые предлагают рассчитаться. Неважно чем: деньгами или овощами, как это было на одной из диагностических станций страны.

Михаил Сергеевич также проинформировал собравшихся, что в этом году на уровне правительства предпринимались попытки «отвязать» уплату госпошлины от процедуры прохождения гостехосмотра. Было предложено передать функцию по взиманию пошлины Министерству финансов – департаменту по страхованию. Но и здесь выявились серьезные проблемы. Базы данных страховых компаний, ГАИ и УП «Белтехосмотр» не совпадают. А потому пока все будут работать по старой схеме. Не исключено, что в будущем пошлину станет возможным платить в рассрочку.

– Наша общая задача – добиться того, чтобы базы данных совпадали. Я обращаю ваше внимание на четкое заполнение диагностических карт. Эта информация попадает в базы данных, и она должна быть достоверной, – потребовал Михаил Свистун.

Внимание – каждому клиенту

К счастью, единичные негативные факты пока глобально не сказываются на системе работы УП «Белтехосмотр». И диагностические станции работают, и законопослушных граждан у нас больше, чем любителей халявы.

Как отметил в своем выступлении начальник филиала ОГТО в Витебской области Вильгельм Кишковский, за 9 месяцев этого года на диагностических станциях области выдано 123 976 разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. Это на 8401 (-6,7%) меньше, чем за такой же отрезок 2016-го. Тогда было выдано 132 277 разрешений. Но еще есть время поправить положение дел.

В Витебской области разрешение на проведение государственного технического осмотра транспортных средств имеют 34 диагностические станции (37 диагностических линий), фактически работают 33 (36 диагностических линий). Как известно, ДС № 62 закрыта и из-за внутренних проблем пока не может возобновить работу.

Для уменьшения потерь времени клиентов на прохождение ГТО используются различные режимы работы. Так, 28 диагностических станций работают в режиме 5-дневной рабочей недели и 8-часового рабочего дня, две (№ 105, 167) – без выходных по 12 часов в день, еще две (№ 87, 181) – по 8 часов в день с «перекрытыми» выходными, одна (№ 180) имеет 6-дневный режим работы.

Следует отметить, что в отдельных регионах Витебской области на диагностических станциях по-прежнему наблюдается недостаточная загруженность. Такое положение складывается по причине малого количества зарегистрированного в этих районах транспорта, низкой скорости его прироста, а зачастую и нежелания автовладельцев своевременно проходить государственный технический осмотр. В этих районах ДС нерентабельны как для предприятий, их содержащих, так и для УП «Белтехосмотр» при выдаче разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении.

По-прежнему одной из основных проблем, стоящих перед ДС, является их модернизация. Можно отметить работу ООО «Технотекс» по поддержанию должного состояния на ДС № 231. В то же время ДС № 130 этого же предприятия нуждается в модернизации. Положительные результаты в поддержании высокого уровня обслуживания, достойного внешнего вида и внутреннего оформления диагностической станции показывают руководители филиала «Витебские электросети» РУП «Витебскэнерго», содержащего ДС № 114, Витебской базы (транспортной) УП «Витебское отделение Белорусской железной дороги» (ДС № 192), филиала «АТП № 8 г. Орша» ОАО «Витебскоблавтотранс» (ДС № 52).

К сожалению, на большинстве остальных предприятий денежные средства, получаемые от производственной деятельности диагностических станций, расходуются на какие угодно цели, только не на нужды самих станций. В результате неудовлетворительно проводится не только плановая модернизация, но и профилактический ремонт оборудования, не обновляются служебные помещения, приходят в негодность прилегающие территории и площадки.

В нынешнем году сотрудниками филиала УП «Белтехосмотр» в Витебской области было проведено 47 контрольных проверок диагностических станций. Их результаты, а также материалы, которые представляются на ежегодный конкурс на лучшую диагностическую станцию, свидетельствуют о том, что руководству предприятий необходимо уделять особое внимание вопросам, касающимся поддержания и улучшения внешнего вида производственных помещений, прилегающих территорий ДС и подъездных путей. В минувшем квартале в результате проведенных проверок сотрудниками филиала составлено девять актов по выявленным недостаткам в работе ДС.

Вильгельм Кишковский посоветовал каждому сотруднику планомерно и постоянно совершенствовать свои знания. По его мнению, владелец автомобиля должен быть уверен: его транспортное средство осматривает действительно грамотный специалист, который разбирается в технических вопросах. Выдача сертификата должна являться своеобразной гарантией качественного осмотра автомобиля.

Для справки: в Витебской области зарегистрировано 479 548 единиц транспорта. Прирост за 2016 год составил 2691 единицу.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий