Формула безопасности

Ежегодно на дорогах Гомельской области появляется более 10 тысяч единиц новых транспортных средств. Поток машин на улицах Гомеля с каждым днем увеличивается. А вот дисциплина участников движения явно ослабевает, о чем красноречиво свидетельствует статистика дорожно-транспортных происшествий. В этих условиях обеспечить безопасную перевозку пассажиров общественным транспортом стало главной задачей для руководителей и специалистов филиалов ОАО «Гомельоблавтотранс».

Первостепенное значение без­опасности дорожного движения уделяется в филиале «Автобусный парк № 6 г. Гомеля». Под руководством директора предприятия Сергея Янковича делается все возможное, чтобы транспортная дисциплина водителей не хромала. Специалистов отдела безопасности дорожного движения редко найдешь в кабинете, чаще – на линии. Ведь не только профилактическая учебная работа, но и осуществление «живого» контроля за водителями помогают улучшить безопасность перевозки пассажиров. Отдел безопасности дорожного движения работает в тесном контакте со специалистами других структурных подразделений парка, особенно с ИТР, организующими перевозки, инженерно-технической службой. Все это в комплексе дает положительный результат.

Здесь есть главное – системная работа по профилактике ДТП с водительским составом. Давно функционирует современный компьютерный класс по безопасности движения, который считается одним из лучших в отрасли. Ведь чтобы технику эксплуатировать, ее надо знать. Нередко из-за неграмотной эксплуатации автобуса водители наносят ущерб предприятию, и чтобы этого избежать, они не только стажируются на линии с наставником, но и изучают в классе устройство этого транспортного средства и основы его эксплуатации и обслуживания.

В свое время создавая компьютерный класс и осознавая важность видеоинфор­мации, сотрудники отдела безопасности дорожного движения собирали ее по крупицам. В отделе пропаганды местной ГАИ брали последние видеокассеты с мест ДТП, переписывали их, монтировали, клеили, благодаря чему всегда имелась свежая информация. Теперь в практику работы вошла демонстрация фильмов водителям на занятиях по БД, и аварийные ситуации высвечиваются как на ладони. Сразу видно, из-за чего произошло ДТП и как его можно было избежать. В последнее время используется много живого материала, в частности, записей с установленных на автобусах видеорегистраторов.

Независимо от стажа работы с каждым водителем парка проводится обучение: сезонный инструктаж, повышение профмастерства со сдачей экзамена по Правилам дорожного движения.

Сотрудники отдела сами разработали и давно используют компьютерную программу тестов, включающую 100 вопросов по Правилам дорожного движения. Тем самым значительно упрощается подготовка и сдача экзаменов по ПДД. На занятиях детально разбираются каждое ДТП и допущенные водителем ошибки, инженер по БД объясняет, что именно можно было предпринять в данной ситуации. Такой подход к обучению дисциплинирует, дает шанс избежать дорожно-транспортных происшествий. К тому же в компьютере хранятся все данные на водителей парка более чем за 30 лет: стаж каждого, классность, замена водительских удостоверений, сроки прохождения медкомиссии, участие в дорожно-транспортных происшествиях и др. Компьютеризированная база данных помогает в работе и осуществлении большого комплекса профилактических мер.

Говорят, в ДТП попадают не только молодые, неопытные водители, но и с большим стажем работы. Насколько сегодня профессиональны водительские кадры парка и каковы основные причины дорожно-транспортных происшествий с участием городских автобусов, интересуюсь в отделе по безопасности дорожного движения. Мне говорят о том, что профессиональный опыт, к сожалению, не панацея от дорожно-транспортных происшествий. Принято считать, что у некоторых водителей с годами притуп­ляются бдительность и приобретенные навыки, появляется некий специфический синдром усталости. Вот почему на линии отслеживается работа не только новичков, но и водителей со стажем. К тем из них, кто пренебрегает Правилами дорожного движения, применяются меры дисциплинарного взыскания, снижается классность, назначается дополнительное обучение и стажировка с последующей контрольной проверкой полученных знаний и навыков. И все-таки в силу своей неопытности в ДТП чаще попадают водители со стажем работы от года до трех лет. В свое время некоторые управляли грузовиками, а специфика вождения автобуса гораздо сложнее. Подъезды к остановкам, пешеходные переходы, пробки…

Действительно, водителям городских автобусов все труднее работать по расписанию, минута в минуту подъезжать к нужной остановке. Совместные с ГАИ мониторинги средств организации движения, замедляющих среднюю скорость на маршруте, показали, что в последние годы в Гомеле дополнительно установлено более 100 «спящих полицейских», появились новые нерегулируемые перекрестки. Все эти препятствия отражаются на движении общественного транспорта, снижают скорость, увеличивают время движения по маршруту.

Как рассказали в автобусном парке, случается, пассажиры жалуются, что автобус сантиметров на 30 не подходит к бордюру. Но мало кто знает, что городские остановки не соответствуют необходимым нормативам. Допустим, длина автобуса МАЗ составляет 18 метров, и чтобы ему подъехать и выравняться, остановка должна быть не менее 25 метров – ровная площадка плюс заход и выход. Но надо учитывать, что на эту остановку одновременно приедет несколько автобусов и троллейбусов плюс маршрутки, которые часто становятся посреди площадки. Так что водителям парка приходится несладко.

Если говорить о причинах совершаемых ДТП, то основные из них – несоблюдение дистанции при маневрировании (габариты автобуса не вмещаются в соседнюю полосу, и происходит столкновение с другим транспортным средством), превышение скорости, движение на красный сигнал светофора, нежелание пропустить человека на пешеходном переходе. Нарушения ПДД фиксируют камеры фотофиксации и видеорегистраторы, которыми оснащены все автобусы парка. Теперь не составляет труда, приехав на место ДТП, просмотреть видеофайлы и получить ответы на заведомо спорные вопросы. Часто полученная таким образом информация передается в Госавтоинспекцию.

Многие участники дорожного движения не подозревают, что попадают в «око» видеорегистраторов, установленных на городском общественном транспорте. Перед носом автобуса они неоправданно тормозят, подрезают, перестраиваются в другой ряд, создавая на городских улицах аварийную обстановку. В результате водитель вынужден резко тормозить, а ведь в салоне пассажиры, которые могут при этом получить травмы. Водители автобусов нередко сами приходят в отдел БД и предоставляют информацию с видеорегистратора, которую затем отправляют в ГАИ. В экстренной ситуации они имеют возможность воспользоваться прямой мобильной связью с диспетчерской парка, благодаря чему специалисты службы БД оказываются на месте происшествия, как правило, раньше, чем сотрудники Госавтоинспекции.

Людмила КОПАТЬ, «ТБ»

Добавить комментарий