Дышите, легкие Европы!

Объект – комплекс болот в Столинском районе.

Уникальный природный комплекс болот в Столинском районе хранит в себе память об истории края с древнейших времен до наших дней.

Когда-то в Беларуси было море. Потом оно превратилось в болота – Ольманские по названию примыкающей к ним деревне Ольманы. А весь континент именует их не иначе как легкими Европы.

Тайна древнего якоря

В 2012 году в полесских СМИ появилась информация: на Столинщине найден якорь из Скандинавии. Оказался он удивительным образом у местного самородка Ивана Супрунчика – резчика по дереву, художника и краеведа, весьма самобытного человека, основавшего редкий этнографический музей в деревне Теребличи.   

Редкий экспонат весом 130 кг местные мальчишки, вытащившие его из воды, уже собирались отправить в металлолом. Чудом взрослые их остановили и находку передали Ивану Супрунчику.

До прихода на Полесье мелиораторов озеро в Ольшанах имело сообщение с Припятью. По соединявшему их узкому каналу ходили лодки, по нему же во время весеннего половодья сплавляли лес. А вот большие суда или баржи в озеро зайти не могли, уверяет местное население. Кто, когда и зачем доставил сюда становой якорь, предназначенный явно не для лодки, остается загадкой.

На очищенном от коррозии полутораметровом штоке угадываются буквы ПК и число, похожее на 1555. Первые, возможно, указывают на изготовителя, второе – на год изготовления. Очевидно, что экспонату не менее 300 лет.

В советском мореходстве такие якоря не применялись – уж слишком они были устаревшими. В мире – более 5 тысяч видов якорей, и они постоянно совершенствуются. Становой якорь-кошку изобрели скандинавские мореплаватели и применяли на торговых галерах, идущих к Черному морю по знаменитому древнему пути «из варяг в греки». Якорь был хорош тем, что надежно врезался лапами в песчаное дно Южного моря. В Одессе имеется музей поднятых со дна якорей. Есть в той коллекции и экземпляры, аналогичные по форме найденному в Ольшанском озере. 

Иван Супрунчик считает, что эта находка и есть наследие части древнего пути «из варяг в греки». Его расцвет приходился на X–XIII века, но сообщение Балтии и Черноморья не прекращалось и после. Теоретически и сейчас с холодных северных морей в теплые южные можно пройти по водным артериям Польши и Беларуси, например, через через Вислу – Западный Буг – Мухавец – Днепровско-Бугский канал – Пину – Припять – Днепр. До недавнего времени говорили о вариантах восстановления этого пути в туристических и промышленных целях.

Пина и Припять – как раз то Полесье, где когда-то было огромное море…

Что писал Геродот?

Перенесемся в глубь веков. Еще до нашей эры, 2,5 тысячи лет назад, Геродот упоминал об огромном водоеме. Географически он совпадал с территорией современного Полесья. А вы думали, откуда у нас добыча и производство морской соли?

Так вот, историки Крашевский и Киркор писали, что крестьяне в пойме Припяти находили якоря и целые суда, причем на весьма большом расстоянии от реки, посреди полей. Откуда они там могли взяться?

Согласно исследованиям ученых, море, о котором одним из первых упоминал Геродот, образовалось в ходе таяния ледников. Судя по тенденции его исчезновения, некогда водоем действительно был огромным. В период расцвета ВКЛ он постепенно превращался в болото.

Дело в том, что белорусское море – по факту, конечно, озеро, ибо было пресным – образовалось в низине Полесья еще при отходе ледников. Там собиралась вода с обширных окрестных территорий, и в итоге несколько тысяч лет назад тут была, по сути, огромнейшая лужа, которой не хватало подпитки реками.

Поскольку водосток был меньше испарения моря, оно стало постепенно мелеть. Вот так мелело и мелело, а в обмеленных частях становилось болотами. Затем высыхали и сами болота. Однако гигантский водоем еще сохранялся на картах 1540, 1562, 1566 и даже 1609 года. Только уже как Сарматское море, ибо Восточную Европу тогда многие называли Сарматией. И именно этим временем датируется наш столинский якорь.

Историки считают, что путь «из варяг в греки» имел общее направление (от Балтии до Черноморья), но разные варианты прохождения. Один, считающийся основным, шел через Смоленск по Днепру. Другой, более короткий, проходил через Полесье. Геродотово море было крайне мелким – не глубже 10 метров. Но для судоходства того времени вполне хватало. И доказательств тому можно найти очень много. Так что нынешние болота Полесья тысячу лет назад действительно были не болотами, а судоходным водоемом.

И пусть сегодня у нас не осталось огромного озера эпохи ледникового периода, зато есть масса небольших озер. Поэтому Беларусь часто называют синеокой. А Ольманские болота – это тоже уникальное наследие периода ледников.

Антон БОЙКО

Окончание в следующем номере

Добавить комментарий