Достояние республики

Районный центр в Минской области привлекает многими достопримечательностями. Здесь есть памятник Софии Слуцкой, часовня Варвары, кафедральный собор святого Архангела Михаила. В Год исторической памяти актуальным будет посещение мемориального комплекса холокоста и памятника погибшим в Великой Отечественной войне. Есть и музеи: краеведческий, этнографии, а также истории слуцких поясов. В каждой стране – свои национальные реликвии. У белорусов это в том числе знаменитые слуцкие пояса. Прекрасный образец декоративно-прикладного искусства стал не только историческим культурным символом, но и современным брендом страны. В белорусских музеях хранятся 11 слуцких поясов разных лет изготовления и разного состояния, а также их многочисленные фрагменты.

Длинные широкие пояса с красивым рисунком и сложным плетением из драгоценных нитей получили распространение на наших землях еще в XVI–XVII веках. Они являлись дорогим аксессуаром мужского гардероба и были доступны только выходцам из высших сословий.

Первоначально пояса привозились с Востока – из Персии, Османской империи, поэтому именовались стамбульскими или персидскими. Созданные в XVIII веке для их производства на территории Речи Посполитой мануфактуры назывались «персиарни». Первая появилась в Несвиже, но по распоряжению великого гетмана литовского Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки в 1750-е годы ее перенесли в Слуцк, который издавна славился искусными ткачами. Она стала наиболее известной на территории современной Беларуси. Мировую известность приобрели и сами изделия.

В конце 1757 года в Слуцк был приглашен знаменитый турецкий мастер Ованес Маджаранц, армянин по национальности. Он некоторое время работал в Несвиже и Ивано-Франковске (тогда Станиславе), в котором проходили обучение два слуцких художника Ян Годовский и Томаш Хаецкий. На следующий год мастер заключил договор с Радзивиллом о создании «фабрики перской» для изготовления «пояса с золотом и шелком» с обязательным обучением местных умельцев. Хотел сделать образцовую мануфактуру, чтобы его изделия не только конкурировали с персидскими, турецкими и китайскими поясами, но и превзошли заморскую продукцию. И он этого добился. К слову, Ованес Маджаранц – прапрадед знаменитого композитора и дирижера Станислава Монюшко. Но в Речи Посполитой он больше был известен как Ян Маджарский. Иностранным мастерам приходилось часто менять свои имена и даже религию, чтобы служить в том или ином княжестве. Сын мастера Левон на рубеже XVIII–XIX веков стал арендатором Слуцкой мануфактуры, где уже работало около 60 ткачей.

Первые пояса делались с восточными узорами. Обучение ткача длилось не менее семи лет. Когда местными мастерами был освоен процесс изготовления поясов, то ими стали использоваться местные мотивы в узорах: незабудки, васильки, ромашки, листья клена, дуба. Сразу вспоминаются строки Франтишка Богушевича:

Цямнее край зубчаты бора…

І тчэ, забыўшыся, рука,

Заміж персідскага ўзора,

Цвяток радзімы васілька.

Во времена расцвета в Слуцке работало до 55 ткачей-мужчин, столько же подмастерьев и прядильщиц. На 20 – 25 станках ежегодно выпускали около 200 поясов тончайшей работы.

Вскоре слуцкие пояса начали копировать на других мануфактурах – в белорусских Гродно, Слониме, Ружанах, Поставах, Кореличах, Шклове, польских Кобылках, Липкове, Кракове, Гданьске, французском Лионе, а также в Австрии. В Москве существовало около 20 шелкоткаческих производств. Но все они не были настоящими слуцкими поясами.

Белорусские ткачи создали свои неповторимые узоры и символичные мотивы, эксклюзивную технологию. Классический слуцкий пояс – это роскошная длинная (до 3,5–4 метров) ткань шириной 35–40 см. Ее повязывали поверх шляхетского костюма, складывая вдвое или скручивая. Ткались пояса из тонких шелковых золотых и серебряных нитей. По краям украшались узорной каймой, а концы – пышным, в основном растительным орнаментом, в котором народные узоры сочетались с восточными мотивами. Пояса изготавливались односторонними (с обратной стороной) и двухсторонними (обе лицевые или одна двухсторонняя с одной изнаночной). Наиболее ценились четырехсторонние. Каждая сторона была разделена на две части с разными цветами.

Настоящий слуцкий пояс мог содержать до 200 г золота: за один такой дорогой аксессуар в давние времена можно было купить несколько породистых лошадей или даже небольшое имение.

Слуцкая мануфактура существовала до 1848 года, пережив третий раздел Речи Посполитой и польское восстание 1830-го. На территориях, вошедших в состав Российской империи, слуцкие пояса вышли из моды и применялись как элемент декорации в костелах. В дальнейшем они стали предметом коллекционирования и были включены в музейные экспозиции как образцы древнебелорусского искусства.

Уникальная коллекция слуцких поясов из Несвижского замка в 1939 году была передана в Государственную картинную галерею Беларуси. Но созданные по специальному заказу Радзивиллов шедевры в начале Великой Отечественной войны исчезли. 

Увидеть слуцкий пояс можно на портрете Войцеха Пусловского, который был владельцем дворца в Коссово. Его автор – талантливый художник Валентий Ванькович. Мотивы слуцкого пояса запечатлены на фонарных столбах вдоль знаменитого проспекта Независимости в Минске. Они созданы по проекту довоенного директора Государственной картинной галереи Николая Михолапа.

Технологии ткачества, которые использовались при производстве слуцких поясов, длительное время считались утерянными. Но по поручению Президента Беларуси была утверждена Государственная программа возрождения технологий и традиций производства слуцких поясов и развития производства национальной сувенирной продукции «Слуцкие пояса» на 2012–2015 годы. Она предполагает исследование их истории, изучение технологии производства аутентичных шедевров на Слуцкой мануфактуре, возрождение их в современных условиях. В 2014 году в Слуцке начали машинное изготовление копий знаменитых поясов, а на предприятии был открыт уникальный музей их истории. Кстати, сегодня в Беларуси всего две ткачихи уникальных произведений прикладного искусства.

Компьютеризированный ткацкий станок разрабатывали сотрудники Витебского государственного технологического университета. Затем его вместе с другим оборудованием около девяти месяцев изготавливали в Германии. Исторические пояса хранятся в музеях Минска, в Гродненском историко-археологическом музее, один – в Минском областном краеведческом музее в Молодечно. Большие коллекции находятся в Государственном историческом музее СССР, Этнографическом музее народов СССР и Эрмитаже, Государственном историческом музее УССР в Киеве и Этнографическом музее во Львове. Есть они в музеях Вильнюса, Чернигова, Варшавы, Кракова, Гданьска, Познани, Лодзи, Парижа и Нью-Йорка.

Подготовила Ольга НИКОЛАЕВА

Добавить комментарий