Достичь консенсуса

Такси остается одним из самых популярных видов транспорта у белорусов

Зимой в сложных погодных условиях традиционно возрастает спрос на услуги автомобилей-такси. В такой период сотрудники Транспортной инспекции уделяют повышенное внимание сфере пассажирских перевозок, особенно соблюдению законодательных требований при их выполнении. Одна из причин заключается в том, что между водителями машин с шашечками и пассажирами порой возникают разногласия, в нюансах которых приходится разбираться контролирующему органу Минтранса.

Через приложение дешевле 

– В Витебской области, как и в целом по стране, увеличилось количество предприятий и индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками пассажиров автомобилями-такси, – говорит ведущий специалист филиала Транспортной инспекции по Витебской области Василий Исаков. – До принятия Декрета № 7 Президента Республики Беларусь «О развитии предпринимательства» от 23.11.2017 данный вид деятельности был лицензируемым, поэтому реальное число субъектов хозяйствования было известно. Сейчас эта деятельность носит уведомительный характер для регистрирующего органа, и мы можем только предполагать, сколько перевозчиков работают в данной сфере.

При этом каждая организация в области перевозок автомобилями-такси имеет свои правила и традиции. В том числе в вопросах формирования тарифов. Пассажир может сколько угодно возмущаться тем, что таксист, которого он вызывал раньше, возил его дешевле, чем тот, что приехал сегодня. Если водители представляют разных перевозчиков, то ничего необычного в этом нет. Привыкли ездить с конкретной фирмой? Что ж, продолжайте делать это и впредь.

Встречаются нюансы, приобретающие системный характер. Например, некоторые пассажиры стали жаловаться на то, что при заказе автомобиля через приложение «Яндекс.Такси» стоимость поездки определяется одной суммой, водитель же включает таксометр и в итоге требует заплатить больше.

– Именно эта тема стала основной в ходе недавнего совещания с перевозчиками такси в Витебском горисполкоме, которое проходило с участием всех заинтересованных ведомств, – отмечает представитель Транспортной инспекции. – Как пояснили представители Министерства по налогам и сборам, если таксист везет пассажира за безналичный расчет, то и сумма поездки составит столько, сколько предлагает приложение. Если пассажир намерен рассчитаться наличными, то водитель обязан включить таксометр. Он показывает реальный километраж, время ожидания и другие параметры. И практически всегда оплата по таксометру выше, чем та, что рассчитывается приложением. В этом случае таксистам рекомендуется руководствоваться показаниями прибора в конкретном автомобиле и обязательно выдавать пассажиру чек.

Правила следует знать

По мнению сотрудника Транспортной инспекции по Витебской области, правилам перевозки в такси нужно обучать не только водителей. Определенной грамотностью должны обладать и пассажиры. Например, в приложении «Яндекс.Такси» необходимо ставить «флажок» у того подъезда, к которому должен приехать автомобиль. В противном случае таксист, подождав не более пяти минут, может спокойно ехать.

Также пассажиры должны помнить, что следует заранее сообщать или отмечать в приложении, если собираетесь ехать с детьми или животными. Есть водители, которые принципиально не возят животных. И если вы заранее не предупредили, могут на законных основаниях вам в этом отказать.

Схожие спорные ситуации возникают при перевозке детей. Причина – в том, что не у каждого водителя такси в автомобиле имеется детское кресло.

– В приложении «Яндекс.Такси» есть услуга «Детское кресло», – поясняет витебская таксистка Екатерина. – Да, это будет стоить чуть дороже. Зато на такой вызов приедет автомобиль, оснащенный детским креслом. Но на практике мамочки экономят, а потом удивляются, почему в машине нет кресла.

Да, в такси можно возить ребенка и без специального устройства. Но при этом его нельзя пристегивать ремнем безопасности. По информации сотрудников ГАИ, он рассчитан на человека ростом выше 150 см. Но некоторые родители, не понимая этого, хватаются за ремень. Я категорически запрещаю это делать.

Таксист может отказать в поездке и нетрезвому. В этих случаях четкого регламента нет. Все определяется визуально. И жалобы на то, что человека, которого вынесли из-за стола, водитель отказался везти, даже не рассматриваются.

Профилактика в действии

В последнее время жалоб на работу таксистов в филиал Транспортной инспекции по Витебской области стало поступать меньше. И это тоже результат контроля, который осуществляется в ежедневном режиме.

– Я много раз выезжал в рейды инспекции. Проверяли машины, которые оформлены именно как автомобили-такси. В каждом таком транспортном средстве выявляли в среднем по четыре-пять нарушений, – рассказывает ведущий специалист регионального филиала Василий Исаков. – Одно из самых распространенных нарушений – отсутствие визитной карточки водителя. Казалось бы, мелочь… Но пассажир должен знать, кто его везет. Многие водители ссылались на забывчивость, когда мы не обнаруживали визитки. Нередко в таких случаях выносили устное предупреждение.

По мнению собеседника, иногда такого рода профилактические мероприятия более эффективны, чем штрафные санкции. Такой пример:

– Остановили однажды водителя такси без аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки в автомобиле. Это серьезное нарушение условий эксплуатации транспортного средства, можно сразу привлекать к ответственности. Вместо этого позвонили руководителю таксомоторной фирмы. Он поблагодарил нас за звонок и отправил к нам механика со всем необходимым. Затем в течение очень короткого времени фирма самостоятельно привела в идеальный порядок все транспортные средства в соответствие с законодательством. Автомобили-такси этого перевозчика долгое время являлись образцом для подражания, а их водители были оснащены папками со всеми нужными для проверки документами.

Руководителям компаний-перевозчиков обязательно надо следить за изменениями в законодательстве. Одно из последних – необходимость проходить предрейсовый медицинский осмотр у врача. Ранее таксисты перешли на приборный контроль, когда механик, отвечающий за выпуск автомобиля, среди прочего предлагал воспользоваться услугами алкотестера. Теперь этого делать нельзя. Проведением медосмотра перед выездом в рейс должен заниматься исключительно медработник. Кроме проверки на возможное алкогольное или наркотическое опьянение, он должен измерить температуру тела, артериальное давление, осмотреть кожный покров.

Также водителям такси нужно знать, что сотрудники Госавтоинспекции имеют право штрафовать их за непристегнутый ремень, а также проверять все документы, что и сотрудники Транспортной инспекции.

Добавить комментарий