Любое упущение может иметь серьезные последствия
Тема качества дорог и транспортного сообщения в нашей стране находится на постоянном контроле на самом высоком государственном уровне. От дорожного покрытия напрямую зависят безопасность движения, комфорт водителей и пассажиров, транспортные затраты перевозчиков. В весенний период первостепенной задачей дорожников является борьба с последствиями зимы, в частности ямочностью, и подготовка дорог к летнему сезону.
Как отмечают специалисты ЛДД № 414 ДЭУ № 41 РУП «Гомельавтодор», предприятие занимается обслуживанием республиканских дорог Гомельщины, с ямочностью проблем нет – трасса М-5 не просто новая, а качественно новая. Однако работы все равно хватает. Ведь в процессе подготовки к летнему сезону дорожникам предстоит навести порядок на объектах сервиса, привести в должное состояние дорожные знаки, барьерное ограждение, здания и производственные базы. Словом, сделать все необходимое, чтобы на автомобильных дорогах республики и вблизи них воцарились чистота и порядок.
Впрочем, как отметил начальник ЛДД № 414 Кирилл Тимошенко, порядок на дороге, равно как и весь подготовительный комплекс мероприятий, непосредственно связан с безопасностью – взять, к примеру, ограждение:
– До 2007 года в Беларуси традиционно применялись металлические барьерные ограждения. Такая конструкция практически исключает возможность выезда транспортных средств на полосу встречного движения. Однако в случае наезда возможны серьезные повреждения автомобилей, травмы водителей и пассажиров. Поэтому специалисты предложили использовать канатный аналог.
Сейчас используются ограждения различных видов, и у каждого – свои функции. Так, одни нужны, чтобы свести к минимуму тяжесть последствий от аварий, другие не дают выйти на проезжую часть пешеходам, третьи останавливают диких животных.
Когда ограждения на дорогах только появились, не оговаривалось, как их устанавливать и каким нормам они должны соответствовать. Но со временем дорожники определили свои подходы к этому вопросу. Прежде чем установить отбойники, оценивались сложность дороги и транспорт, который по ней передвигается. Исходя из этих данных, ставится ограждение определенной удерживающей способности. Проще говоря, более или менее крепкое.
К примеру, если дорога находится вне населенного пункта на открытом месте, будет ощущаться ее большая снегозаносимость. Необходимо, чтобы ограждение продувалось и снег выносился с дороги. Более крепкое следует устанавливать на мостах, путепроводах и там, где много грузовиков. Кроме удерживающей способности, дорожное ограждение испытывается на степень безопасности. Конструкция безопасна, если возникающие при аварии перегрузки на человека, деформация салона или кабины авто не приводят к серьезным травмам водителя и пассажиров. Также в машину не должны попасть части ограждения, сама она – прорвать ограждение или опрокинуться после наезда на него.
Конструкция, установленная на М-5, разработана и запатентована американской фирмой Trinity Industries Inc. Ее начали использовать и в нашей стране. По словам экспертов, она самая травмобезопасная. Но для ее установки существуют определенные условия: достаточно широкая разделительная полоса. Дело в том, что у тросов – большой динамический прогиб: при ударе он отклоняется в сторону до 3,2 метра, и если произойдет ДТП, автомобиль после контакта с тросами выскочит на встречку. По этой же причине применять его на обочине невозможно.
Сам трос сделан из специального сплава, с особым плетением. Несмотря на то что он довольно тонкий, фактов о его разрывах нет. У большинства таких ограждений четвертый уровень удержания – это энергия удара 300 кДж: оно удержит автобус или 10-тонный грузовик на скорости 70 км/ч с углом наезда 20 градусов. Если в тросы врежется тяжелый транспорт, то они его сдержат, но сильно прогнутся, произойдет выезд на встречку. При столкновении авто с тросами они натягиваются, а потом возвращаются на место. При этом вероятность повреждения транспортных средств и пассажиров минимальна.
К плюсам тросового ограждения относятся также его сравнительно невысокая стоимость, отсутствие снегозадержания, легкость монтажа и демонтажа. После повреждения оно очень быстро ремонтируется, это способен сделать один дорожник: достал деформированные стойки, установил в гильзы новые, обратно положил на них тросы, прибором определил их натяжение и при необходимости подтянул. В ЛДД № 414 в год меняют примерно 500 стоек.
По словам начальника дистанции Кирилла Тимошенко, на предприятии разработан четкий план-график выполнения работ, которого строго придерживаются:
– Хочу подчеркнуть, что второстепенных задач в нем нет. Все главные и все в конечном итоге работают на безопасность. Это не только ремонт тросового ограждения, но и поддержание в исправном состоянии освещения трассы, своевременная установка и замена дорожных знаков, очистка бортовых камней и лотков от остатков противогололедных материалов, ликвидация размыва откосов и многое другое. Дорога – это единый организм, и малейшее упущение в поддержании его здоровья может привести к довольно серьезным последствиям.
Пока дорожники трудятся непосредственно на трассе, порядок на подведомственном участке контролирует диспетчер Анна Моложавская – главная хозяйка ДИСа.
С 2003 года в Беларуси внедрена система «Метеомагистраль», которая позволяет анализировать погодные условия и состояние поверхности дорожного полотна. Главный пункт сбора информации приходится на «Минск-автодор-Центр». Основу системы составляет комплекс специального оборудования. Это 72 дорожно-измерительные станции (ДИСы), часть из которых снабжена информационным табло. Зона действия каждой из них – около 50 км, и фактически ими уже перекрыта вся сеть республиканских дорог.
ДИСы измеряют температуру и влажность воздуха, направление и скорость ветра, наличие, вид и интенсивность осадков, инея и росы. Датчики, вмонтированные в дорожное покрытие, отслеживают интенсивность скоростных потоков. Видеокамеры предоставляют картинку в режиме реального времени. А специальные табло напоминают участникам движения о соблюдении скоростного режима, информируют об образовании гололеда и тумана, иных погодных проявлениях.
Наибольший эффект вся эта система дает в зимний период. К примеру, появление гололеда она прогнозирует за три часа до его образования. По итогам обработки данных с ДИСов Анна Моложавская, как и другие диспетчеры, направляет рекомендации в дорожные организации и пользователям дорог. В диспетчерской также выдаются сведения о нагрузках на ось, ограничения на которые вводятся в Беларуси в летний и весенний периоды.
– Трудно, наверное, работать в таких условиях? – спрашиваю у Кирилла Тимошенко, стоя с ним под дождем.
– Дождь дорожника не мочит, дождь дорожника бодрит, – улыбается он в ответ.