В полку машинистов прибыло

В Минском государственном профессионально-техническом колледже железнодорожного транспорта имени Е.П. Юшкевича состоялась торжественная церемония вручения свидетельств на право управления электропоездом метрополитена 14 молодым машинистам. Это – 40-й, юбилейный выпуск учебной группы машинистов для белорусской подземки.

Недавним учащимся колледжа железнодорожного транспорта, которые прошли полный курс обучения и успешно сдали выпускные экзамены, были вручены погоны к форменной одежде с соответствующими знаками различия.

Со словами напутствия перед молодыми людьми выступили директор колледжа Дмитрий Стурлис и начальник службы подвижного состава метрополитена Владимир Семашко. В торжественной церемонии вручения свидетельств от столичной подземки приняли участие должностные лица метрополитена, которые непосредственно отвечают за процесс подготовки и дальнейшей работы машинистов: заместитель службы подвижного состава Станислав Кублицкий, заместители начальника электродепо по эксплуатации – Андрей Какошин (электродепо «Московское») и Денис Иванец (электродепо «Могилевское»). 

Интересно, что 40-я учебная группа была полностью сформирована из работников метрополитена, ранее трудившихся в различных структурных подразделениях подземки, а затем приняли решение стать машинистами. Из 14 выпускников 11 человек в прошлом работали в службе безопасности, по одному – в службе электроснабжения, электродепо «Могилевское», электромеханической службе.

Группа обучалась более семи месяцев – как в стенах колледжа, так и непосредственно в самом метрополитене. В электродепо подземки курсанты изучали техническую часть, проходили поездную практику и отрабатывали алгоритм действий в нештатных ситуациях.

Наилучших успехов в учебе добились Максим Нехайчик, Илья Радоман и некоторые другие молодые машинисты. Как отметил начальник службы подвижного состава метрополитена Владимир Семашко, вся юбилейная учебная группа показала хорошие результаты и нацелена на качественную работу в метрополитене. 

Расскажем подробнее, как проходит отбор кандидатов в машинисты – профессию важную и ответственную, а также процесс обучения курсантов. Обязательным условием при прохождении медицинской комиссии является отличное состояние здоровья. Некоторые справедливо замечают, что отбор в машинисты метрополитена происходит ровно так, как и в отряд космонавтов. В этой шутке есть определенная доля правды. Кандидаты проходят несколько собеседований и тщательное тестирование у психолога метрополитена. Ведь машинист должен быть стрессоустойчивым, иметь хорошую реакцию, быть способным быстро ориентироваться и принимать правильные решения в самых различных нестандартных ситуациях.

После прохождения отбора и успешного зачисления на обучающие курсы учащиеся приступают к изучению общих предметов в колледже железнодорожного транспорта, а спустя некоторое время – к профильным занятиям в электродепо метрополитена. Здесь они постигают правила технической эксплуатации, устройства электропоездов, учатся управлять ими.

Много времени в учебной программе отводится отработке навыков действий машинистов на специальном компьютеризированном тренажере. За время прохождения поездной практики курсанты под контролем машиниста-наставника проезжают не одну тысячу километров.

Нужно отметить, что при обучении в колледже молодые люди получают сразу две специальности. Наряду с профессией машиниста электропоезда метрополитена они осваивают специальность слесаря по ремонту подвижного состава. И это – очень важный момент социальной защищенности работника метро.

Как известно, перед каждым рейсом машинисты проходят специализированный медосмотр. Биологические параметры пациента считывает специальная автоматическая система: давление, пульс, тест на алкоголь – эти и другие показатели должны быть в норме. Иногда по прошествии многих лет напряженной работы на подземных магистралях у машиниста развивается какое-либо хроническое заболевание. Оно в итоге может привести к тому, что машинист не будет допущен к управлению поездом сугубо по медицинским вопросам. В этом случае как раз и пригодится вторая специальность – человек остается в родном электродепо и может успешно трудиться слесарем по ремонту подвижного состава вплоть до достижения пенсионного возраста.

Профессия машиниста – одна из самых престижных, ключевых и ответственных в метрополитене. В часы пик за его спиной в поезде находится от полутора до двух тысяч пассажиров. И за всех он несет ответственность. Причем отвечает не только за доставку от одной станции до другой, но и за безопасность людей на время поездки в составе. От профессиональных и уверенных действий машиниста в нештатных ситуациях могут зависеть, возможно, даже жизни людей.

Именно поэтому к машинистам подход особый. Наряду с профессионализмом, высокой дисциплиной, организованностью их учат мыслить рационально и аналитически, принимать самостоятельные решения. Соответственно и заработная плата у людей этой профессии достойная, предусмотрены также расширенный социальный пакет и возможность полноценного отдыха между сменами.

В двух электродепо метрополитена находятся дома отдыха для машинистов. Здесь они могут не только переночевать в комфортных условиях, но и принять душ, перекусить, посмотреть телевизор. Утром сотрудник дома отдыха в назначенное время будит машиниста, чтобы тот мог привести себя в порядок, позавтракать и снова отправиться в рейс. Причем позаботилось руководство метрополитена и о тех, кто завершает рабочую смену далеко за полночь, после постановки поездов в тупики в тоннелях на линиях. Вблизи таких станций метро с тупиками (в шаговой доступности) арендуются квартиры. Здесь ночью машинист может полноценно отдохнуть и утром снова выйти на очередную смену.

Среди действующих очень много работников подземки, которые начинали свою трудовую биографию в различных службах и электродепо метрополитена, а затем поступили на обучение в железнодорожный колледж. Они глубоко осознанно делают этот выбор – хорошо знакомы с условиями труда и отдыха машиниста, в немалой степени привлекают и социальные гарантии. Например, зарплата машиниста первого года «службы» составляет около 2400 рублей. С увеличением стажа работы по управлению составами под землей, повышением классности по специальности значительно возрастает денежное довольствие. К тому же профессия машиниста является ключевой в метро и почетной. Отношение к таким специалистам в трудовом коллективе подземки, начитывающем сегодня более 5000 сотрудников, очень уважительное.

Добавить комментарий