Дешево, да гнило

Вечером 11 декабря на перекрестке улиц Правды и Смоленская в Витебске водитель такси сбил несовершеннолетнего. 14-летний подросток пересекал проезжую часть так, как учили родители и школа: по пешеходному переходу. Куда в это время смотрел 56-летний таксист, еще предстоит выяснить. Школьник получил серьезные травмы и был доставлен в больницу.

По иронии судьбы именно в этот день я находился в рейде с сотрудниками филиала Транспортной инспекции по Витебской области, в ходе которого мы обращали внимание на работу таксистов.

Привыкли?

В последнее время в оперативных сводках милиции автомобили-такси фигурируют настолько часто, что это обстоятельство уже воспринимается как обыденность.

А ведь еще совсем недавно таксисты считались самыми дисциплинированными водителями. Куда подевалось мастерство? Судите сами: с начала года по вине витебских таксистов совершено около двух десятков учетных ДТП с пострадавшими. Можно предположить, что количество неучетных, где, к счастью, все обошлось без травм, – в десятки раз больше. 

В областном управлении ГАИ сообщили еще одну цифру: на счету витебских таксистов и «маршрутчиков» – больше четырех тысяч правонарушений с начала года. Наиболее частые – игнорирование скоростного режима, проезд перекрестков на запрещающий сигнал светофора, опасное маневрирование. Бывают «шалости» посерьезнее – в центре города, на площади Победы, инспекторы остановили такси, водитель которого был пьян и в таком виде перевозил пассажиров. 

В конце ноября на улице Воинов-интернационалистов 34-летний таксист на «Фольксвагене» не справился с управлением и врезался в «Тойоту». За рулем иномарки, «попавшейся» под руку нетрезвому извозчику, была женщина, в салоне – ребенок. К счастью, они не пострадали. А вот такси перевернулось. Его пассажиру вызвали скорую, а водитель в это время… сбежал. Милиционеры нашли виновника аварии дома. Причем в нетрезвом виде. Молодой человек объяснил: выпил якобы уже после ДТП. В отношении таксиста составили сразу три протокола: за употребление спиртного после аварии, управление автомобилем без водительского удостоверения и бегство с места дорожно-транспортного происшествия.

Почему так происходит? Люди без прав и каких-либо ограничений по своему физическому состоянию перевозят пассажиров, прикрываясь обозначенными под такси автомашинами. Кстати, в вышеописанной ситуации витебчанин заявил о том, что он… безработный. Надо ли привыкать к таким историям?

Профилактика

Вместе с ведущими специалистами филиала Транспортной инспекции по Витебской области Олегом Кошельковым и Александром Соболевым мы едем через центр города. Автомобили-такси – на каждом углу: сзади, по бокам и впереди. От машин с желтыми полосами и фонарями рябит в глазах.

– Мы можем проверить лишь внешнее и внутреннее оформление автомобиля-такси, – сразу расставляет точки над «i» Олег Кошельков. – Это наличие желтых полос по всей длине автомобиля с учетом геометрии кузова, фонаря, таблички с наименованием перевозчика и его УНП. Внутри машина должна быть оборудована таксометром, средством контроля налоговых органов, визитной карточкой водителя. Полностью эти требования изложены в законе о перевозках пассажиров. А вот выявлять нелегальных перевозчиков могут только сотрудники налоговых органов, с которыми мы периодически выезжаем в рейды. Чтобы установить нелегала, одних подозрений недостаточно. Нужно еще подтвердить и задокументировать сам факт перевозки. Так что сегодняшнее мероприятие носит исключительно профилактический характер.

Несколько проверенных сотрудниками Транспортной инспекции автомобилей нареканий не вызвали. А вот один из таксистов, заметив наш интерес к его машине, быстро ретировался в неизвестном направлении. Мы не стали его догонять: вдруг это действительно вызов?

– Несколько лет упорной борьбы с нелегальными перевозчиками автомобилями-такси, и к концу прошлого года мы добились заметных успехов, – говорит заместитель начальника филиала Транспортной инспекции по Витебской области Константин Рой. – Порой, чтобы выявить нелегала, надо было ночь ездить по городу. Однако не всегда такая «охота» заканчивалась удачно. В сфере данных перевозок пассажиров был наведен определенный порядок. Но после того, как этот вид деятельности перестал быть лицензионным, перевозчики расценили смягчение законодательства как вседозволенность.

– А сколько сейчас в Витебске автомобилей-такси? – интересуюсь у Константина Владимировича.

– Думаю, на этот вопрос вы не найдете ответа. Когда эти перевозки были лицензионным видом деятельности, в городе в разное время работало от 500 до 700 машин. В Витебском горисполкоме даже собирались вводить квотирование, опираясь на эти цифры. Сейчас регистрация данного вида деятельности носит заявительный характер – достаточно направить уведомление в местные органы власти. Кто считает и суммирует эти уведомления? Исходя из того что мы видим, сейчас в городе работает более одной тысячи автомобилей-такси.

Возить – и никаких гвоздей!

Что сегодня творится на рынке таксомоторных перевозок в Витебске? Ответ на этот вопрос можно узнать, поговорив с таксистами различных служб. Сейчас их в городе немало –
и представителей крупных компаний, и более мелких. Неудивительно, что в итоге – острая конкуренция и ожесточенная борьба за пассажира. Таксисты с готовностью говорят всякие гадости о конкурентах. И из этих разрозненных рассказов можно составить цельное мнение.

– Не знаю, может, в Минске таксисты и процветают, но в Витебске мы потихоньку загибаемся, – говорит водитель одной из служб такси, который представился Александром. – До прихода в 2016 году службы ProTaxi – сервис 72-20 – таксисты могли заработать за день около 100 рублей. ProTaxi сбила цены наполовину. Потом появилось такси «Максим» – еще минус 30%. Более того, заработало «Яндекс.Такси». И сейчас мы зарабатываем около 25–30 рублей за день. Если, не дай бог, еще какой-нибудь Uber здесь появится, вообще по цене маршруток будем людей возить.

Законы рынка – суровые. Таксисты в условиях жесткой конкуренции вынуждены держать низкие цены. Чем ниже цена, тем выше вероятность поездки. Повысить выручку можно только за счет увеличенного в разы количества поездок. И чем быстрее водитель выполнит заказ, тем больше у него на счету будет поездок, а значит, выше зарплата. Вот почему в погоне за деньгами о Правилах дорожного движения некоторые водители особо не задумываются. Желтый сигнал светофора у них давно негласно превратился во второй зеленый.

В таксисты сегодня идут те, кто рассчитывает на служебный автомобиль, и владельцы собственных авто, желающие заработать лишнюю копейку к зарплате. Последние работают по удобному для них графику и просто делятся доходом с организацией, предоставляющей им поддержку диспетчера. Разве будет кто-то там отслеживать наличие водительских удостоверений? Лишение прав формально «безработного» остается незамеченным. Да и по отношению к официально трудоустроенным требования со стороны владельцев бизнеса пассажироперевозок зачастую явно занижены.

Чтобы работать в службе такси, необходимо иметь водительский стаж не менее двух лет, медсправку, документ, предоставляющий право на перевозку людей – так называемую «карточку таксиста», если автомобиль оборудован газобаллонным оборудованием, то разрешение на его использование. Как показал наш рейд, формально эти требования соблюдаются.

Но что происходит на практике. Стаж два года – это срок с момента получения водительского удостоверения. Владельцев сервисов мало интересует, ездил ты на машине или водительские права лежали на полке.

– Я получил права перед армией в ДОСААФ. На службе автомобилем управлял несколько раз. Когда вернулся, пытался найти работу в строительной сфере. Не получилось. Поработал недолго менеджером по продаже товаров. Понял: это не мое. А тут наткнулся на объявление о работе в такси. Позвонил. Меня оформили за один день. Выдали и «карточку таксиста», и разрешение на использование газобаллонного оборудование. После за оказанные услуги высчитали 70 рублей из зарплаты, – рассказывал мне молодой таксист.

Получается, что парню, который и на собственном автомобиле опасался ездить первое время, доверили новую служебную машину и жизни пассажиров. Смело, однако!..

Когда я готовил этот материал, то поделился своими наблюдениями с соседом – водителем с 20-летним стажем.

– Я уже давно опасаюсь за свою жизнь, когда сажусь в такси. И не потому, что практически все таксисты имеют склонность к лихачеству. Многие из них машину просто не чувствуют! – заявил он.

Вокзал

В ходе нашего рейда мы подъехали к железнодорожному вокзалу. На стоянке такси стояло несколько автомобилей, в основном добротные. Их водители с удовольствием пообщались со мной.

– Мы здесь с девяностых стоим, – говорит солидного вида мужчина. – То, что происходит сейчас в сфере таксомоторных перевозок Витебска, ни в какие ворота не лезет! Если вам нужны нелегалы, то могу подсказать и конкретные машины, и водителей, и диспетчерские, которые обеспечивают им ежедневную работу. За счет чего у них низкие тарифы? Водители не проходят медосмотр, работают на личных автомобилях без страховки и техосмотра, часто без таксометра и средств контроля налоговых органов. Экономия на всем. На зарплатах водителей в том числе. Сегодня в Витебске – переизбыток водителей, которые хотели бы работать, и «господа» этим пользуются. Не нравится – увольняйся! Они думают, что всегда найдутся люди, которые будут работать за кусок хлеба, платить 60 рублей аренды и жить в той машине… О требованиях режима труда и отдыха уже все забыли.

В это время на станцию Витебск прибыл очередной поезд, и мои собеседники с предложением «Кому такси?» помчались перехватывать пассажиров.

К слову, недавно из Минска возвращалась моя дочь с мужем и маленьким ребенком, и им надо было ехать в новый микрорайон Билево-2. Вокзальные таксисты, схватив ее за руку, сразу предложили за свои услуги восемь рублей. Но, как жительница Витебска, знающая местные расценки, она позвонила оператору, которого считает надежным, и поездка обошлась в четыре рубля.

Сегодня складывается парадоксальная ситуация. От железнодорожного вокзала можно добраться в любой конец города на такси за три-четыре рубля. Если в машине поедут четыре пассажира, то в среднем это даже окажется дешевле, чем на маршрутке.

Автовокзал

На стоянке находилось несколько автомобилей-такси. Водителей в них не было. Десять минут ожидания потрачены впустую. Мы предположили, что они тоже где-то бегают в районе автотерминала в поисках клиентов. Но предположение к делу не пришьешь. Может, они в кафе обедают?

Машина подъехавшего чуть позже водителя, явно не полностью удовлетворяла требованиям – плафон на крыше есть, а желтые полосы по всей длине отсутствуют.

– Я сегодня не работаю. На автовокзал приехал по личным делам, – заявил водитель.

– Так снимите фонарь.

– Не могу дотянуться, спина болит. Может, поможете?

Инспекторы аккуратно сняли фонарь с крыши и передали его водителю. Тот, что-то буркнув себе под нос, покинул территорию автовокзала. Ничто не помешает ему вернуть фонарь на место сразу после того, как он скроется с наших глаз.

– Скорее всего, нелегал, – делает вывод Олег Кошельков. Но доказать это он не может.

Например, специальный маячок на крыше многие объясняют как подсветку, а еще недавно общепринятые опознавательные знаки в виде желтых номеров отменены. Необязательны для таксистов и путевые листы. Разрисованный кузов с номерами телефонов и названием фирмы владельцы машин объясняют своим добровольным и сугубо безвозмездным желанием помочь любимым операторам такси с рекламой: я, мол, сам извозом не занимаюсь. Клиент в салоне? Да нет, в качестве пассажира – мой друг, брат или сват… Доказать обратное сложно.

Пришел «Максим», ну и…

В последнее время в социальных сетях Витебска появилось огромное количество нелицеприятных отзывов о работе службы такси «Максим».

«Мы пытались вызвать такси. Звонили во все службы. Из-за плохой погоды в тот момент все машины были заняты, о чем честно говорили операторы. Вызвали такси «Максим». Но водитель приехал не туда, хотя адрес нами был дан точный. Более того, он захотел, чтобы мы пошли его искать. При этом четко объяснить, где именно он стоит, не мог. Но когда он все-таки нас нашел, мы были в шоке. Во-первых, он не понимал, почему мы так нервничаем. По его мнению, 30 минут ожидания на улице – ерунда! Говорил, что нервничать вредно. А сам в это время не мог ввести в навигатор легкий адрес пункта назначения. Во-вторых, в ходе поездки начал возить нас кругами. Мы сами прекрасно знали дорогу, говорили ехать прямо, однако он поворачивал и вез в сторону. Когда приехали в пункт назначения, сумма поездки составила 3,99 рубля. Я дала ему 10 рублей. Водитель достал четыре рубля и сказал, что больше денег у него нет. У меня к тому моменту было одно желание: быстрее выйти из машины и больше данным сервисом такси никогда не пользоваться! Я взяла ту сдачу, что нашлась у водителя, и ушла. Никому не посоветую данного перевозчика!» – так описала свою поездку жительница Витебска.

«Отвратительное обслуживание. Машина приехала через 15 минут после вызова, но, пока я к ней шла, на моих глазах в нее сели другие пассажиры и уехали. Когда попыталась прояснить ситуацию у диспетчера, мне было сказано: подождите еще! Мол, сейчас водитель высадит клиентов, что забрал перед вами, и вернется. Как вы понимаете, никто за мной не вернулся. Что это за сервис и отношение к клиентам?» – написала еще одна витебчанка.

«Где берут водителей, которые работают в такси «Максим»? Начну с того, что водитель приехал не через 6 минут, как было заявлено, а через 16, из-за чего я опоздала на работу. Завез меня он не по тому адресу. Если точнее, остановился, как автобус, на остановке и молча ждал, пока я выйду. Хотя до пункта назначения нужно было еще подъехать. Когда ему указала на это обстоятельство, он трижды пытался подъехать к нужному дому, но в итоге все равно подвез не туда. Потом стал орать, что я могла бы и пройтись немного. Когда сказала, что напишу жалобу, он ответил: «Хоть две!» Хамство и ужасное обращение, испорченное настроение и опоздание на работу – вот что я получила от этой поездки!» – это тоже реальный отзыв о работе данной службы такси.

Но наиболее интересен другой документ, выложенный в сеть оскорбленной жительницей Витебска, о работе сервиса 7003 «Максим».

Это ответ на жалобу: «Под коммерческим названием «Сервис «Максим» в г. Витебске» действует ООО «Фрахт МА-Могилев». Общество безвозмездно оказывает заказчику информационные услуги, направленные на внесение заказа в программно-информационный комплекс и информирование заказчика об исполнении заказа.

ООО «Фрахт МА-Могилев» не является таксомоторной организацией, самостоятельно не оказывает заказчику услуг по доставке пассажиров и багажа, перевозке грузов или каких-то других транспортных услуг, мы лишь посредники между лицом, желающим осуществить поездку, и водителем.
Вы, заказав транспортное средство посредством приложения, приняли условия правил работы сервиса, которые расположены на официальном интернет-сайте в разделе «Правовая информация».

Вся ответственность за некачественное оказание услуги доставки лежит на водителе. Он отвечает за юридические последствия, которые вызваны его действиями по отношению к заказчику. К сожалению, Ваша ситуация явилась примером того, как человеческий фактор может повлиять на те или иные жизненные обстоятельства. Уверяем Вас, что в произошедшем вины нашего сервиса нет. Автомобиль был подан в соответствии с заказом, стоимость поездки была известна Вам и водителю. Действия водителя с нашей стороны объяснению не поддаются.

Мы сожалеем о случившемся. Каждый подобный случай рассматривается индивидуально. Нами принимаются меры по минимизации последствий некачественного оказания услуг водителями. Одной из таких мер является компенсация стоимости поездки. На лицевой счет, с которого Вы осуществляли заказ, Вам зачислены деньги, которые можно использовать для оплаты следующих поездок.

Благодарим Вас за информирование и небезразличное отношение к сервису «Максим». Смею Вас уверить, что сервис ежедневно проводит колоссальную работу по улучшению качества предоставления услуг. Надеемся на Ваше понимание и дальнейшее сотрудничество!

С уважением, директор ООО «Фрахт МА-Могилев» С. А. Курневич».

В этом ответе – вся суть о работе сервиса «Максим» в Витебске: мы ни за что не отвечаем.

В ходе рейда мы обнаружили автомобиль с рекламой сервиса «Максим». Водитель объяснил, что таксомоторными перевозками не занимается, а рекламировать сервис ему никто не запретит.

Безответственность и отсутствие четких законодательных рамок дают возможность самовольничать на нашем рынке услуг такси даже тем операторам, которые сегодня зарегистрированы в России и предоставляют нашим нелегальным извозчикам исключительно информационное обеспечение. Они руководствуются правилом: в борьбе за прибыль все меры хороши. А кто ответит за жизнь людей?

Рынок все рассудит?

Весной этого года делегация транспортников Беларуси изучала опыт пассажирских перевозок в Латвии. Нам рассказали, что заниматься частным извозом там запрещено.

В Риге периодически проводятся конкурсы для предприятий на обслуживание пассажиров автомобилями-такси. Сейчас там перевозкой пассажиров занимается всего несколько компаний. Но делают они это на высоком уровне. Правда, и цены на такие услуги достаточно высоки.

В Витебском горисполкоме решили: все рассудит рынок. Благодаря высокой конкуренции чувствуется избыток автомобилей, резко упали цены на перевозку людей, ухудшается качество обслуживания, появились проблемы с безопасностью перевозок, а профессия таксиста нынче и вовсе перестала котироваться – в некоторых фирмах за день устраивается и увольняется до десятка человек.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий