Деловой подход

Что должен знать и уметь водитель пассажирского транспорта

Сегодня сесть за руль маршрутки может далеко не каждый. Перевозить пассажиров и управлять авто с более чем восемью пассажирскими местами позволяют права с открытой категорией D. Такое удостоверение можно получить только после прохождения в течение нескольких месяцев теоретической и практической программ.

Кроме того, водителям, выполняющим автомобильные пассажирские перевозки, в обязательном порядке необходимо раз в пять лет проходить курсы повышения квалификации. Это нормальная практика: меняются правила, требования, техника. Поэтому знания и навыки надо периодически освежать, ведь речь идет о жизни и здоровье людей.

При переподготовке водители изучают основы управления транспортным средством, безопасность, правила дорожного движения и перевозки пассажиров, режим труда и отдыха, охрану труда. Это все необходимо, чтобы пассажир чувствовал себя комфортно и в безопасности. Ведь, согласно правилам перевозки пассажиров, предусмотренным нашим законодательством, ответственность за неправильную перевозку возлагается на водителя.

Немаловажно, что на таких курсах большое внимание уделяется практике, где отрабатываются разные приемы торможения, работа с заносами и всем известная «змейка». Эти упражнения являются одним из наиболее полезных для реальных дорожных условий. Научившись их выполнять и поняв траекторию движения автомобиля, водитель сможет уверенно чувствовать себя на дороге в любых даже самых сложных ситуациях.

Начальник автошколы Центра подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров «Белдорстрой» Михаил Ярошко подчеркивает, что в целях обеспечения безопасности дорожного движения, согласно законодательству, водители должны проходить обучение каждые пять лет. К слову, в настоящее время организация имеет сертификаты соответствия на осуществление квалификации водителей автобусов и маршрутных такси, занятых на перевозке пассажиров.

Как рассказывает Михаил Ярошко, теоретическая программа включает вопросы безопасности движения – например, особенность управления в различных дорожных условиях:

– Большое внимание уделяется правилам перевозки пассажиров и требованиям безопасности, а также соблюдению требований режима труда и отдыха. Это особенно актуально для сферы перевозок маршрутными такси, где не все перевозчики добросовестно к этому вопросу подходят.

Говоря о безопасности дорожного движения, собеседник отмечает, что данная тема является приоритетной. На уроках детально и наглядно разбираются конкретные примеры. Практические занятия проходят на специальном автодроме. 

О практических аспектах управления пассажирским транспортом Михаил Ярошко рассказывает так:

– Водителям автобусов и маршруток важно четко понимать габариты транспортного средства. Бывает, работает человек многие годы, но не всегда их чувствует. Для отработки таких навыков мы используем проезд по габаритному тоннелю, подъезд к ограничителю, маневрирование. Навыки торможения практикуются как на обычной дороге, так и в условиях скользкого покрытия, когда автобус целенаправленно вводится в занос. Лучше бы в жизни, конечно, этого не пришлось делать, но уметь надо.

Экзамены проходят в несколько этапов. Первый – психологические тестирования на память и концентрацию внимания. Вторая часть – компьютерное тестирование ПДД. И на завершающем этапе – практический экзамен, включающий испытания на автодроме: разгон и торможение у препятствия, а также заезд в бокс задним ходом в условиях ограниченного времени.

В отличие от обычного легкового транспорта, где можно более активно маневрировать, деятельность, связанная с перевозками пассажиров имеет определенные нюансы и ограничения. Так, необходимо учитывать, что в салоне пассажиры не всегда пристегнуты. Резкое торможение или маневр может привести к травмам. Поэтому каждый водитель должен быть профессионалом своего дела и постоянно улучшать навыки.

Работа маршрутных такси и поведение водителей на дорогах – самая обсуждаемая тема последних месяцев. Ясно одно: безответственное отношение транспортных компаний к перевозке пассажиров – вопрос, открытый и требующий оперативного принятия серьезных решений. И халатное отношение к теме безопасности будет грозить перевозчикам самым серьезными последствиями.

Напомним, по республике продолжаются рейды ГАИ и Транспортной инспекции, по результатам которых в Беларуси могут внести изменения в Правила дорожного движения для маршрутного транспорта.

Добавить комментарий