Дали просохнуть

Как на Витебщине оберегали весеннее дорожное полотно от осевых нагрузок

После зимы автодороги уязвимы перед большими нагрузками. Им как минимум надо дать просохнуть. Именно по этой причине ежегодно весной вводятся временные ограничения нагрузок на ось транспортных средств.

За время действия временных ограничений на отдельных участках дорог Витебщины специалисты Транспортной инспекции выявили шесть водителей, чья невнимательность обернулась штрафными санкциями в размере 13 342 рублей, и составили шесть административных протоколов по статье 18.37 КоАП
Транспортники с первых дней введения ограничений активно включились в работу… и не выявили в первые три дня ни одного нарушителя

В щадящем режиме

В этом году в каждой из областей республики временные ограничения нагрузок на оси вводились с учетом фактического состояния дорог и местных метеоусловий. Страна большая – ровнять под одну гребенку состояние дорожного покрытия в западных, центральных и восточных регионах опрометчиво. В Витебской области, к примеру, сезонные ограничения на республиканских дорогах действовали с 15 марта по 5 апреля. И касались лишь определенных участков трех дорог: Р-3, Р-46 и Р-113.

На автодороге Р-3 (Логойск – Зембин – Глубокое – граница Латвийской Республики) не допускалась нагрузка на ось свыше 8 тонн на участках км 79,857 – км 136,482, км 136,65 – км 137,035, км 142,934 – км 168,26, км 169,009 – км 173,148, км 176,550 – км 238,31.

На Р-46 (Лепель – Полоцк – граница Российской Федерации), где на отдельных участках сейчас ведется капремонт, а на других – реконструкция, ограничения нагрузки в 6 тонн на ось вводились на участке км 71,646 – км 131,534.

На Р-113 (Сенно – Бешенковичи – Ушачи) ограничения до 6 тонн на ось действовали на участках км 2 – км 31,3, км 35,4 – км 39, км 63,3 – км 103,8. Контроль за соблюдением этих требований вели сотрудники Транспортной инспекции (ТИ).

По словам руководителя регионального отдела автомобильного и весогабаритного контроля филиала ТИ по Витебской области Юрия Шилько, транспортники с первых дней введения ограничений активно включились в работу… и не выявили в первые три дня ни одного нарушителя. Перевозчики явно знали о введении ограничений, соблюдали установленные нормы нагрузок на ось, а кому-то, куда более осведомленному или за счет сарафанного радио, удавалось объезжать посты ТИ стороной. Хотя, возможно, сказалось и то, что эти дороги не отличаются высокой интенсивностью движения.

«Учитывая, что участки с ограничениями нагрузок на ось находились далеко от областного центра, мы командировали сотрудников регионального отдела контроля в г. Витебске в Докшицы, Глубокое, Браслав и Полоцк. В этом регионе были выявлены пять нарушителей. Соответственно вынесено пять постановлений по статье 18.37 КоАП – нарушение порядка участия в дорожном движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств. Каждое нарушение предусматривает минимальный штраф в размере пяти базовых величин. Кроме того, взимается плата за каждый километр пути с перегрузом по дорогам, где введены ограничения. Всего в период временных ограничений на вышеперечисленных участках дорог установлено шесть нарушителей. Невнимательность водителей в общей сложности привела к уплате ими штрафных санкций в размере 13 342 рубля. Это – кроме шести административных постановлений по статье 18.37», – поясняет Юрий Шилько.

Кстати, даже на этих дорогах были сделаны исключения из правил для транспортных средств и самоходных машин, осуществляющих перевозки пассажиров, живых животных, цветов, грузов гуманитарной помощи, дорожных битумов, бетонных и асфальтобетонных смесей, опасных грузов, зерна, комбикормов, семян рапса, семенного фонда, молока и молочных продуктов, а также грузов, перевозимых в специализированных грузовых транспортных средствах с изотермическим кузовом (изотермических фургонах, рефрижераторах и цистернах), для сохранности которых требуется соблюдение специального температурного и санитарно-гигиенического режимов.

Также ограничения не касались транспортных средств, выполняющих перевозки отходов животного происхождения для их утилизации и переработки. Естественно, ограничения не действуют и в отношении техники, которая задействована на работах по содержанию, ремонту и развитию (возведению, реконструкции) автодорог общего пользования.

Компромисс

Как отмечают в РУП «Витебскавтодор», в условиях недостаточной прочности дорожного покрытия и ограниченного финансирования сезонные ограничения движения тяжеловесных транспортных средств по осевым нагрузкам – это то, что обеспечит сохранность дорог при эксплуатации. И весной такие ограничения вводятся отнюдь не случайно. В этот период максимально увлажняется грунт земляного полотна, в результате чего снижается прочность покрытия. По данным экспертов, способность грунта воспринимать нагрузки от автотранспортных средств в весенний период снижается на 50–70%.

Но, как показывает практика, в этом деле не все однозначно. В то время, когда для большинства наших сограждан весна ассоциируется с первой зеленью, прилетом птиц и наступлением долгожданного тепла, для многих бизнесменов, работающих в сфере производства, автотранспортных услуг или логистики, ассоциации совсем не столь радужные. Ограничения по допустимой нагрузке на ось ведут на ряде предприятий к снижению объемов производства. Страдают целые отрасли экономики.

Весной для строительства начинается «горячий» сезон, когда требуется поставка большого количества стройматериалов в разные города нашей страны, на объекты, возводимые как на бюджетные, так и на заемные средства. Фактически жесткие ограничения остановили бы работу на ряде объектов. Вот и приходится правительству, облисполкомам и дорожникам постоянно искать компромисс, делая всевозможные исключения из правил.

Кордоны против контрабанды

«Современные требования, связанные с сезонными ограничениями нагрузки на ось, не настолько сложны, чтобы их не исполнять, – уверен Юрий Шилько. – Учитывалась не только необходимость защитить дороги, но и интересы экономики. Красноречивый пример – ограничений вблизи областного центра в этом году вообще не вводилось».

Наибольшее число нарушителей витебские транспортники в этот период выявили на дороге Р-114 (Городок – Улла – Камень), которая и так запрещена для транспорта с нагрузкой на ось свыше 6 тонн. И именно ее полюбили дальнобойщики, сокращающие путь, следуя с автодороги М-8 (Граница Российской Федерации – Витебск – Гомель – граница Украины) со стороны поселка Езерище в сторону Полоцка или Минска.

«Там мы и сейчас задерживаем тягачи с автоприцепами, которые заезжают со стороны РФ, невзирая на запрещающие знаки, – поясняет Юрий Шилько. – И чаще нарушают почему-то иностранцы. Задерживали граждан Азербайджана, Казахстана, России. Все водители заявляют, что забыли сопоставить вес автомобилей с грузом и информацию об ограничении нагрузки на ось в 6 тонн».

Тесно взаимодействует филиал ТИ и с представителями региональной таможни. Таможенники постоянно задерживают на местных дорогах фуры, которые контрабандой пытаются доставлять грузы в Россию. В последнее время так возят польские груши. И практически во всех случаях перевозчики контрабанды платят еще и за проезд по местным дорогам с перегрузом.

«4 и 5 апреля на Витебской таможне мы взвесили три автомобиля, – рассказывает Юрий Шилько. – И в каждом – превышение нагрузки на ось. Общая сумма штрафов – более 5 тыс. рублей. Плюс каждому водителю вынесено постановление в размере пяти базовых величин по статье18.37 КоАП».

Решением Витебского облисполкома ограничения нагрузки на ось на местных дорогах будут действовать до 30 апреля. Там тоже для каждой из них – свои требования и исключения.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий