«Вас обслуживает старый, опытный камикадзе…»

Маршрутные такси всегда в зоне особого внимания – водители именно категории D стали слишком уж часто попадать в оперативные сводки. Переполненные салоны, превышение скоростного режима, удручающее техническое состояние – все это ведет к непоправимым последствиям на дороге.

На фото: По наблюдениям специалистов Транспортной инспекции, наиболее матерые маршрутчики-«нерегуляры» зачастую весьма правдоподобно маскируются под водителей регулярных маршруток

Объективности ради, с маршрутками ситуация сейчас менее печальная, чем была, скажем, пару лет назад. Все-таки городские перевозчики трудятся в основном согласно букве закона. Тем не менее тут еще работать и работать контролерам всех уровней, возможно, ужесточая наказание за безответственность.

На днях инспекторы межрайонного отдела ГАИ выехали на самые оживленные улицы Гомеля, чтобы проверить, все ли маршрутчики соблюдают требования Правил дорожного движения. Визуально оценивалось физическое состояние водителей, проверяли наличие необходимых документов, особое внимание уделяли прохождению предрейсового осмотра, а также перевозке пассажиров сверх установленного числа. За два часа выявили 12 нарушений ПДД. Основные – перевозка пассажиров сверх установленного числа и высадка их вне остановочного пункта.

Кроме того, нередки проезды на красный свет, непредоставление преимущества в движении пешеходам, игры в «шашки», резкие маневры и выезды на полосу встречного движения.

Сгоревшие лампочки

Так что же заставляет водителей рисковать своей выручкой и репутацией? Хотя последнее, как выясняется, понятие не просто спорное…

К примеру, летом минувшего года на улице Интернациональной в областном центре гос- автоинспекторы проверяли маршрутки и обратили внимание на резкий запах алкоголя в салоне одной из них. Водитель – 48-летний
гомельчанин – признался, что накануне вечером употреблял спиртное. Выйти утром на маршрут помог знакомый, который вместо него прошел медосвидетельствование. По результатам освидетельствования уже по инициативе ГАИ концентрация абсолютного этилового спирта в крови мужчины составила 0,98 промилле.

В итоге на водителя составлен административный протокол, маршрутка помещена на охраняемую стоянку. «Административку» получил и работник, ответственный за допуск к управлению транспортным средством.

В погоне за выручкой водители микроавтобусов порой забывают, что обязаны следить за техническим состоянием авто. Причем речь идет как о малозначительных дефектах, таких как перегоревшие лампочки в фарах, так и о неисправностях, способных повлечь серьезное ДТП, например, недостаточно эффективной тормозной системе. Проверяющие выдают компании-перевозчику предписание об устранении неисправности, а должностное лицо штрафуют за допуск машины на маршрут.

Перегруз

Передвигаться в салоне стоя, держась за поручни, категорически запрещается. Итогом любого мелкого ДТП при этом могут стать как минимум разбитая голова и сломанные конечности. Однако бывали и такие ситуации: завидев вдали сотрудника Транспортной инспекции (ТИ), водитель останавливал маршрутку, а пассажиры быстро покидали салон. Именно те, что ехали стоя, держась за поручни.

Маскировка под «регуляров»

Специалисты ТИ рассказывают, что довольно распространенное нарушение в сфере маршрутного такси – это когда нерегулярные перевозчики маскируются под «регуляров». Хотя первые могут обслуживать только частные заказы: развозить туристические группы, например, или гостей на свадьбе, выполнять разовые перевозки. Маршрутки же регулярных перевозок имеют четкий график и маршрут движения и обязаны их соблюдать. Кроме того, у них должна быть лицензия, установлено навигационное оборудование, позволяющее контролировать движение по маршруту, соблюдение ПДД и режим труда и отдыха.

Во время рейдов акцент сотрудники ГАИ и ТИ делают на соблюдении законодательных норм при пассажироперевозках. К примеру, во время одного из рейдов были выявлены две маршрутки, выполнявшие рейсы вне согласованного с «Гомельоблпассажиртрансом» расписания. У водителей вместо карточек маршрутов были их копии, отсутствовали GPS-трекеры, по которым оператор мог бы отслеживать перевозчиков. То есть фактически выполнялись скрытые нерегулярные дополнительные перевозки.

Кстати, в случае с нерегулярными маршрутками может быть и такое: водитель просто скажет, что везет друзей. Поэтому тут остается только рассчитывать на порядочность пассажиров, что они не начнут вторить легенде. Во-первых, безопасность и здоровье должны быть в приоритете. Во-вторых, если человек следует на нерегулярной маршрутке в командировку, бухгалтерия на работе ему потом не вернет деньги за билет: чек не будет соответствовать нормам.

Чисто юмор

Из коллекции «маршруточного» юмора: «Вас обслуживает старый, опытный камикадзе…», «Остановки говорите заранее и громче, водитель глухой, и ему нужно время, чтобы поставить протез на тормоз», «Мамаши, сажайте на руки 5-летних детей, а не 16-летних придурков», «Внимание! В случае сильного хлопка дверью автоматически активируется механизм метания монтировки. Будьте бдительны!».

Есть в этой коллекции еще один перл: «Водитель не осьминог, всем сразу сдачу дать не может». Пусть редко, но и билеты тоже. О последних он порой и вовсе забывает. Так, как бы невзначай. А пассажирам вроде и не нужно.

Возникает другой вопрос. Дорога – территория непредсказуемая, а автомобиль – средство повышенной опасности. Случиться может всякое. И тогда именно пассажир становится заложником ситуации. Ведь билет – это своего рода страховой полис от несчастных случаев. И единственное доказательство того, что ты именно в это время находился именно в этой маршрутке, а не просто рядом стоял.

Сдачи нет

А пока и у перевозчиков к пассажирам есть претензии. И одна из них – про плату за проезд. Как выяснилось, некоторые водители высаживают пассажира, если у того при себе только крупные купюры и дать сдачу они не могут. А некоторые, напротив, везут их бесплатно, проявляя редкостный для предпринимателя альтруизм. И пассажиры, быстро это усвоив, начинают кататься с одной и той же купюрой, например 100 рублей, каждый день.

Впрочем, эти жалобы на нелегкую и безрадостную водительскую долю налоговики отметают сразу. Ведь каждый водитель может на начало работы иметь при себе официально определенную сумму рублей. Именно для того, чтобы своевременно и четко расплачиваться с пассажирами.

…Меня удивил один молодой водитель, у которого во время рейда в салоне были замечены те самые «безбилетники». На вопрос, как же так получилось, он ответил: «Да как обычно…» Предложили пояснить: «А как обычно?» И молодой человек смутился вконец: «Можно, я не буду отвечать на этот вопрос? Правда, мне очень стыдно».

Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»

Добавить комментарий