Цена вопроса – чья-то жизнь

В Беларуси заканчивается акция «Гостехосмотр». В одном из рейдом с работниками Госавтоинспекции Витебска участвовала корреспондент «ТБ» Светлана Залесская. Подобные мероприятия нацелены на привлечение внимания автолюбителей к необходимости поддержания своих машин в технически исправном состоянии. Однако этот рейд вышел за условные рамки и скорее стал образцом ежедневных суровых и беспокойных будней офицеров дорожно-патрульной службы.

Без сюрпризов не обошлось

Август в Придвинье выдался дождливый, так что угадать с погодой было непросто. Но нам с экипажем патрульного автомобиля № 202 удалось выкроить погожие часы. Зато приключений на смену старшего лейтенанта милиции инспектора второго взвода роты ДПС МО ГАИ УВД Витебского облисполкома Игоря Иванова и его начинающего коллеги из первого взвода Валентина Ладыженского выпало хоть отбавляй.

Рейд по техосмотру был в самом разгаре, как вдруг именно этот экипаж срочно перебросили в отдаленную деревушку Витебского района для оказания помощи в задержании автомобиля, совершившего ДТП и скрывавшегося от правоохранителей. Служба у блюстителей дорог непредсказуема как сама жизнь. Помчались на выручку районным коллегам.

На иномарку, которую разыскивали несколько недель, гаишники вышли по звонку неравнодушного гражданина. Оказалось, прежний ее владелец продал автомобиль, но с переоформлением не спешил, а тот возьми и попади в историю. От ответственности за дорожно-транспортное происшествие попытался скрыться, по сути, подставив человека, на которого зарегистрирована иномарка. Но дорожная милиция в этой путанице разобралась, вычислила, кто на момент ДТП на самом деле находился за рулем, а транспортное средство арестовала. Правда, для препровождения его на штрафстоянку пришлось пересесть за баранку этого авто члену нашей рейдовой группы Валентину Ладыженскому.

Мы с Игорем Ивановым планировали тем временем продолжить рейд по проспекту Витебска и уже подъезжали к намеченному месту, однако новый тревожный сигнал по рации снова нарушил планы. На этот раз речь шла буквально о жизни и смерти человека.

Наш патрульный автомобиль оказался ближе других к мосту Блохина через Западную Двину. Взревевшая сирена и мигалки мгновенно расчистили путь к виадуку, и через минуту-другую мы уже тормозили у группы взволнованных горожан, крепко вцепившихся в паренька лет двадцати. Рядом с ним валялась едва початая бутылка водки, из-за плеча порядочно охмелевшего «героя», видимо, оприходовавшего незадолго до этого другую поллитровку, робко выглядывала такая же нетрезвая девица. Это ей парень хотел доказать свою любовь, спрыгнув с моста: не любишь, дескать, тогда утоплюсь у тебя на глазах – самоубийство будет на твоей совести. Благо проходившие мимо женщины успели схватить за одежду потенциального самоубийцу, а седой велосипедист даже врезал ему по физиономии, дабы привести в чувство.

– Я умышленно это сделал, чтобы вернуть его к действительности! – признался мужчина.

Очухавшийся «прыгун» пытался качать права с удерживавшим его старшим лейтенантом милиции. Не растерявшийся Иванов вызвал подмогу из Первомайского РОВД, на территории которого случилось происшествие, и передал его подоспевшим коллегам. Удивительно, но пыл мальчишки на глазах угас, он смирно забрался в уазик и голоса не подал, пока милиционеры опрашивали свидетелей. А мы с Игорем Ивановым продолжили рейд.

Кому денег не хватает, кому – секса

Странные попадались в этот день водители, задержанные за непройденный техосмотр. Автослесарь СТО так и заявил: не еду туда из-за недостатка секса. Буду, дескать, сполна удовлетворен, тогда и к диагностам пожалую. Волей-неволей задумаешься, что ему важнее диагностировать: собственное психическое здоровье или автомобиль. Может, такие мысли приходят в связи с недавним инцидентом на мосту и надо смотреть на ситуацию с юмором? И все же…

Следующий «клиент» угодил на пассажирское сиденье патрульного авто для выписки протокола в микрорайоне Билево. Иномарка, которой управлял молодой, если не сказать юный водитель, вывернула из-за угла многоэтажки и попала под раздачу.

– Да машина-то не моя, – говорит парнишка. – Друг попросил порулить. Он рядом, в салоне. Я про наличие страховки у него спросил, а про техосмотр как-то не догадался.

– А не вас ли, молодой человек, я штрафовал недавно возле торгового центра «Грин» за передачу управления бесправнику? – уточнил инспектор роты ДПС.

– Ну да, меня. Я на пустой стоянке учил свою девушку вождению, – не отрицал «штрафник».

– Вы собственные права лишь полгода назад получили, а уже дважды успели засветиться. Пока неважный опыт для инструктора. Будьте осторожны, если думаете серьезно заниматься вождением, – посоветовал старший лейтенант и пригласил для оформления протокола владельца не имеющей допуска к движению иномарки.

Тот безоговорочно согласился на наказание. Ехал-то он в своем авто на пассажирском месте, не пристегнутый ремнем безопасности.

А вот у девушки за рулем авто, остановленной инспектором ДПС на этой же развилке, стоит поучиться: две малышки в салоне были аккуратно закреплены в удерживающих устройствах и весело болтали. Сразу видно: такой способ передвижения для них привычен и неудобств не создает.

Орлиный глаз

В процессе рейда Игорь Иванов не переставал поражать своей наблюдательностью и бдительностью. И не только в умении безошибочно определить, у кого из водителей с техосмотром нелады, но и мгновенно реагировать на негативные обстоятельства на дороге.

Едем, к примеру, по оживленной Ленинградской улице, а он умудряется заметить, что пассажир движущегося впереди авто не пристегнут. Тот только руками разводит: и как вы уследили, я же на мобильник отвлекся и забыл о ремне, но вы-то сзади ехали?! Заметил Игорь и бредущего через проезжую часть пожилого подвыпившего пешехода, пока проводил предупредительную беседу с водителем, не пропустившим чуть ранее на перекрестке другого пешехода. Шофер не притормозил, опасаясь выбиться из плотного потока транспорта, и инспектор на первый раз его просто предупредил, а вот наглого выпивоху привлек к ответственности.

– Ничего удивительного в моей наблюдательности нет. Она вырабатывается с опытом, как у любого сотрудника ГАИ, привычного к службе на дороге. За пять лет я многому научился, стал настоящим профессионалом, – улыбается мой собеседник. – А опыт – дело наживное. Вот мой напарник Валентин – пока новичок, стажер, можно сказать. Пройдет время, и он свое ремесло освоит в полной мере. Все получится. Видно по тому, как старается.

Валентин Ладыженский действительно с заметным усердием несет свою службу, чрезвычайно вежливо беседуя с каждым водителем. Откровенно говоря, и опытные его коллеги тоже отличаются тактичностью и завидным спокойствием. Поначалу такому поведению способствовали нововведения, связанные с обязательным несением службы с включенным видеорегистратором, закрепленным на груди, хотя для большинства это и раньше было привычкой. Теперь же видеорегистраторы, призванные когда-то дисциплинировать сотрудников ГАИ, выполняют скорее функцию адвоката в случае конфликтных ситуаций.

Береженого бог бережет

Думается, не менее полезен и своевременно пройденный техосмотр, да только не все водители с этим согласны.

Не верил в его необходимость и 24-летний водитель служебного автобуса одного из витебских предприятий, угодивший на больничную койку из-за неисправности автомобиля с просроченным техосмотром. Автобус ехал 7 июня вечером по проспекту Черняховского, когда случилось ЧП. Перегревшаяся жидкость в системе охлаждения двигателя через заткнутое тряпкой отверстие вырвалась наружу, как горячий гейзер. Кипятком ошпарило сидевшего за баранкой шофера. Его с ожогами доставили в областную больницу. И можно считать огромной удачей, что в тот роковой момент никто не угодил под колеса автобуса.

Да, на Витебщине ДТП из-за неисправности автомобилей довольно редки, но не исключены. А в Беларуси в целом за прошлый год на 13 процентов выросло число аварий из-за технических неполадок машин. Количество жертв в таких авариях увеличилось почти на 67 процентов, раненых – на 74 процента. В 2019 году зарегистрировано восемь аналогичных ДТП, в которых три человека погибли и 27 получили ранения. Отнюдь не утешительная статистика.

Между тем в прошлом году работники ГАИ выявили более 195 тысяч фактов участия в дорожном движении транспортных средств без пройденного техосмотра. Повторно в течение года за такое нарушение задержали 75 тысяч владельцев авто.Только за пять дней с начала проведения текущей акции «Гостехосмотр» без ТО задержано 200 тысяч водителей! Они готовы платить штраф, но «не сдаваться», не задумываясь толком о цене вопроса, стоящего кому-то жизни, кому-то – здоровья.

– Активно пополняют эти ряды водители Витебщины. Скажем, 8 августа в поле зрения госавтоинспекторов попало 164 таких шофера, причем 65 из них – повторно; 9 августа – 172 и так далее. В среднем ежесуточно за отсутствие техосмотра автомобиля выявляем до 200 водителей, почти каждый третий – попадается повторно в течение года, – констатирует факты инспектор отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Витебского облисполкома Василий Чепик.

За державу обидно…

А очереди к ДС не просто редеют, зачастую отсутствуют. По данным УП «Белтехосмотр», за 7 месяцев этого года количество выданных разрешений сократилось на 8 процентов. Распространено мнение, что основной причиной стало введение так называемого дорожного сбора, средние размеры которого – около 200 рублей.

Многие водители отказываются его платить, считая завышенным. К сожалению, вопрос об уплате сбора частями до сих пор не решился, а ситуация на дорогах накаляется.

По словам начальника филиала УП «Белтехосмотр» в Витебской области Вильгельма Кишковского, безответственное отношение игнорирующих посещение станций диагностики автовладельцев, не слишком озабоченных техническим состоянием автомобилей, может негативно отразиться на системе безопасности дорожного движения в целом.

Вильгельм Вильгельмович считает, что в силу создавшейся в системе «Белтехосмотра» ситуации государственная казна хронически недобирает огромные суммы, а значит, недисциплинированные автовладельцы умышленно наносят ощутимый урон государству. Этого можно было бы не допустить или серьезно снизить потери, если бы Госавтоинспекция систематически, а не от акции до акции работала над проблемой вместе с «Белтехосмотром». В августе, к примеру, сотрудники филиала УП «Белтехосмотр» в Витебской области провели 37 весьма эффективных совместных с ГАИ рейдов.

Одними предупреждениями перевоспитать закоренелых неплательщиков никогда не удастся. Тут нужны радикальные меры. И наказание в виде штрафа – не ради наказания, а во имя большой задачи по укреплению безопасности дорожного движения и сохранения жизней ни в чем не повинных людей.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ТБ»

Добавить комментарий