Что день грядущий им готовит?

А готовит он сотрудникам филиала Транспортной инспекции по Гомельской области новые заботы. Причем по всем направлениям. Поскольку, увы, сознательность наших автомобилистов весьма далека от идеала. Вот и приходится эту самую сознательность повышать. И порой очень даже ощутимым штрафом.

Сколько раз мы с сотрудниками филиала Транспортной инспекции по Гомельской области выезжали в рейды, уж и не сосчитать. Причем в любую погоду и в любое время года. Практически после каждого из них, особенно тех, где мне приходилось выступать в роли подсадной утки, я говорила себе: «Все, с меня хватит!» Но когда спустя некоторое время вновь слышала в телефонной трубке хорошо знакомый голос, приглашающий принять участие в очередном «приключении», то задавала только один вопрос: когда?

Спросите почему? Да потому что это на самом деле интересно. Интересно прежде всего наблюдать за работой профессионалов. И понимать: что-то все же меняется. Пусть не так быстро, но меняется. Причем в лучшую сторону.

И вот мы в очередной раз стоим на трассе. Кстати, среди водителей бытует мнение, что лучше два раза встретиться с ГАИ, чем один раз с Транспортной инспекцией. Так считает и подавляющее большинство пассажиров и грузоперевозчиков, держащих свой путь по территории Гомельской области. Причем не без основания. А встречаться-то приходится! Ну, а если уж они работают в тандеме! Вот только небольшой пример.

В период с 15 июня по 31 августа было проведено семь совместных мероприятий работников управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Гомельской области с сотрудниками ГАИ Гомельского облисполкома на территории Гомеля и области, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом в международном сообщении. Проверено транспортных средств – 31. Выявлено нарушений – 19. Составлено семь актов о проведении мероприятий технического (технологического, поверочного) характера. Вынесено постановлений:

– по ст. 18.26 ч. 2 – два (нарушение требований законодательства к использованию контрольного устройства (тахографа), которое может повлечь искажение или утрату данных о режиме труда и отдыха водителя);

– по ст. 18.26 ч. 3 – семь (нарушение водителем транспортного средства установленного режима труда и отдыха при выполнении автомобильной перевозки);

– по ст. 18.12 ч. 4 – одно (управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, а также управление мотоциклом, мопедом либо перевозка на них пассажиров без мотошлемов или с незастегнутыми мотошлемами).

…Никак не могут найти компромисс наши перевозчики. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что не только наши. Ведь в удельном весе штрафов, которые благодаря сотрудникам отдела контроля транспортной деятельности поступили в бюджет страны, именно платежи за нарушение режима труда и отдыха занимают более половины. И, увы, несмотря на все увеличивающиеся суммы этих самых платежей, водители упорно стремятся проехать как можно больше и как можно дальше, не давая «ни сна, ни отдыха измученной душе». Последствия же такого трудового энтузиазма могут быть самыми печальными.

Причем нарушают все. Тут даже нельзя привязываться к каким-либо отдельным странам. Это скорее вопрос дисциплинированности самого водителя. А такие вот недисциплинированные, к сожалению, бывают везде. Причем у нас привлекают к ответственности только самого водителя. А в некоторых странах пошли гораздо дальше – за своего работника отвечает непосредственно и перевозчик.

Одни водители нарушают установленные нормы труда и отдыха, другие не выполняют требования законодательства к использованию контрольного устройства (тахографа). За подобные нарушения ст. 18.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

И гражданин Турции с наложением этого штрафа безропотно согласился. На не очень хорошем русском языке он попытался объяснить сотрудникам транспортной инспекции, что просто выбился из графика в связи с масштабными дорожными работами на территории сопредельного государства. Вот только объяснить ему местоположение ближайшего отделения банка, где этот самый штраф необходимо оперативно оплатить, в связи с языковыми проблемами оказалось совершенно невозможно. Но сотрудники транспортной инспекции посадили незадачливого водителя в служебный автомобиль и отвезли по адресу.

Конечно, многие международные перевозчики вполне законопослушны и при нарушении тех или иных требований беспрекословно признают свою вину. К ним применяются штрафные санкции по наименьшему пределу. А вот те, кто упорствует либо неоднократно попадается на нарушениях, вынуждены платить по полной.

Появился такой недовольный на дороге и на этот раз. Водитель легковушки весьма бурно начал выяснять, по какому такому праву его посмели остановить. Причем настолько бурно, что сотрудник Госавтоинспекции пригрозил даже вызвать наряд.

И здесь как раз возникает вопрос о полномочиях. В Польше, например, сотрудникам аналогичных служб разрешено применять против особо беспокойных нарушителей спецсредства. В том числе и наручники. Наши же сотрудники Транспортной инспекции из всего арсенала средств воздействия могут использовать только слово. Потому что есть в данной службе такой документ, как «Положение о профессиональной этике и поведении работников Транспортной инспекции», разработанное и внедренное на основе многолетней работы с кадрами.

Впрочем, есть и такие случаи. Можно было бы счесть их даже забавными, если бы во главе угла не стояло откровенное хамство и пренебрежение законом. Сотрудники отдела контроля транспортной деятельности остановили российского перевозчика. А он протягивает им водительское удостоверение… прикованное к машине цепью. В самом прямом смысле этого слова. Более того, водитель наотрез отказался покидать автомобиль.

На дороге больше всего «гнут пальцы», как ни странно, наши граждане. Хотя им-то уж точно должны быть известны все нормы и правила. Грешат этим в основном молодые водители.

Встреча с сотрудниками транспортной инспекции в планы некоторых водителей просто не входит. А потому они и стараются ее избежать всеми силами и средствами. Порой изощренными. Порой – наивными. Ну типа «не заметил, что мне кто-то подавал сигнал остановки». Причем среди таких неподчинившихся также граждане самых разных стран: Литвы, Эстонии, Польши, Хорватии, хотя и лидируют все же наши соседи по СНГ. И белорусы тут подают не лучший пример. Как отмечают в Транспортной инспекции, в частной беседе, когда задаешь вопрос, почему не остановились, ответы бывают совершенно непредсказуемые. Кроме «не видел», еще и «не знал, что это сотрудники транспортной инспекции», «не хотел, очень спешил».

Что же касается помощи, то однажды сотрудникам отдела контроля пришлось помогать… утке. Она вместе со своими утятами подошла к обочине. Естественно, даже при уменьшенном потоке автомобилей миновать трассу живой шансов у нее не было. Тогда мамаша с надеждой посмотрела на сотрудников, дежуривших тут. И они остановили движение, дав возможность семейству благополучно перебраться на другую сторону.

И так бывает…

Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»

Фото Сергея Тарасова

Добавить комментарий