Быть долгожителю!

МОСТЫ БЕЛАРУСИ

Говорят, мосты соединяют не только берега рек, но и сердца людей. Человечество построило огромное количество самых разнообразных мостов, которые порой поражают воображение. Некоторые считают, что мост – понятие философское…

Сегодня речь пойдет об одном из сооружений, которое не является архитектурной ценностью и не притягивает взгляды туристов, но имеет стратегическое значение. В настоящее время много техники и трудовых ресурсов брошено на важнейший объект – автомобильный мост через реку Сож под Гомелем на автодороге М8/Е95 Граница Российской Федерации (Езерище) – Витебск – Гомель – граница Украины (Новая Гута). Он был сдан в эксплуатацию в 1981 году и являлся объездным для автомобилей, следующих из Европы в Россию и обратно. Долгие годы мост исправно служил пользователям, хотя и не был рассчитан на такой большой трафик тяжелого автотранспорта. В итоге активный грузовой поток вместе с коррозийными повреждениями привел сооружение к износу. В мае минувшего года Белорусский дорожный научно-исследовательский институт «БелдорНИИ» признал мост аварийным, а 30 августа движение всех транспортных средств по нему было закрыто и пущено в обход. Об этом водителей информировали схемы и дорожные знаки.

Нельзя сказать, что внимание специалистов не обращалось на этот мост ранее. В свое время согласно Государственной программе «Дороги Беларуси» на 2015–2019 годы разрабатывалась проектно-сметная документация на строительство автодороги из четырех полос от кольца за агрогородком Красное до Новой Гуты. В ней было три очереди, вторая из них предусматривала реконструкцию сооружения возле Бобовичей. Но, к сожалению, в 2013 году в связи с отсутствием финансирования работы были прекращены.

  Какова же ситуация с этим популярным среди пользователей автомобильным мостом сейчас? Об этом – в интервью с главным инженером РУП «Гомельавтодор» Сергеем КОНАКОВЫМ.

Но прежде – несколько слов о нем.  Сергей Конаков родился в Гомеле. Окончил Гомельский государственный дорожно-строительный техникум (нынче колледж) и Белорусский государственный политехнический институт (нынче БНТУ). Трудовую деятельность начал еще до службы в армии в Крическом ДСУ № 20 Могилевского облдорстроя. Отдав долг Родине, вернулся в город над Сожем, где продолжил работу в дорожной отрасли. В РУП «Гомельавтодор» трудится с 1992 года. Работал начальником отдела технического надзора, с ноября 2013-го является главным инженером предприятия.

– Сергей Викторович, чтобы проект дал эффект, необходимо финансирование, так как одно и второе тесно увязаны между собой. Как финансируется строительство нового моста?

 – По принятому 2 августа 2018 года распоряжению из резервного фонда Президента Республики Беларусь на ремонт моста через Сож выделено 28,3 миллиона рублей. На текущий год – дополнительно еще 10 миллионов. Объект предусматривает два пусковых комплекса. Первый – строительство нового моста, разборка аварийных пролетов старого сооружения, возведение подходов. Второй пусковой комплекс предусматривает устройство пролетных строений существующего моста. По предварительным подсчетам общие затраты превысят 100 миллионов рублей. 

Документация, разработанная в 2013-м, не соответствует нынешним строгим требованиям. Тем более что ранее речь шла о реконструкции, а теперь – о строительстве. А без проектно-сметной документации согласно законодательству мы не имеем права приступать к работе. Хотелось бы отметить, что на уровне Совета Министров было принято решение разрешить вести работы с параллельным проектированием до подготовки соответствующего указа Президента. Кстати,  и на сегодняшний день окончательно проект еще не готов, но государственное предприятие «Белгипродор» продолжает  оперативно работать над ним.  Документы одновременно проверяются на соответствие требованиям и нормативам, утверждаются, и практически сразу на их основании ведется работа на объекте. По графику полный пакет архитектурных документов должен быть готов в июле-августе.

 – Какие работы по возведению сооружения ведутся в настоящее время?

 – Строительство моста в самом разгаре. Работы проводятся круглосуточно, четко и слаженно. Сейчас можно видеть практически все основные процессы возведения 15-метровых опор: первая и восьмая – береговые, третья и четвертая – русловые, находящиеся в воде. Согласно плану работы на всех необходимо завершить уже к маю. Также идут работы по отсыпке подходов по левому берегу и подготовке площадки под стапель на правом берегу реки. Песок туда завозится из карьера «Новобухаловское». Всего задействованы шесть грузоподъемных кранов и другая техника, а также более 100 высококвалифицированных специалистов из филиалов ОАО «Мостострой», ОАО «Дорожно-строительный трест № 2, г. Гомель».

 – Из каких материалов пролеты строящегося моста и что вы можете сказать о его так называемой дорожной одежде?

– Пролеты из специального металла нам поставляет выигравшая на бирже белорусская фирма «Протас», с которой заключен контракт. Их стоимость – порядка 17–18 миллионов рублей. Металлические пролетные строения будут собираться на берегу реки, где для этого готовится специальная площадка.  Что касается дорожной одежды, то могу с уверенностью сказать: она будет соответствовать самым строгим требованиям и состоять из наиболее износоустойчивых материалов. Так что новый мост будет безопасным, прочным, долговечным и удовлетворит требования самых взыскательных пользователей.

– Сергей Викторович, каким образом будут разбираться аварийные пролеты и что с ними будет после этого?

 – Определенно можно сказать, что взорвать этот мост, как сделали на реке Припять в Житковичском районе, по разным причинам не получится. Как бы ни было, аварийные пролеты будут сняты и разделены на фрагменты, а после их транспортировки – раздроблены и утилизированы.

– Строительство моста – дело тонкое, учитывающее множество нюансов, в том числе и природных. Вот, например, паводок…

– Возможный паводок также принимается во внимание. Поэтому труженики трех филиалов ОАО «Мостострой» и двух филиалов ОАО «ДСТ № 2, г. Гомель» работают на объекте не покладая рук, на совесть. Следует отметить их организованность и четкость в выполнении поставленных задач и высокое качество работ. На левом берегу Сожа, где большее опор, с высокой отдачей трудятся мостовики – специалисты из МСУ № 1, МСУ № 2 и дорожные строители из ДСУ-17. Здесь установлен бетонный узел. Сюда подвозят цемент, щебень и песок и изготавливают цемент для заливки опор. На правом берегу реки работают специалисты из ДСУ-1 и МСУ-4. Все эти организации входят в состав ОАО «Управляющая компания холдинга «Белавтодор» и имеют большой опыт в возведении важнейших объектов.

 Благодаря общим усилиям вторая и пятая опоры практически построены, работы на третьей и четвертой – в завершающей стадии, остальные – береговые. Работы с опорами планируем завершить к маю. Чтобы не допустить нарушений технологии, на объекте постоянно находятся сотрудники технического надзора и службы технического качества, от которых не ускользнет ни одна деталь.

В заключение хотелось бы отметить, что мощности задействованных на объекте организаций и профессиональный уровень кадров при полном финансировании позволяют ввести мост в эксплуатацию раньше запланированного на 2021 год срока. Это новое металлическое сооружение, длина которого – 562,6 метра, может прослужить целый век. Так что стоять мосту 100 лет!

Валентина ШИНКЕВИЧ, «ТБ»

Добавить комментарий