Баня на большой дороге

Государство намерено поддерживать темпы развития придорожного сервиса

Развитие придорожного сервиса в нашей стране – один из традиционных поводов для хлопот как государства, так и бизнеса. Учитывая транзитный потенциал Беларуси, ставку на придорожную инфраструктуру у нас делали давно и регулярно. Лично глава государства не раз, не два и даже не три рекомендовал: построй кафе у трассы, готовь драники, заваривай чай, корми и пои проезжающих. С чаем традиционно получше, чем с драниками, но это детали. Поступательное движение есть, пусть и не без проблем.

Сервисная инфраструктура всегда будет отставать от ожиданий потребителя,
которому вечно хочется через каждые 25 км и многозвездочный ресторан
с ценами заводской столовки, и столь же «звездатый» мотель, и SPA-центр,
и стрип-бар для «дальнобоев». К счастью, кое-где появились бани, как
у деревни Пасевичи Пинского района на км 420 трассы М-10

Министерство транспорта и коммуникаций и крупнейшие операторы придорожного сервиса 20 марта ознакомили общественность с предварительными итогами его развития. Главный итог озвучил замначальника главного управления автодорог Минтранса Сергей Леончик: «У нас создана понятная нормативная база, которая регулирует особенности развития сферы услуг придорожного сервиса. Мы стоим на страже этой стабильности для того, чтобы любой инвестор, который захочет участвовать в строительстве или покупке какого-то готового бизнеса понимал, что условия хозяйствования сегодня и через 10–15 лет останутся одинаковыми». Стратегия остается неизменной, придорожные услуги по-прежнему в приоритетах.

Много или мало?

В предыдущие два десятилетия многие споры вокруг объектов придорожного сервиса (ОПС) в Беларуси сводились к тому, много или мало этих ОПС насчитала статистика. Так вот, это смотря, из чего исходить. С точки зрения количества автомобилей и густоты дорожной сети статистика выглядит убедительно, но всегда недостаточно.

Изначально привлекательность темы придорожного сервиса для инвестора базировалась на транзитном потенциале – двух трансъевропейских транспортных коридорах, пересекающих территорию страны (II «Запад – Восток» и IX «Север – Юг»). Вот тут уже есть простор для подсчета и предметного разговора, начиная с интенсивности движения в тысячах машин в сутки. В профессиональной среде этот разговор велся, но общество и СМИ оперировали в основном субъективными критериями: простыни в мотеле несвежие, сосиска в тесте невкусная, порции в кафе детские, на автомойке очередь и т.п. Сейчас коридор II оказался под ударом из-за военно-политической обстановки, а коридор IX встретил переориентацию транспортных потоков с менее развитой инфраструктурой, чем хотелось. Форс-мажор, бывает.

В Европу своим ходом

Коль скоро основной транспортный коридор, проходящий через Беларусь, нацелен на Европу, не стоит удивляться тому, что ведущим игроком в развитии придорожной инфраструктуры и сервиса у нас, как и в Европе, оказалось государство. Минтранс раз в пять лет утверждает генеральные схемы развития придорожного сервиса, действующая охватывает период с 2021 по 2025 год.

В отдельных странах Европы (Италии, Франции, Швейцарии и пр.) государство не то что строит генеральные планы и разрабатывает стандарты ОПС, а зачастую прямо навязывает инвесторам, например, типовые проекты придорожных комплексов, обязательный набор объектов в них и перечень услуг.

Притча во языцех – густота сервисной инфраструктуры: различные страны ЕС регулируют расстояние между зонами отдыха по-разному, но в Западной Европе обычно речь идет о 30–40 км, в Польше – 40 км, у нас в былые времена звучала и цифра в 25 км, сейчас дело обстоит более гибко, в зависимости от вида объекта.

Стандартизация интервалов между объектами имеет смысл только в случае стандартизации предлагаемого набора сервисов, а стандартизированный набор сервисов ведет к развитию сетевых структур, как и в розничной торговле.

Судя по словам начальника отдела организации торговли и общепита главного управления торговли Миноблисполкома Елены Чеботарь, это уже осознается: «Сейчас потребитель хочет видеть комплекс услуг – это и гостиница, и места отдыха. Например, организация детских площадок, чтобы семья могла какое-то время отдохнуть и ехать дальше по назначению. Поэтому в 2024–2025 годах планируется в Несвижском, Борисовском и Логойском районах открытие комплекса объектов, которые предусматривают, помимо питания, и другие услуги».

Что до модных в прошлом десятилетии разговоров про массовый приход в придорожный сервис малого и среднего бизнеса (МСБ), то они никогда не лишены смысла. Но всегда нужно договаривать: МСБ обычно оживляется тогда, когда на площадку уже зарулил крупный инвестор, а государство вложилось в инфраструктуру и наобещало льгот. Это как в торговом центре: без якорного арендатора работает он так себе.

Сервисный клуб по-белорусски

Получается, даже развиваясь по европейской модели, отечественный придорожный сервис волей-неволей эволюционирует в направлении модели американской – когда топ-10 сетей придорожного фастфуда и топ-10 сетей придорожных мотелей практически совпадают. Но у нас небольшая страна и не так много крупных сетевых компаний, которые могли бы вкладываться в новые объекты, имея на руках готовые бизнес-модели и регламенты. Тем не менее, если вы открываете АЗС, наверняка возникнет резон в открытии магазинчика: одна потребность неизбежно влечет за собой другую, появляется шанс, что комплексный подход сформируется естественным путем, через якорные ОПС.

20 марта эту закономерность описал директор РУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» Александр Драгун: «На АЗС клиентам предлагается широкий спектр услуг – магазины, кафе, стоянки легковых и грузовых автомобилей, посты подкачки шин, пылесосы, зарядка электромобилей, зарядка гаджетов, площадки для караванинга, бесплатный Wi-Fi, такие услуги, как страхование, оплата проезда по платным дорогам Беларуси и т.д.».

Завершим осторожным прогнозом: развитие придорожного сервиса в Беларуси будет идти поступательно; главное – чтобы не прекращалось. Но экономическая конъюнктура меняется быстрее, чем транспортная и сервисная инфраструктура, поэтому система ОПС всегда будет отставать от ожиданий потребителя, которому вечно хочется через каждые 25 км и многозвездочный ресторан с ценами заводской столовки, и столь же «звездатый» мотель, и SPA-центр, и стрип-бар для «дальнобоев», и еще много всякого. Об истоках этих мечтаний, навеянных опытом не Европы, а Америки, «Транспортная безопасность» расскажет в ближайших номерах.

Справка «ТБ»

Генеральная схема развития придорожного сервиса на 2021–2025 годы рекомендует расстояние между охраняемыми стоянками 50–100 км, АЗС – 30–60 км, СТО – 80–250 км, пунктами постоя – 100–200 км, пунк-
тами общепита – 30–60 км.

Справка «ТБ»

По данным на март 2024 года, сектор придорожных услуг представлен более чем 430 АЗС, 58 гостиницами, 77 СТО, почти 600 точками общепита, примерно 500 торговыми объектами, 21 кемпингом, 45 автомойками и т.п.

Справка «ТБ»

В Беларуси на конец 2022 года в личной собственности граждан находилось 2 млн 974 тыс. 303 легковые машины, или 323 автомобиля на 1000 жителей. Густота автодорог оценивается в 456,63 км на 1000 кв. км.

Сервисная инфраструктура всегда будет отставать от ожиданий потребителя, которому вечно хочется через каждые 25 км и многозвездочный ресторан с ценами заводской столовки, и столь же «звездатый» мотель, и SPA-центр, и стрип-бар для «дальнобоев». К счастью, кое-где появились бани, как у деревни Пасевичи Пинского района на км 420 трассы М-10

Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

Добавить комментарий