26 ноября в Национальном пресс-центре прошла пресс-конференция, посвященная вопросам профилактики дорожно-транспортных происшествий в зимний период. Старший инспектор по особым поручениям отдела организации межведомственного взаимодействия и пропаганды безопасности дорожного движения УГАИ МВД Республики Беларусь Анна Банадык и старший инспектор по особым поручениям отдела организации дорожного движения и дорожной инспекции УГАИ МВД Республики Беларусь Вадим Филончик рассказали об особенностях эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц зимой, подготовке автомобилей к эксплуатации, обязательной сезонной смене шин и правилах безопасного поведения на дороге водителей и пешеходов.
По состоянию на 26 ноября с начала года в стране произошло 3007 дорожно-транспортных происшествий, в которых 440 человек погибли, 2936 получили ранения.
Об активной подготовке ГАИ к предстоящему зимнему периоду года рассказала Анна БАНАДЫК:
– Накануне мы провели масштабную информационную кампанию, посвященную популяризации применения световозвращающих элементов пешеходами. Проблема достаточно актуальная. Вместе с тем на первый план уже выходят вопросы готовности к зиме и профилактики дорожно-транспортных происшествий на данный период.
В этой связи с целью минимизации негативных сезонных проявлений с 27 ноября по 4 декабря по всей стране пройдет республиканская профилактическая акция «Лучший тюнинг для машин – установка зимних шин!».
В последние дни ноября стражи порядка выступят в трудовых коллективах с профилактическими беседами об основных рисках и угрозах безопасности в зимний период, обязательном использовании зимних шин и ответственности за нарушение установленных законодательством требований.
В рамках акции традиционно в последнюю пятницу месяца прошел Единый день безопасности дорожного движения, посвященный подготовке транспортных средств к эксплуатации в зимний период года.
С 1 декабря Госавтоинспекция приступит к проверке готовности водителей к зиме.
Анна Банадык напомнила, что сезонная смена шин должна осуществляться на автомобилях с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно, легковых и грузопассажирских автомобилях с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны, а также на автобусах с технически допустимой общей массой до 5 тонн. Зимние шины соответствующей маркировки устанавливаются на все колеса транспортного средства.
– Зимняя дорога опасна скользкостью, а это увеличение тормозного остановочного пути. Это и заносы, последствия которых могут быть непредсказуемыми: вылеты в кювет, наезды на пешеходов. Поэтому очень важно осознавать, что смена покрышек во многом обеспечивает безопасность как дорожного движения в целом, так и самого водителя, находящегося за рулем данного транспортного средства.
Также водителям рекомендовали проверить фары, габаритные огни и содержать их в чистоте.
– Но подготовить автомобиль к зиме недостаточно. Очень важно и самому перестроиться на зимний стиль вождения. Прежде всего обдумывать каждое свое действие, управлять транспортом спокойно и аккуратно. Это выбор безопасной скорости с учетом состояния дорожного полотна и видимости дороги в направлении движения. Водитель должен рассчитывать только на себя: соблюдать безопасный боковой интервал и дистанцию до впереди идущего транспорта, избегать резких и лишних маневров, экстренных торможений на дороге.
Анна Банадык также отметила, что перестроиться на зимний стиль движения должны и пешеходы.
Немаловажным фактором, влияющим на дорожную безопасность, является эксплуатационное состояние автомобильных дорог и улиц. Особую актуальность этот вопрос приобретает с ухудшением погодных условий и в зимний период года.
Вадим ФИЛОНЧИК подчеркнул, что сотрудниками ГАИ ежегодно изучается вопрос готовности организаций, ответственных за содержание улично-дорожной сети, к работе в зимний период:
– Эксплуатационные качества дорога терять не должна. Поэтому при наступлении осенне-зимнего периода владельцы автомобильных дорог обязаны позаботиться о том, каким образом они будут их содержать. По максимуму необходимо завершить все дорожно-строительные работы, ямочный ремонт должен быть проведен качественно, с учетом возможных низких температур воздуха.
Подготовка к зиме предусматривает и заготовку противогололедных материалов, временных дорожных знаков, необходимых для обозначения тех или иных участков дорог, имеющих зимой ограничения в движении. Коммунальная техника должна быть готова к работе и переоборудована.
Сотрудниками ГАИ запрашивается необходимая информация у коммунальных и дорожных организаций. Все анализируется, и если выявляются недостатки, например, не готова техника или недостаточно заготовлено песчано-соленой смеси, принимаются меры административного характера.
– В целом за 2018–2019 зимний период должностным лицам дорожно-коммунальных организаций специализированных предприятий выдано порядка 912 предписаний на устранение выявленных недостатков. За нарушение требований к содержанию улично-дорожной сети в зимний период к административной ответственности привлечено более 400 должностных лиц. О фактах выявления недостатков в органы исполнительной власти отправлено более 150 информаций.
Вместе с тем за 10 месяцев количество ДТП по причине неудовлетворительных дорожных условий снизилось: за аналогичный период прошлого года по этой причине произошло 20 ДТП, а в этом году – 10. Соответственно сократилось число погибших – с 10 до трех, раненых – с 16 до 12.
Владимир Филончик обратил внимание, что к недостаткам относятся неполная освещенность, неисправность или отсутствие технических средств организации дорожного движения. Поэтому выделить, что именно повлияло на такое сокращение числа ДТП, будет некорректно.
Вместе с тем в дорожных организациях созданы свои дорожно-патрульные службы, которые осуществляют ежесуточный мониторинг. При ухудшении погодных условий проводятся внеплановые патрулирования:
– От качества работы диспетчерских дорожно-патрульных служб во многом зависит не только скорость устранения выявленных недостатков, но и безопасность дорожного движения в целом. Поэтому участники дорожного движения не должны оставаться в стороне. Если видят проблему – надо сообщать. Единый телефонный номер дорожной службы – 125, милиции – 102, МЧС – 101, единый номер безопасности – 112. Повторю: для оперативного реагирования в первую очередь нужна информация. Мы работаем в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными.
Отвечая на вопросы журналистов, сотрудники ГАИ отметили, что принимаемых дорожно-эксплуатационными службами мер по снижению рисков, возникающих от неблагоприятных погодных условий, сегодня достаточно, и призвали водителей с пониманием относиться к возможным резким перепадам температур:
– Погодные условия могут резко меняться. Достаточно часто это происходит в утренние и вечерние часы, особенно при моросящих осадках. Проезжает машина дорожной службы, посыпает противогололедным составом, а водители едут буквально вслед. Но для реакции таяния снега или наледи необходимо определенное время. Это надо учитывать. Также необходимо не забывать о том, что есть и определенные директивные сроки, в которые в зависимости от категории дорог они должны быть обработаны. Поэтому рассчитывать на быстрый эффект не стоит.
Отвечая на вопрос о том, как ГАИ планирует реагировать на заторовые ситуации, которые часто возникают из-за незначительных ДТП при неустойчивой погоде, инспекторы обратили внимание прессы, что сейчас главная задача – объяснить водителям, как влияет такая погода на безопасность движения, и призвать к адекватным действиям на дороге:
– Невозможно ловить снежинки на лету, особенно если снег идет не переставая. Каждый должен понимать, что когда погодные условия осложняются, то неминуемо осложнение и состояния проезжей части. Поэтому лучше выезжать заранее и планировать свой маршрут движения, исключая опасные участки дорог.
Никита ПЕТРОВ, «ТБ»