Да будут новшества!

Да будут новшества!

В создании безопасных и комфортных условий передвижения на велосипедах в Гродно заинтересованы не только сами любители двухколесных транспортных средств, но и городские власти. В городе принята Концепция развития велодвижения до 2030 года, в которой проанализированы проблемы велосипедного движения в областном цетре и намечены пути их решения, а также представлен план действий на ближайшие 10 лет.

По занимаемой территории среди городов Беларуси Гродно занимает третье место вслед за Минском и Брестом. На велосипеде от центра города до самого дальнего жилого микрорайона Ольшанка, преодолев расстояние в 10 километров, можно добраться за 40 минут. Понадобится чуть больше часа, чтобы проехать на велосипеде через весь город – 17 километров от микрорайона Девятовка, находящегося на северо-востоке областного центра, до микрорайона Ольшанка на юго-западе.

Экономичному, простому в управлении и эксплуатации виду транспорта отдают предпочтение многие. В конце сентября в городе был проведен третий подсчет велосипедистов. Он проводился при поддержке Европейского союза в рамках проекта «Городское велодвижение в Беларуси». Как рассказали в ООВ «ВелоГродно», за основу брались точки, в которых осуществлялся подсчет в 2017 году. Таким образом, в течение двух недель вниманием волонтеров были охвачены 10 точек, где проведены 15 подсчетов.

После обработки полученных данных оказалось, что в среднем в разных точках города проезжает 33 велосипедиста в час, вечером – около 60, когда люди возвращаются домой с работы и учебы. По-прежнему большой популярностью в Гродно пользуется горный велосипед, которому отдают предпочтение 83% велосипедистов. А вот такое важное средство защиты, как шлем, использовали только 2,8%. Как и ранее, самые массовые потоки любителей передвигаться на таком виде транспорта были зафиксированы на Старом мосту и путепроводе по улице Победы. В среднем в час по ним проезжало около 55 велосипедистов. Появление на улицах самокатов стало отличительной особенностью подсчета-2019: в некоторых точках – около 10 самокатов, электро- и обычных в час. 17,2% велосипедистов составили женщины, 47% – это парни и девушки от 12 до 35 лет. Категория от 35 до 50 лет – 40,8%, старше 50 лет – 7,9%, остальные 4,3% – дети младше 12 лет.

Согласно оценке ООВ «ВелоГродно», по развитию велосипедной инфраструктуры Гродно занимает четвертое место после Минска, Бреста и Полоцка. Можно отметить, что в нынешнем году в городе на Немане дан новый импульс развитию велодвижения. Так, в 2019-м в областном центре впервые появились практически сразу же после завершения строительства новых домов такие элементы велоинфраструктуры, как гаражи для велосипедов. Также были установлены два веломаячка – это стенды с инструментами для самостоятельного ремонта велосипедов. Места установки веломаячков выбраны неслучайно. Один из них находится на улице Суворова, где нет веломастерских, второй размещен возле Молодежного центра, где всегда большой поток туристов. Также в центре города, у Лютеранской кирхи, появилась велопарковка. Если в 2012 году в Гродно насчитывалось лишь 12 велопарковок, то сейчас их – 380.

В июле 2018-го в Гродно был запущен автобус, оборудованный для перевозки велосипедов. С мая по сентябрь три раза в день он доставляет пассажиров с гродненского автовокзала на шлюз Домбровка Августовского канала. За один рейс автобус может перевезти пять велосипедов.

В начале 2019-го с целью продвижения культурно-исторического наследия польского города Сокулка и белорусского Гродно отделом спорта и туризма Гродненского горисполкома и Гродненским областным отделением общественного объединения «Республиканский туристско-спортивный союз» совместно с гминой Сокулки Подлясского воеводства Республики Польша началась реализация двухлетнего проекта международной технической помощи «Шляхам Тызенгаўза», в рамках которого будут созданы туристические велосипедные маршруты «Великокняжеский» № 427 протяженностью 18 км, а также международный велосипедный маршрут «Шляхам Тызенгаўза» № 434 Гродно – Сокулка общей длиной около 59 км, 26 из которых пройдет по территории Польши, 33 – по территории Беларуси.

В ноябре в Гродно приняли Концепцию развития велодвижения до 2030 года, которая разрабатывалась в партнерстве с экспертами проекта «Городское велодвижение в Беларуси», финансируемого Европейским союзом и реализуемого учреждением «Центр экологических решений» совместно с общественным объединением «Минское велосипедное общество».

Одна из важнейших задач плана развития велосипедного движения – увеличение протяженности велосети. На текущий момент велосипедная инфраструктура Гродно насчитывает около 10 улиц с разметкой на тротуаре, одну велодорожку рекреационного назначения и несколько разрозненных велодорожек вдоль улиц в районах жилой застройки. Протяженность велодорожек – 17,65 км. В этом году на проспекте Янки Купалы была построена велодорожка длиной 1,2 км. 5 ноября открыто движение на улице  Виктора Саяпина в новом микрорайоне Грандичи-2: здесь появилась велосипедная дорожка длиной более 900 метров. Планируется, что к 2030 году в Гродно будет построено более 130 км новых велосипедных сетей, среди которых 70 км обособленных велодорожек и 60 км совмещенных велопешеходных.

В рамках мероприятий по обеспечению полной безбарьерной среды предусматривается проведение работ по понижению бортовых камней в микрорайонах города, при ремонте теплосетей и застройке новых микрорайонов, а также обустройство проезда за остановками общественного транспорта при их проектировании и велопереездов на нерегулируемых перекрестках в местах пересечения проезжей части с велодорожками.

При разделении тротуаров на пешеходные и велосипедные зоны пиктограммы с изображением велосипеда будут наноситься через каждые 50–100 м, также обозначаться места пересечений пешеходных и велосипедных путей. Кроме того, в планах – постоянное благоустройство и обновление велосипедной инфраструктуры в лесопарке Пышки. Намечено установить информационные таблички для пешеходов вдоль велосипедных маршрутов, провести работы по обновлению разметки и маркировке веломаршрутов, благоустройству и ремонту мест отдыха, а также увеличить участки веломаршрутов с искусственным освещением. Также в будущем появится возможность зарядить электровелосипеды в отелях и хостелах, на заправках и в других местах города. Инфраструктура, удобная для использования любителями велосипедов, будет способствовать внедрению байкшеринга – проката, при котором этот вид транспорта можно оставить в любой точке в пределах города.

Светлана СМОЛЕЙ, «ТБ»

Да будут новшества!

Добавить комментарий