Зима: готовность туманом проверена

8–11 ноября сегодня уже смело можно назвать внеплановой проверкой, организованной самым каверзным нашим контролером – природой. Ведь из многочисленных оранжевых уровней опасности на сей раз она выбрала, пожалуй, одно из самых сложных испытаний – туман.

Оставив транспортников без главного – видимости пути следования, непогода царила в стране практически четыре дня. Расшалившись не на шутку, то туман, то дымка старались парализовать движение. Но экзамен был сдан достойно: никаких необоснованных рисков.

Возьмем, к примеру, Национальный аэропорт Минск. Да, рейсы задерживались. Пассажирам приходилось ждать вылета по нескольку часов. С опозданием в Минск прилетели рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга, Кишинева, Варшавы, Одессы и других городов. Ситуация стабилизировалась только к выходным. Вместе с тем аэропорт работал в штатном режиме, а решение о посадке или отмене рейса принимали сами экипажи воздушных судов. Так принято в подобных случаях.

В условиях недостаточной видимости самостоятельные решения принимают и автолюбители: отправиться в путь или не рисковать. Этого нельзя сказать о водителях маршрутных транспортных средств – на остановках их ждут пассажиры. А вот какой выбрать стиль вождения – решают профессионалы. Словом, все зависит только от нас самих.

Рассказать о том, с какими проблемами столкнулись в реальности, поделиться наблюдениями и дать хорошие рекомендации мы попросили специалистов.

БЕЛГИДРОМЕТ: ждать 1 декабря не стоит

Начальник службы метеорологических прогнозов ГУ «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мотиторингу окружающей среды» Александр БЕГАНСКИЙ:

– В белорусском тумане нет ничего удивительного. В среднем по стране в году бывает 43 дня с туманами, в ноябре – от 6 до 17 дней. В Минске их 46 в год, из них девять – в ноябре. Самые туманные месяцы – октябрь, ноябрь и декабрь.

Есть и своеобразный рекорд. В 1958 году, например, в Минске туманы сгущались 102 дня в течение года. Если же говорить о ноябре, то они просто царили в Новогрудке: самые продолжительные длились 5,5 дня, а из 30 дней месяца 26 было окутано туманами.

Если говорить о погоде 8–11 ноября этого года, то никаких рекордов мы не увидели. Сгустившийся в четверг туман продержался два дня. Наиболее интенсивный наблюдался в Могилевской, Минской и Гомельской областях, видимость составляла около 100−200 метров. Но уже 9 ноября, в пятницу, туман здесь ослабел, в Гродненской области – до уровня дымки.

В Витебской и Брестской областях туманы наблюдались не повсеместно с видимостью около 300 и 400−500 метров соответственно. В Минске она была на уровне 300–400 метров и в разных районах отличалась.

Самый густой туман наблюдался в месте расположения Национального аэропорта Минск – видимость до 100 метров. Это и вызвало задержки авиарейсов.

На этой неделе тоже рекордов не было. Но погода явно не порадовала водителей: к туманам добавились ночные заморозки, гололед и гололедица. Ничего удивительного, ведь мы движемся к зиме, ждать теплой комфортной погоды не приходится. Мы переходим на устойчивые отрицательные температуры в ночное время и переменные (от минуса до плюса) – в дневное. Поэтому ждать 1 декабря, чтобы «переобуть» автомобиль, сменив летние на зимние шины, не стоит.

ГАИ: ДТП меньше, но бдительность не теряйте

Старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Республики Беларусь Анна БАНАДЫК:

– Бесспорно, туманы плохо сказываются на условиях дорожного движения. Вместе с тем в такие дни становится меньше дорожно-транспортных происшествий с материальным ущербом и погибшими. Это подтверждает и статистика.

Так, с 1 по 4 ноября всего произошло 1186 ДТП, в которых 8 человек погибли. С 8 по 11 ноября случилось 977 аварий, в которых погибло три человека. То есть в туманные дни число погибших сократилось на пять человек, а общее число ДТП – на 209.

Если говорить о конкретных туманных днях предыдущей недели, то самое большое сокращение числа ДТП произошло в четверг, 8 ноября: меньше на 87 происшествий и одного погибшего. 9 ноября аварий стало меньше на 9, 10 ноября – на 84 ДТП и трех погибших, а 11 ноября – на 29 ДТП и одного погибшего.

Цифры свидетельствуют: люди прислушались к рекомендациям, стали более аккуратны при движении или вовсе отказались от поездок. Однако туман все же стал причиной ряда ДТП.

Мы призываем водителей выбирать безопасную скорость, соблюдать дистанцию, а в сложных погодных условиях исключать перестроения и опережения, избегать резких маневров.

В любую погоду с ограничением видимости очень важно обозначить свой транспорт на дороге. Включайте ближний свет фар. В дневном тумане он делает автомобиль видимым с расстояния 120–130 метров. При этом свет фар не будет слепить других участников дорожного движения.

С дистанции до 200 метров можно днем заметить машину с включенным дальним светом фар. А вот ночью он создаст перед автомобилем непроницаемую белую стену. Поэтому, когда наступают сумерки, важно не забыть перейти на ближний свет или включить противотуманные фары.

В тумане не стоит останавливаться, лучше преодолевать его на низкой скорости. Особенно внимательными следует быть в низинах, поймах рек, на продуваемых участках дорог. Не забывайте включать световые указатели поворота. Будьте предельно внимательны на нерегулируемых пешеходных переходах.

В условиях ограниченной видимости пешеходы также должны быть предельно осторожными. Важно помнить, что капюшоны, объемные шарфы и зонты ограничивают обзорность дороги. Не забывайте использовать фликеры и жилеты со световозвращающими вставками.

Минтранс: внимание к скорости и техническому состоянию

Начальник сектора транспортной безопасности Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Павел БРЕЧКО:

– Дорожные происшествия в условиях ограниченной видимости чаще всего происходят из-за того, что водители просто не осознают всего их коварства и едут слишком быстро. И даже когда попадают в полосу тумана, скорость не снижают. Это – грубейшая ошибка. Ведь главная опасность тумана и даже дымки – искажение расстояния как до движущихся, так и до статичных объектов: оно кажется в несколько раз больше, чем есть на самом деле.

По этой причине происходят не только ДТП с пострадавшими, но и столкновения с объектами организации движения, ограждениями, другими предметами дорожной инфраструктуры. При этом скорость напрямую влияет на последствия столкновения.

В данной связи напомню, что максимальный скоростной режим принято определять по видимости в стороне движения. Если дорога видна четко на расстоянии 40–45 метров, то автомобиль может ехать со скоростью не более 50 км/ч. Если видимость в три раза меньше, то для безопасности не стоит ехать со скоростью более 25 км/ч.

Выбор рационального скоростного режима приобретает особую актуальность и в связи с вполне закономерными сезонными погодными изменениями. Мы уже вошли в сезон года, когда туман, дымка, порывистый ветер, гололед, гололедица, дождь, а вскоре и снег становятся частыми. Поэтому особую актуальность приобретает техническое состояние транспорта: оно должно не просто подтверждаться документально, но и постоянно контролироваться.

Минлесхоз: в поведении животных изменений нет

Консультант отдела охотничьего хозяйства Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь Виталий БОНДАРЕВИЧ:

– В настоящее время ждать каких-то особых перемен в поведении животных не стоит. Научных обоснований того, что туман как-то влияет на поведение лесных жителей, нет.

Вместе с тем при перепадах с плюсовой на минусовую температуру, особенно когда выпадает первый снег, а также с наступлением сильной жары животные испытывают психологический стресс. Они начинают искать укрытие в тихом месте, которым уж никак нельзя назвать дорогу.

Не должен вызывать проблем у автомобилистов и молодняк, который сейчас не отходит от своих мам. Самки также не спешат к дороге. Заботясь о потомстве, они ищут укромные и тихие места.

Одной из немногих причин выхода животных на дорогу может стать испуг. В этом случае зверь перестает ориентироваться, поэтому подавать звуковые сигналы на загородных трассах без экстренной необходимости не следует.

Всем, кто увлекается охотой, напомню: 25 сентября этого года в силу вступили новые Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты. В пункте 150 прописано, что запрещено производить стрельбу на шум, шорох, по неясно видимой цели в тумане, в сильный снегопад, в сумерках, против солнца и при других условиях плохой видимости, а также по взлетающей птице ниже
2,5 метра в условиях ограниченной видимости.

Берегите природу. И доброго всем пути!

Елена ПЕТРОВА, «ТБ»

Добавить комментарий