Водитель-международник – одна из редких профессий, которая в условиях чрезвычайного положения позволяет миновать закрытые границы. Каково приходится дальнобойщикам в связи с распространением инфекции COVID-19?
ИЗ-ПОД КОЛЕС ВЫБИЛИ ПОЧВУ
По информации Автотранспортной дирекции Латвии, общее количество транспортных компаний, у которых имелось разрешение на международные грузовые перевозки, составляло в конце прошлого года 16 208. Чрезвычайная ситуация пандемии серьезно выбила из-под колес большегрузов твердую почву.
– Катастрофическое снижение оборотов, – поясняет ситуацию исполнительный директор Латвийской ассоциации автоперевозчиков Latvijas auto Александр Черкасов. – Фирмы отказываются поставлять продукцию, производство повсюду останавливается. В Россию и обратно поставки осложнены карантином, волатильностью рубля и общей ситуацией, в Европе многие компании останавливают деятельность. На отрасли международных автоперевозок сказывается почти трехмесячный простой на китайском направлении. Все это ставит под сомнение доставку импорта, в том числе товаров первой необходимости. Грузов все меньше, людей приходится увольнять, отправлять в неоплачиваемый отпуск. А поскольку в латвийских компаниях много сотрудников из третьих стран, в том числе из Беларуси, им вообще помощи ждать неоткуда и приходится возвращаться домой.
К кризису мы подошли, уже будучи в кризисе. Из-за банкротств и самоликвидаций из более 1100 членов ассоциации в строю осталось меньше 400. У большинства фирм нет никаких накоплений, чтобы переждать трудные времена. Если раньше один водитель делал в месяц четыре рейса туда и обратно, то сейчас – один. Стоимость фрахтов снизилась, да и перечень товаров для перевозок существенно сузился.
На вопрос о возможной помощи транспортным компаниям со стороны властей Александр Черкасов пояснил, что никаких шагов навстречу перевозчики не дождались, хотя со своей стороны предлагали снизить акциз, заморозить налоги, отменить плату за дороги. В пример он привел Эстонию, где власти снизили акциз на дизельное топливо, электричество и газ на два года. А требование самоизоляции водителя между рейсами нередко означает одновременную потерю работы для его супруги, так как работодатель может и ее отправить на карантин.
– Вот многие спрашивают про очереди на границах, но скоро эта проблема решится сама собой, поскольку уже некому будет стоять в «колейке», – замечает Александр Черкасов. – Надеюсь, что здравый смысл возобладает у всех. Чем дольше все это тянется, тем меньше шансов что-то потом перезапустить.
БУДТО НИЧЕГО НЕ СЛУЧИЛОСЬ
По словам дальнобойщиков, с которыми довелось побеседовать, картина пандемии в разных странах отличается разительно. Один из них – Антон, который работает на эстонскую компанию и доставляет на рефрижераторе продукты по Скандинавии с выездом в Европу, рассказал:
– Из Скандинавии везу рыбу, обратно – овощи и фрукты. По мне, так работы стало даже больше, потому что из-за приостановки части паромов ездим по суше. Этот путь дольше, но выхода нет. Впрочем, мои коллеги сталкиваются с тем, что из-за сокращения производства грузов стало меньше, например, стройматериалов. Германские компании иностранных водителей сокращают в пользу, так сказать, титульной нации.
– В Финляндии лишь пару человек на улицах в масках видел, – продолжает Антон. – Из Хельсинки выезжал – все легковые машины идут через проверку у докторов, большегрузы останавливают выборочно и смотрят, чтобы не везли пассажиров. Швеция и Нидерланды пропускают без проблем, да и внешне там все выглядит так, будто ничего не случилось. Эстонцы всех проезжающих заносят в базу данных. В Латвию пускают без проблем. Кстати, в Риге и Таллине поразило количество легкового транспорта на дорогах – в Европе такого нет и близко. Литовцы проверяют, чтобы были без пассажиров, и просят заполнить анкету. В Германии на границе – полицейский контроль.
По словам нашего собеседника, отличается и подход на загрузке-разгрузке. Во многих компаниях требуют, чтобы водитель был в перчатках и маске, а в некоторых и вовсе запрещают покидать кабину.
По наблюдению Антона, в нынешней ситуации больше всего не повезло его коллегам из третьих стран. Они не могут попасть в страну, где трудоустроены, поскольку границы закрыты, в этой же связи и домой вернуться проблемно. Некоторые вынуждены третий месяц работать на круговых рейсах без заезда домой и на базу.
НИКАКИХ УЖАСОВ
Еще один наш собеседник, Александр, возит продукты, медицинские компоненты и стройматериалы в Европу и Россию.
– В принципе, работаем так же, как и раньше. Когда все громыхнуло в Европе, я активно катался в Италию, – рассказывает он. – Вначале не казалось, что все так серьезно. В нашем небольшом городке, откуда я родом, все говорили, что среди людей специально сеют панику, чтобы кто-то на ней заработал. Никаких ужасов, описанных в прессе, я не видел, но въезд в Кремону (под Миланом) был перекрыт полицией. В разных странах и даже в самой Италии очень различное отношение к пандемии. На юге все грузчики были без масок и говорили, что это в «норд Италии – гранде проблеме», а у них – «пикколо». Поляки поначалу так закрылись, что никто проехать не мог – стоял в пробках по девять часов. Позже ситуация изменилась, но я предпочитаю ездить через Австрию и Чехию – без остановок. В Литве и Латвии просят подписать бумагу, что не буду ни с кем контактировать. На белорусской, российской и литовской границах все в масках и перчатках, в Латвии – далеко не все. На въезде в Беларусь выдают карту, на которой отмечены заправки, где можно останавливаться, поесть.
ПРИШЛОСЬ ЕСТЬ ПЕРЕПЕЛОК
Андрей работает в латвийской компании и ездит только по Европе.
– Закрытие границ началось, когда я был во Франции и Англии, – рассказывает он о своей ситуации. – Чаще на загрузках-выгрузках нам не разрешают выходить из машины, но где-то, напротив, норовят поздороваться за руку. Бывают и сплошные «китайские церемонии»: поставят коробочку и отойдут на два метра, чтобы я положил в нее документы. Затем я отхожу на два метра, после чего они берут документы специальной бумажкой. Со стороны на это смотреть, наверное, смешно, но ситуация обязывает.
По словам Андрея, главный рецепт самосохранения для водителя – не выходить из кабины. Он, например, живет прямо на рабочем месте, готовит на плитке еду. Вспомнил, как в один момент французские магазины опустели – ни макарон, ни круп, ни кур, только мороженые перепелки – попробовал, разницы никакой, но… втрое дороже. Кафе придорожные во Франции закрыты, в Польше и Германии еда только на вынос, в Литве все работники общепита в масках и перчатках.
Андрей отмечает некоторые плюсы ситуации: туалеты и душевые помещения для дальнобойщиков сверкают чистотой, на границах нет очередей, на дорогах – свободно.
– Зато на активности придорожного криминала коронавирус никак не отразился, – подметил он. – На одну стоянку приехали дюжие ребята и стали вскрывать баки и сливать солярку, а тем, кто возмущался, били стекла. Коллега рассказывал, что на лесной стоянке, где он ночевал, у шести машин порезали тенты – искали ценный груз.
Работы прибавилось, но зарплаты остались те же. Но что поделать, многим сегодня непросто. Езжу, стараюсь особо ни с кем не контактировать. Хотя жутковато, конечно. Бывает, чихнешь от пыли – и сразу мысли: вроде и не ходил нигде, но вдруг и тебя достанет зараза…
Антон КЛИМУК