Жизнь в интерьере кабины

Дальнобойщик – это образ жизни, «дорожная» любовь на всю жизнь.

Автомобиль для современного человека – такая же обычная и будничная вещь, как и компьютер или электрочайник. Уже никого не удивляют круглосуточный шум моторов и нетерпеливые гудки клаксонов – все это непременный атрибут любого большого города, что-то само собой разумеющееся. Однако если для большинства людей автомобиль является банальным средством передвижения, то для отдельной, особенной категории граждан крутить баранку – это не только способ добраться в конкретный пункт назначения, а скорее смысл жизни, профессия.

Сегодня на рынке транспортных услуг великое множество компаний-перевозчиков и сугубо экспедиторских предприятий. Но есть и достаточно серьезные фирмы, работающие на рынке грузоперевозок не одно десятилетие, честно заслужившие доброе имя и уважение как клиентов, так и конкурентов. СООО «Могилеввнештранс» – одно из них.

Жизнь в интерьере кабины Жизнь в интерьере кабины Жизнь в интерьере кабины

Справка

Почетные дипломы присуждаются МСАТ водителям за отличную работу при выполнении международных грузовых или пассажирских перевозок, за высокий профессионализм и безупречный труд. Основные требования, которым должен отвечать водитель для представления к данной награде: работа по специальности не менее 20 лет, из которых не менее 15 лет – на международных перевозках, на последнем предприятии – не менее 5 лет, отсутствие за этот период претензий от администрации предприятия и серьезных нарушений Правил дорожного движения. Будучи профессиональным водителем, он должен выполнить не менее 1 млн км на международных перевозках.

В компании работает 150 сотрудников, из них 134 водителя. В парке – 65 автомобилей престижных марок: Mercedes, Daf и МАЗ. Все машины новые, надежные и экологически чистые. Тентовые полуприцепы и рефрижераторы современны и удобны.

Средний возраст водителей – 50 лет. К ним на предприятии предъявляются высокие требования: знание иностранных языков, законодательной базы западноевропейских государств (если ездят в том направлении), таможенного право, а также техническая грамотность. Все водители – профессионалы.

Среди лучших международников, которые трудятся в компании, Владимир Лобырев и Александр Кириленко. Это водители первого класса, награжденные почетными дипломами и медалями Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) за эффективную и безаварийную работу по итогам 2016 года.

Владимир Алексеевич и Александр Сергеевич – из тех людей, кого не станешь называть просто по имени. Если, конечно, вы вместе не съели пуд соли и не проехали те бесчисленные тысячи километров, которые отмотали они. Их называют шоферами. Это люди одной профессии. Они видели на дорогах абсолютно все и кое о чем могут рассказать.

Они умеют ездить, наверное, на всем, что заводится, и смогут починить все, что не заведется.

Получив водительские удостоверения еще во времена Советского Союза, Лобырев трудился в Могилевском агросервисе, Кириленко – в АТЭК-6. Рушилась империя, возникали новые государства и пограничные посты, а они колесили по автомобильным дорогам СССР. Проехали 1990-е, пронеслись за окнами кабины 2000-е. Профессия – это часть их жизни, а предприятие «Могилеввнештранс» стало родным домом.

Водителем-международником в советское время мечтал работать практически каждый профессиональный шофер. И попасть в «элиту» было непросто.

– Мы колесили внутри СССР, – рассказывает Александр Кириленко. – Ходили в Туркменистан, Узбекистан, Казахстан, Россию и Украину. И даже когда стало все разваливаться, продолжали ездить. Правда, уже на новых условиях. Вместо командировочных в АТЭК-6 выдавали сухой паек. В кабине под сиденьем у нас был склад тушенки, сгущенного молока и прочих консервов, которые не могли испортиться в жару. Дефицит продуктов и товаров создавал опасность для дальнобойщиков, которые стали объектами нападения различных преступных групп. Тогда на дорогах их было предостаточно, поэтому от водителя требовалось постоянное пребывание в «повышенной боевой готовности».

В Беларуси были свои «цирковые банды». Наш товарищ ехал из Бреста до Могилева без остановок. И только в гараже предприятия обнаружили, что на тентованном прицепе висит лестница-крюк с ухватами для рук. Как они умудрялись на скорости 90 км/ч залезть на автомобиль, неизвестно. Видимо, только циркачам такое под силу.

Несмотря на опасность, это нас закалило. И мы по-прежнему та каста водителей-романтиков, живущих по особому кодексу чести и правилам и проводящих всю жизнь за рулем большой красивой машины на серых лентах дорог в бесконечных просторах…

Что касается нынешнего времени, то и сейчас хватает адреналина и в России, и в Европе. В прошлом году на автостоянке в Польше остановился на ночлег. Просыпаюсь от резкого запаха газа. Придя в себя, вспугнул грабителей, которые пытались открыть машину. Аналогичная ситуация произошла в Германии, где наводнившие страну беженцы пытаются промышлять на дорогах, вскрывая ножом тенты автомобилей.

– Как работается в нелегких условиях рыночной экономики?

– Кто хочет работать, тот и зарабатывает, – отмечает Владимир Лобырев, ветеран предприятия, который в мире тяжелых моторов уже почти полвека. – Руководство компании создает для нас благоприятные условия, чтобы каждый мог реализовать свои планы и задачи, в числе которых и профессиональные, и финансовые, и моральные. Работая в фирме, мы можем планировать свое будущее и быть уверенными в завтрашнем дне.

У нас удобные и комфортабельные автомобили, сиденья – на воздушной подушке. Обогреватель кабины работает от аккумулятора в заданном режиме. Есть кондиционер, холодильник, морозильник, ящики для разных мелочей, бортовой компьютер, электронные датчики подсчета километража на автобанах, рация, магнитола, тахометр чиповый, служебный телефон с роумингом и многое другое – каждый водитель по желанию может дополнить комплектацию. В автомобиле имеется практически вся кухонная утварь, нет только микроволновки.

А вообще, многое в нашей работе зависит от профессионализма, везения и терпения. На мой взгляд, тяжелой в профессии водителя-международника была, есть и остается разлука с семьей: короткие недельные встречи – и опять в рейс. Работа трудная. Долгие часы за рулем, ночные поездки, неожиданности на дороге, многочасовые ожидания разгрузки-загрузки, малоподвижность, напряжение зрения, внимания… Но это наша работа, а чтобы получить достойную зарплату, нужно выполнить определенную норму, доставить клиенту груз минута в минуту, оправдывая при этом репутацию фирмы.

– Отличается ли качество наших дорог от зарубежных?

– Мы объездили все страны Западной Европы, кроме Италии (исключительно из-за законодательства этого государства). Основные направления – Россия, Казахстан и страны СНГ, – отмечает Александр Кириленко. – Перевозим разные грузы во всех направлениях. На экспорт идут пиломатериалы, металлы, продукция химической отрасли. Обратно везем комплектующие для производств, продукты питания. Все – для клиента.

Что касается качества дорог, то в Беларуси есть похожие на европейские. Но, к примеру, из Могилева на Гомель едешь, как по стиральной доске. Дорога горбатая, проваленная вся.

– Разумеется, кое-где есть недочеты, но основные магистрали великолепны, – добавляет Владимир Алексеевич. – В той же России за последние годы дороги заметно улучшились, и строительство автобанов продолжается.

– Есть ли отличия в культуре вождения у водителей разных стран?

– Вообще, дальнобойщики – это отдельная, особенная каста водителей, каждый из которых в полной мере испытал все «прелести» такой работы. Больше стараются помочь и поддержать. Заметная разница в манере вождения наблюдается у владельцев легковых авто. Видимо, им иногда кажется, что они бессмертны. Конечно, бывают проблемы и с нашим братом, но это скорее от потери бдительности или даже усталости, – констатирует Александр. – Кроме того, российского водителя я отличу и на дорогах Европы – по культуре вождения, которой, замечу, вообще нет. Чем круче машина, тем дурнее тот, кто ею управляет. Вот пример. Стоим на границе. Очередь – в несколько километров. Подъезжает BMW с номерными знаками московского региона и начинает щемиться на обочину, чтобы таким образом обойти вереницу автомобилей. Пришлось водителя учить манерам поведения на дороге.

Из европейцев, на мой взгляд, самые строптивые – бельгийцы. Никогда не пропустят – моргай не моргай. А настоящие джентльмены проживают в Великобритании. Там на высоком уровне организация дорожного движения с указателями по полосам, да и сами они с уважением относятся к автомобилям с иностранными номерами. На моей памяти – случай, произошедший в этой стране, когда мы еще ездили без навигаторов – по карте. Ночь, а мне надо проехать через несколько развязок, чтобы повернуть на дорогу, где размещается фирма. Проскочил нужный поворот и по привычке поехал по правой полосе, прямо навстречу автомобилям. И только спустя время до меня дошло, что я – в Англии. А вообще, стараемся придерживаться европейского стиля и культуры вождения и на наших дорогах, тем самым показывая, как нужно относиться друг к другу всем участникам дорожного движения.

– А еще в Европе, как, впрочем, и в Беларуси, существенным плюсом является обязательное соблюдение водителями-международниками режима труда и отдыха, – замечает Владимир. – По правилам человек не должен в день находиться за рулем более 9 часов, которые делятся на смены по 4,5 часа. В неделю водитель не может быть за рулем более 56 часов.

Такие требования в Европе введены уже давно. Причинами послужили ДТП, произошедшие из-за того, что люди засыпали за рулем. Установленные в машинах тахографы фиксируют скорость, режим труда и отдыха водителя. Транспортные инспекторы могут проверить тебя в любое время, и договориться с немцем или французом не получится. Несоблюдение режима является грубейшим нарушением как для европейцев, так и для тех водителей, которые ездят по их дорогам.

Штраф – от тысячи до трех тысяч евро. Коллеги из России рассказывали, что и до пяти доходило. Но, несмотря на большие штрафы, к примеру, в той же России еще имеются фирмы, которые работают «по-черному». Получается так: человек проехал девять часов и должен отдыхать. Но в реальности он не останавливается, а едет дальше, используя разные схемы, чтобы скрыть нарушения. Занчивается такая работа венками на обочинах. Я считаю, что уважающая себя компания должна грамотно организовать работу и не заставлять людей сутками сидеть за рулем.

– Что, на ваш взгляд, составляет ценность профессии «водитель-международник»?

– Я – дальнобойщик, и это звучит куда более гордо, чем, к примеру, я – менеджер, – отвечает Владимир. – Не в обиду другим, но водители грузовика обладают большим ореолом мужественности. К тому же сама профессия ничем не испачкана. Ты будешь всегда уважаем в обществе, даже несмотря на то что работаешь в сфере перевозок.

– Кроме того, – добавляет Александр, – сообщество дальнобойщиков очень сплоченное. Каждый водитель поможет товарищу, если у того возникнут какие-нибудь проблемы, даже при жестком графике движения. Потому что он знает: поможешь ты – помогут тебе. Тебя всегда подстрахуют и не откажут в помощи. Держаться коллектива на дорогах – это важно. Таким образом проявляется вся ценность мужского братства.

Жаль, все меньше энтузиастов старого поколения, тех, кто любит эту профессию, как любим ее мы. Это же образ жизни. Это – удовольствие от работы. И это выше всяких денег. Короче, словами не объяснить. Это нужно пережить.

Какие бы проблемы ни подстерегали в пути, дальнобойщик – «дорожная» любовь на всю жизнь. Возможность посмотреть мир, познакомиться с разными людьми. Единственная сложность: находясь в рейсе, тебя тянет домой, а отдыхая, вновь жаждешь работать. Вот такая круговерть.

Вера ОБРАЗЦОВА, «ТБ»